Пожары в эпоху Эдо

Крупнейшим политическим центром Японии в эпоху Эдо (1603–1868 гг.) являлся одноимённый город, который позже переименовали в знакомый современному человеку Токио. Город Эдо был знаменит не только тем, что там находилась резиденция сёгуна, но и из-за частых пожаров, которые унесли жизни сотен тысяч людей. По каким причинам возникали огненные бедствия, и какими были самые крупные пожары в Эдо?

Причины возникновений пожаров

Пожары были настолько частым явлением в городе, что про него говорили: «Пожары и раздоры – цветы Эдо». За 267 лет эпохи произошло 49 очень крупных пожаров, а общее число зарегистрированных возгораний составило чуть менее 1800. Раз в три года огонь опустошал большую часть города. За тот же период в других крупных городах произошло не так уж и много больших пожаров: 9 – в Киото, 6 – в Осаке, 3 – в Канадзаве.

Причин для возникновений бедствий было много, однако можно выделить самые частые. 

  • Перенаселённость города

На момент образования клана Токугава в 1603 году этот город был небольшим. Всё началось меняться, когда замок Эдо стал неофициальной столицей сёгуната. Уже тогда вокруг замка начали образовываться поселения, и в том же 1603 году основатель сёгуната Токугава Иэясу издал указ о благоустройстве полноценного города. Ко времени правления третьего сёгуна Токугавы Иэмицу население Эдо оценивалось в 200-300 тысяч человек. Людей стало ещё больше, когда Иэмицу стал часто лично приезжать в резиденцию. 

Постепенное развитие сёгуната и города привело к тому, что к 1700-м годам население Эдо составляло более 1 миллиона человек. Город делился на самурайские кварталы, где проживали феодалы и их воины, территории храмов и святилищ, которые находились в частной собственности представителей этих храмов, и купеческие кварталы, где жили горожане. Несмотря на то, что обычных горожан было больше всего – 500-600 тысяч человек, – они занимали всего лишь 15% от земли города. Для сравнения, самурайские кварталы занимали 70%. 

Высокая плотность населения среди горожан провоцировала частые пожары: люди жили в деревянных и бумажных домах, построенных чуть ли не друг на друге (особенно плотно стояли дома в трущобах). Если начиналось возгорание в каком-то из домов, то вскоре весь район был охвачен пламенем, которое было практически невозможно потушить.

  • Поджоги

Сёгунат жестоко карал нарушителей порядка за поджоги: пойманных преступников сначала возили по городу, а потом сжигали на костре. Однако это не останавливало людей от преступления. Большое количество поджогов можно объяснить тем, что город Эдо был административно-политическим центром, а средневековая политика редко обходилась без крови. Недоброжелатели феодала могли специально поджечь резиденцию, чтобы ослабить противника или же вообще вывести его из политической игры. 

Частота поджогов была настолько высокой, что даже появилась красивая легенда. Яоя О-Сити – главная героиня этой легенды – во время одного из пожаров укрылась в святилище, где встретила служителя храма и влюбилась в него. Из-за того, что она была из другого сословия, брак не мог состояться. Мысли о возлюбленном не покидали О-Сити, и она решила самостоятельно устроить пожар, чтобы снова встретиться со служителем. О поступке девушки узнали и наказали по законам того времени, приговорив к казни через сожжение. Несмотря на то, что история об О-Сити кажется легендарной, вполне возможно, что такое событие имело место быть в реальной жизни. Пожар, который по легенде устроила Яоя О-Сити, назвали 天和の大火 «Великий пожар Тэнна».

Фрагмент гравюры с Яоя О-Сити
  • Погода

Регион Канто, где находился город Эдо, с ноября по конец февраля сильно подвержен сухим ветрам с северо-запада. Это означает, что в этот период выпадает мало осадков, а из-за сильного ветра пожары распространяются очень быстро. Как раз в этот период начинали пользоваться отопительными приборами, и любое неосторожное обращение с огнём могло привести к ужасающим последствиям. Из-за того, что пожары очень часто происходили зимой, в конце осени многие уезжали из города в сельскую местность и возвращались только весной. 

Как боролись с пожарами?

В 1643 году была предпринята попытка урегулировать ситуацию по тушению пожаров: сёгунат приказал даймё следить за возгораниями и взять на себя обязанность за их предотвращение. Однако такая практика оказалась неэффективной: помещики не хотели помогать с пожарами не на своей территории.

Во время пожара звонили в колокол, оповещая жителей района об опасности. Если пожар был очень сильным, то ценные вещи прятали в подземных ямах или кладовых. 

В 1658 году сёгунат передал контроль по тушению пожаров 旗本 хатамото – самураям из высшего класса. Это решение было принято после Великого пожара Мэйрэки, речь о котором пойдёт чуть ниже. Организованные группы самураев достаточно хорошо справлялись со своей задачей. 

