Он остаётся в памяти и сердцах японцев и продолжает быть символом храбрости и мужества, а его идеи легли в основание первой конституции Японии. Кто же он? Его имя – Сакамото Рёма! В этой статье мы взглянем на жизненный путь и наследие национального героя Японии Сакамото Рёмы, которое живёт и по сей день в культуре и даже в языке.
Ранние годы жизни Сакамото Рёмы
Сакамото Рёма (坂本龍馬 по старому стилю, 坂本竜馬 по новому стилю) родился 3 января 1836 года в городе Коти княжества Тоса (сегодняшняя префектура Коти) на острове Сикоку. Его семья обладала самым низшим рангом в самурайской иерархии – 郷士 го:си, досл. «деревенские самураи», который предшествующие поколения рода Сакамото купили благодаря богатствам, накопленным на изготовлении и продаже саке. В 12 лет Сакамото отдали в частную школу, однако учёба его мало интересовала, и поэтому он не остался в школе надолго. Из-за издевательств в школе, старшая сестра попросила взять его в додзё школы фехтования Огури-рю. Благодаря такому стечению обстоятельств, своим талантам и усердию Сакамото стал мастером фехтования к моменту своего совершеннолетия. Впоследствии он стал почтенным мастером знаменитого стиля фехтования Хокусин Итто-рю, что позволило ему давать уроки фехтования в Эдо (нынешнем Токио).
Становление героя
Ровно тогда, когда Сакамото Рёма приехал в Эдо в 1853 году, чтобы совершенствовать своё мастерство в фехтовании и преподавать, случилось одно из важнейших событий в японской истории. Оно положило начало эпохе Бакумацу, известной также как последние годы правления сёгуната Токугава – тогдашнего самурайского правительства Японии. Речь о завершении экспедиции в Японию коммодора Мэттью Колбрайта Перри, которая была начата с санкции правительства США. «Прибытие чёрных кораблей», как назвали японцы прибытие эскадры коммодора, состоялось 8 июля 1853 года, и его итогом стало окончание 265-летнего периода политики закрытых границ для иностранцев и запрета на выезд за пределы страны для японцев, называемой 鎖国 сакоку «закрытая страна».
Это событие, а в особенности и последовавшее за ним заключение в 1854 году неравного и несправедливого Канагавского договора, оказало большое влияние на Сакамото. Он, как и многие японцы, расценил заключение такого договора как явный признак слабости и некомпетентности сёгуна, который больше не мог править страной вместо императорского двора. К тому же, императорский двор тоже выступал против заключения унизительного договора. Всё это вылилось в создание движения «Сонно Дзёи» (尊王攘夷 Сонно: Дзё:и «Да здравствует Император, долой варваров!»), выступавшее за устранение сёгуната Токугава, возвращение власти в руки императора и пересмотр внешней политики, к которому позже и присоединится Сакамото.
В 1858 году Сакамото Рёма возвращается в родное княжество Тоса и начинает активно участвовать в движении «Сонно Дзёи». В 1862 году он вступает в движение «Кинното» (勤王党 Кинно:то: «Роялистская партия»), – роялистскую партию княжества Тоса, состоявшую примерно из 2000 самураев низших рангов. Глава «Кинното» Такэти Хампэита, близкий друг Сакамото, планировал покушение на правителя княжества Тоса. И хотя Сакамото поддерживал такой подход, он считал, что бороться с властью сёгуната необходимо по всей стране, а не только в княжестве Тоса. Поэтому через какое-то время он принял решение покинуть своё княжество и отправиться на борьбу непосредственно с властью сёгуната Токугава. В ту эпоху никому не позволялось покидать родные земли без разрешения своего клана под угрозой смертной казни. Сакамото сделал именно так, превратившись в ронина, – самурая без хозяина и клана. Статус ронина в те времена накладывал печать позора на всю семью бывшего самурая, поэтому одна из сестёр Сакамото, узнав о проступке брата, совершила самоубийство. Сакамото же, взяв себе псевдоним 才谷 梅太郎 Сайтани Умэтаро:, начал претворять свой план в действие, решившись на убийство Кацу Кайсю – высокопоставленного чиновника сёгуната, сторонника модернизации и вестернизации Японии.
Начало революции
Однако убийства не случилось. Кацу Кайсю удалось переубедить Сакамото Рёму во время покушения в необходимости модернизации страны и создании долгосрочного плана развития, чтобы устранить слабость армии, которая и привела к заключению позорного договора с чужеземцами. Вместо того чтобы убивать Кацу, Сакамото начал работать в качестве его ассистента. Он переехал вместе с ним в Кобе и начал посещать занятия в школе при строившемся центре обучения флотскому делу города Кобе, сооружением которого как раз и занимался в то время Кацу. Кстати, именно там в августе 1864 года Сакамото впервые лицом к лицу встретился с другой легендарной фигурой тех лет – революционером Сайго Такамори. Однако обучение Сакамото в центре долго не продлилось. Когда среди задержанных на различных демонстрациях и бунтах против сёгуната полиция задержала несколько учеников школы при строящемся центре, Кацу было приказано вернуться в Эдо, а центр был расформирован.
Из-за усиления давления сёгуната на сторонников императорской власти и активизации тайной полиции Синсэнгуми, в 1864 году Сакамото бежал в город Кагосима княжества Сацума на юге страны, ставший к тому моменту центром сбора сторонников анти-сёгунского движения. Там он основывает первую в Японии морскую торговую компанию под названием Камэяма, которая нанимала на работу ронинов со всей страны. С помощью этой компании, представлявшей собой что-то вроде частного военно-морского флота, ему удалось примирить два сильно враждовавших в то время княжества – Сацума и Тёсю, – создав военный альянс из сил этих двух княжеств, который уже мог бросить вызов сёгунату.
Успехи его торговой компании и военного союза между двумя южными княжествами в сражениях против сил сёгуната привлекли внимание тосских правителей к Сакамото. Правители Тоса, которые чувствовали близкую кончину сёгуната и не желали захвата власти двумя южными княжествами, решили сыграть роль посредника между сёгунатом и его противниками. Гото Сёдзиро, обладавший реальной властью в Тоса в то время, пригласил Сакамото с почётом вернуться в княжество Тоса, и тот предложение принял. Гото также обратился за советом по избежанию прямой военной конфронтации между сёгунатом и югом к Сакамото. На борту одного из суден княжества Тоса Сакамото представил ему свой план из 8 пунктов, также известный как 船中八策 сэнтю: хассаку «8 предложений на борту корабля», согласно которым нынешний правитель сёгуната должен был отойти от дел в пользу императора. В них он также излагал свои идеи устройства страны. Так, он писал что Японии необходим демократически избираемый двухпалатный парламент, конституция, национальная регулярная армия и флот, а также контроль курса обмена золота и серебра. Гото передал этот план через своих поверенных в сёгунате самому сёгуну Токугаве Ёсинобу. Сёгун, понимая всю опасность своего положения, принял постановления плана и официально ушёл в отставку в 1867 году, чтобы избежать надвигающегося насильственного свержения правительства. Началась Реставрация Мэйдзи.
Смерть
К сожалению, Сакамото не было суждено увидеть плоды своих стараний воочию. На него было совершено покушение группой убийц в одном из постоялых дворов Киото в 1867 году, примерно спустя месяц после отречения сёгуна. Он был убит 15 ноября, в свой 33-й день рождения. Существует множество теорий о том, кто мог бы убить Сакамото, однако истинная личность убийц до сих пор не установлена.
Наследие Сакамото
Сакамото Рёма определённо был одним из ярчайших деятелей своей эпохи. Человек, устремлённый в будущее, ярый патриот и сторонник модернизации родной страны – он, как и множество его предшественников, определил нынешний облик Японии, являя собой пример мужества и решительности. Он желал демократизации страны и создания парламента, избавления её от старых порядков, навроде сословий и феодальных княжеств.
Через шесть месяцев после смерти Сакамото император новой династии Мэйдзи представил свою «Клятву пяти пунктов», которая затем превратилась в первую японскую конституцию. «Клятва пяти пунктов» основывалась на 8 предложениях Сакамото.
Он запомнился простым японцам и своей любопытной манерой ходить в западной обуви вместе с традиционным самурайским одеянием. Многие называют это его собственным восприятием модернизации без риска для японских истории и культуры.
Что же до современности, Сакамото Рёма является популярным персонажем массовой японской культуры. Особенно интересна его роль в восприятии некоторых диалектов. Так, Сакамото множество раз становился героем исторических телесериалов, которые были популярны в Японии с середины прошлого века. Его персонаж, который обычно разговаривал на диалекте Тоса, стал невольно ассоциироваться с диалектом у простых японцев. Это привело к тому, что носители диалекта и говорящие на нём начали восприниматься как люди мужественные и храбрые.
Получается, что Сакамото не только создал современную Японию такой, какой мы её знаем сегодня, но и продолжает косвенно формировать языковые стереотипы японцев по сей день!
Источники:
https://ryoma-kinenkan.jp/feat/
田中ゆかり「方言コスプレ」の時代――ニセ関西弁から龍馬語まで