Окончательную точку в вопросе о пожарных поставила реформа 8-го сёгуна Токугавы Ёсимунэ, который в 1720 году создал 47 городских отрядов по тушению пожаров. Позже добавился 48 отряд, и все они стали символом героической борьбы с огнём. Каждый отряд создавал собственные плащи и знаки отличия, которые служили ориентирами во время бедствий. Именно благодаря этому они оставили много символики, связанной с пожарным делом в Японии. 

Формирование городской пожарной команды имело большое значение, поскольку оно способствовало появлению у людей чувства ответственности за защиту города от огня. Способом тушения пожаров был ручной снос зданий, находившихся вокруг горящего объекта: таким образом пожарные предотвращали распространение огня.

Три самых крупных пожара города Эдо

Конечно же, пожары были не только в городе сёгуна, Эдо, однако именно там они были наиболее частыми и достигали такого масштаба, какой не наблюдался в других городах. Самые крупные пожары даже стали выделять среди других, они получили название «Три великих пожара Эдо».

«Великий пожар годов Мэйрэки» (明暦の大火)

«Великий пожар годов Мэйрэки» произошёл в 1657 году. Он начался в храме Хоммёдзи 2 марта и продлился два дня (по лунному календарю с 18 по 20 января). Общее количество пострадавших составило около 100 тысяч человек, а замок Эдо был полностью разрушен. Этот пожар является одним из самых разрушительных не только в истории Японии, но и всего человечества. Одним из главных факторов распространения огня стала погода: более 80 дней в регион Канто не приходили дожди, а сильный ветер, который налетел с севера, никак не позволял остановить распространение пожара в городе.

Этот пожар известен и под другим названием – «Пожар фурисодэ», потому что существует легенда о его возникновении.

Девушка влюбилась с первого взгляда в молодого человека, который был одет в кимоно с длинными рукавами – фурисодэ. Она попросила родителей сшить такое же кимоно, однако, в конце концов, бедная девушка из-за любви умерла от истощения. Родители покрыли гроб дочери сшитым фурисодэ и отнесли его в храм. Жрецы решили продать фурисодэ, потому что оно было слишком красивым, чтобы просто сжечь его. Это кимоно купила другая девушка и через пару дней умерла от непонятной болезни. Её гроб с фурисодэ также привезли в храм, и фурисодэ было снова продано. Вскоре в этом храме появилась новая мёртвая девушка с этим же кимоно. Этот круговорот фурисодэ и мёртвых девушек навёл жрецов на мысль, что это кимоно проклято и его необходимо сжечь в специальном ритуале. Однако ритуал пошёл не по плану: горящие рукава фурисодэ сдуло ветром, и пламя перекинулось на здания. Так, по легенде, и начался один из самых крупных пожаров в мировой истории.

Существует теория, по которой настоящим источником пожара был не Хоммёдзи, а поместье влиятельного военного Абэ Тадааки, которое было расположено недалеко от храма. Правительство специально пыталось скрыть факт возгорания в этом месте: если бы пожар на самом деле возник в Хоммёдзи, то жрецы этого храма подверглись бы законному наказанию, а сам храм, уничтоженный огнём, не стали бы восстанавливать. Но вместо этого Хоммёдзи стал главным храмом в городе, на его восстановление потратили множество средств, а семья Абэ до самой эпохи Тайсё (1912–1926 гг.) выделяла много средств на поминовение усопших конкретно Хоммёдзи. Возможно, историю замалчивали потому, что семья Абэ всегда была близка к сёгунам Токугава: правда могла бы очень плохо повлиять на репутацию всего правительства. 

По другой теории, пожар Мэйрэки не был случайностью. В районах, где проживали обычные люди, стала процветать преступность, из-за перенаселения правительству было всё сложнее и сложнее контролировать эти территории. Таким радикальным методом правительство хотело «обновить» город и установить новые законы. 

«Великий пожар Мэйва» (明和の大火)

Днём 29 февраля 1772 года в храме Даэндзи вспыхнул пожар, который распространился на запад из-за сильного ветра. Несмотря на то, что пожар был потушен уже на следующий день, всего было уничтожено 169 резиденций феодалов, 170 мостов и 382 храма, а погибшими считались более 15 тысяч человек. 

Главный священник храма Даэндзи воздвиг мемориал в память о погибших в пожаре. Позднее этот памятник перенесли с места сгоревшего храма на место нынешнее, поэтому и сейчас он служит напоминанием о трагедии.

«Великий пожар Бунка» (文化の大火)

4 марта 1806 года в районе Курума-тё вспыхнул пожар, который быстро распространился на районы Канда и Асакуса. Было сожжено дотла более 80 резиденций самураев и 80 храмов и святынь. В сохранившихся источниках сообщается, что погибло более 1200 человек. Во время этого пожара сёгунат построил убежища для пострадавших, где людей кормили и предоставляли им места для ночлега.

Ирина Корнилова
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту