Японцы начали заниматься виноделием не так давно — около 150 лет назад. Тем не менее за столь короткий срок оно успело пережить и стагнации, и многочисленные бумы, а на сегодняшний день страна уже борется за право стоять в одном ряду с крупными европейскими виноделами. Так давайте же познакомимся поближе с феноменом виноделия и его историей в Японии.
Краткая характеристика японского виноградарства
Начнём с того, что климат в Японии, хоть ему и присущ широкий диапазон годовых температур, в целом более влажный, чем в основных европейских винодельческих регионах. Из-за этого выращивать качественный виноград получается сложнее, но японцы не унывают и постоянно совершенствуют свои методы культивирования. Виноград выращивается практически по всей стране, но главными винодельческими регионами являются префектуры Хоккайдо, Ямагата, Нагано и Яманаси.
Коренным японским сортом винограда является Косю (белый винный сорт). Вино из него отличается лёгкостью и относительно низким содержанием алкоголя, освежающими ароматами грейпфрута, лимона и других цитрусовых, а также мягкой кислотностью. Косю был завезён в Китай из Центральной Азии по Шёлковому пути примерно в VII веке, а в Японию попал вместе с буддизмом в период Нара (710—784 гг.). Этот сорт хорошо адаптировался к японскому климату и выращивался в основном для употребления в пищу, но в настоящее время он является наиболее распространённым сортом для производства японского вина.
Другой истинно японский сорт винограда — это Мускат Бейли А (красный винный сорт), в свою очередь выведенный из американских и европейских сортов (об этом мы расскажем немного позже). Вина из Мускат Бейли А характеризуются ягодными, в основном вишнёвым, ароматами и фруктовым вкусом.
История японского виноделия
Старт виноделия
В начале эпохи Мэйдзи (1868—1912 гг.), в связи с быстрой модернизацией Японии, по инициативе правительства появилось виноделие. В то время ощущался сильный дефицит риса, и, чтобы восполнить запасы, государству требовалось сократить производство рисового саке. Поэтому в Японию импортировали саженцы винограда из Европы и США для дальнейшего производства вина, а высаживали их в основном в префектуре Яманаси. Там уже процветало выращивание винограда ещё с эпохи Эдо (1603—1868 гг.). Согласно историческим источникам, началу виноделия в этом регионе способствовал Хосокава Тадатоси — крупный японский даймё периода Эдо, приказавший своим вассалам производить вино. Причиной тому послужило то, что вино считалось не только предметом роскоши, но и целебным напитком, а у Хосокавы Тадатоси как раз-таки были проблемы со здоровьем. Таким образом, можно считать, что первое вино в Японии было произведено уже 400 лет назад!
Но вернёмся к более поздней истории японского виноделия. В 1874 году, Ямада Хиронори и Такума Норихиса (к сожалению, о их жизни ничего доподлинно не известно) основали в городе Кофу префектуры Яманаси совместную винодельню, где произвели первое в Японии домашнее вино из сорта винограда косю, используя знания, полученные из книг и от иностранцев, приезжавших в Японию.
Предполагалось, что вот отсюда-то японское вино начнёт свою мировую историю! Но этого не произошло. Дело в том, что технологии производства вина были несовершенны, да и продавать его было особо негде, поэтому винодельня столкнулась с финансовыми трудностями и вскоре закрылась.
Но на этой неудаче история не могла закончится. В 1877 году в современном городе Кацунума была основана государственная компания Dainippon Yamanashi Wine Company. И в том же году это предприятие направило обучаться производству вина во Францию двух юных виноделов — Цутию Тацунори вместе с его товарищем Такано Масанобу.
Примерно через два года они вернулись в Японию и в 1879 году осуществили свою давнюю мечту о производстве настоящего домашнего вина. С того времени даже сохранились две нераспечатанные бутылки, найденные в хранилище семьи Такано, которые считаются старейшим вином в Японии.
Однако и Dainippon Yamanashi Wine Company была распущена из-за недостаточного развития рынка — правительство Мэйдзи, хоть и дало начало освоению виноделия, подготовкой рынка заниматься не спешило. Кроме того, в это время государственная политика индустриализации делала больше акцент на благополучии частного сектора, а Dainippon Yamanashi Wine Company со своими виноградниками мешала развиваться небольшим предприятиям. Это привело к практически полному исчезновению винодельческого сектора из государственных предприятий и завершению политики, направленной на становление виноделия в Японии.
Но всё же энтузиазм к виноделию в частном секторе сохранился: многие виноградари продолжали получать лицензии на виноделие. К тому же садоводы со всей страны стали посвящать себя выращиванию винного винограда и совершенствованию новых сортов.
Цутия даже после закрытия Dainippon Yamanashi Wine Company продолжал страстно заниматься виноделием и в 1889 году вместе Миядзаки Котаро открыл в Токио компанию Kai San Shoten. Но уже в следующем году по неясным причинам Цутия отстранился от дел компании, и Миядзаки продолжил самостоятельное виноделие, привлекая к себе молодых людей, заинтересованных в этом ремесле.
Одним из таких молодых людей был «отец японского виноделия» Каваками Дзэмбэ, который в 1927 году вывел новый сорт винограда — уже упомянутый Мускат Бейли А, устойчивый к повреждениям насекомыми и высокой влажности. А в 1941 году Каваками стал первым гражданским лицом, получившим японскую премию в области сельскохозяйственных наук за «Выведение качественных сортов винограда путем скрещивания».
Эпоха сладкого вина
Вернёмся к Миядзаки. Он продолжил заниматься изготовлением вина в Kai San Shoten, но дела всё ещё не шли в гору. Многие японцы того времени просто не понимали вкуса вина. Поэтому Миядзаки, бизнесмен по натуре, сменил курс и сосредоточился на производстве сладких вин, которые изготавливались путём смешивания мёда и китайских лекарственных трав с импортным вином, что придавало напитку неповторимую сладость. Такие вина были хорошо приняты в обществе, поскольку их было легко пить.
На самом деле до Миядзаки сладкое вино уже вовсю производилось и продавалось в Токио. Конкуренцию бизнесмену составлял Камия Дэмбэ, который был основателем бара «Камия». Уже с 17 лет Камия крутился в сфере производства вина: сначала он работал на французскую торговую компанию в Иокогаме, но из-за осложнений со здоровьем был вынужден уволится. Однако виноделие не отпускало, и в 1881 году он изобрёл и запустил в продажу то самое сладкое вино. Получатся, Миядзаки Котаро лишь позаимствовал идею Камии.
Сладкое вино вскоре стало очень популярным, но Дэмбэ это не играло на руку. Он мечтал делать настоящее японское вино и превратить его в крупную отрасль промышленности. Он даже отправил своего сына Дэндзо учится виноделию во Францию, вдохновившись успехом юных Цутия и Такано. Сам же Камия в это время искал подходящее место для выращивания винограда в Японии. Им оказался пустырь площадью около 119 гектаров в префектуре Ибараки, где сейчас находится город Усику. Здесь Дэмбэ обработал землю и посадил 6000 саженцев винограда, а к 1903 году закончил строительство винодельни, стиль которой был вдохновлён французскими замками.
Дэмбэ также запустил небольшой троллейбусный поезд, соединявший виноградник, винодельню и станцию Усику для удобства работников и перевозки товаров. Таким образом он превратил свой замок в первую полномасштабную винодельню в Японии.
Миядзаки Котаро после тенденции, заданной Камией, не мог просто остаться в стороне. В 1912 году в городе Косю он переоборудовал свой дом в винодельню, которую назвал «Миякоэн». Её концепция была довольно передовой для того времени: посетители могли осмотреть винодельню, поесть, выпить и, естественно, купить виноград и вино. Как и у Камия, винодельня Миядзаки была первой подобного рода в Японии. Также Миядзаки сотрудничал с местными виноградарями, обеспечивая их благополучное сосуществование, и способствовал превращению Кацунумы (город, где раньше была учреждена Dainippon Yamanashi Wine) в крупный винодельческий центр. По сей день, благодаря Котаро, в Кацунуме одна за другой возникают малые и средние винодельни, управляемые местными фермерами и кооперативами.
Таким образом, города Усику и Косю устроили производство настоящего отечественного вина силами частного сектора, чего не смогло добиться правительство страны, и внесли значительный вклад в развитие японского виноделия, конкурируя друг с другом. К тому же, в периоды Мэйдзи и Тайсё (1912—1926 гг.) были открыты транспортные линии Тюо и Дзёбан, создавшие систему массового сообщения с Токио, что дало возможность поставлять вина «Усику» и «Косю» на рынок в больших количествах.
Вино на войне и множественные бумы
Удивительно, но факт: именно вино стало, в некотором роде, помощником японского флота во время Второй мировой войны. Каким же образом, спросите вы?
По сути, вино содержит в себе кислоту, которая очищается путём соединения калия с содой, образуя сегнетову соль. Как раз-таки эта самая соль обладает свойством быстро обнаруживать звуковые волны, чем во Второй мировой войне одной из первых воспользовалась Германия, разработав на её основе радар звуковой защиты. Также известно, что этим оружием оснащали корабли для борьбы с подводными лодками и торпедами.
В 1942 году после поражения в битве за Мидуэй Япония направила в союзную Германию солдат, чтобы узнать, как усилить свои военные корабли. И, по некоторым данным, известно, что там они обучились методам разведки с использованием сегнетовой соли.
Поскольку самым быстрым способом добычи такой соли было виноделие, военно-морской флот начал спонсировать винодельческие предприятия по всей стране. В результате производство вина удвоилось, хоть и количество винодельческих предприятий сократилось из-за вынужденной интеграции во время войны.
Естественно, в послевоенный период из-за увеличения производства винодельческая промышленность переживала стагнацию. Однако вскоре потребление вина возросло благодаря буму зарубежных поездок, вызванных признаками «экономики мыльного пузыря», проведением выставки Osaka Expo, Олимпийских игр в Токио и бурным экономическим ростом.
После распространения сладких вин, популяризированных Камией Дэмбэ и Миядзаки Котаро, в Японию постепенно стали проникать настоящие вина с оригинальной терпкостью. И примерно с 1975 года потребность в аутентичных винах сместилась в сторону подлинных вин, что продолжается и по сей день.
В конце 1980-х годов экономика Япония после бурного роста вступила в период «мыльного пузыря». В это время начался ещё один бум на винном рынке, так как состоятельные люди начали потихоньку интересоваться изысканными винами.
А в начале 1990-х годов и до массового потребителя дошли отечественные и недорогие вина из стран южного полушария, таких как Чили, Аргентина и Австралия. Так в Японии постепенно начала формироваться культура «лёгкого наслаждения вином дома».
В конце 1990-х годов случился ещё один беспрецедентный бум красного вина: научные исследования показали, что содержащиеся в красном вине полифенолы способствуют поддержанию здоровья. Также примерно в то же время некоторые японские виноделы стали использовать в производстве европейские сорта, такие как Каберне-совиньон и Шардоне.
После 2000 года и до нашего времени
В последние годы общее качество японского вина поднялось настолько, что даже профессионалы в области виноделия стали говорить о его привлекательности. А в СМИ начали трубить о том, что «японские вина наконец-то стали вкусными». Считается, что предпосылкой этого бума японского вина стали многочисленные и разнообразные изменения, произошедшие с 2000 года.
С этого периода до настоящего времени появилось большое количество винодельческих предприятий, особенно мелких, которые не рассчитаны на огромную прибыль. В основном виноделы именно таких предприятий стали ориентироваться на производство высококачественного и уникального японского вина, которое может посоревноваться с импортным. Такая заявка на высококлассное вино привела к увеличению числа винных экспертов, да и по мере роста грамотности потребителей в этой отрасли появилось много резких критиков японского вина.
Также в 2003 году был создан Конкурс японских вин, который стал большим стимулом для виноделов всей страны, а также привлекающий внимание потребителей к японскому вину. Судьи отмечают, что с каждым новым конкурсом качество японских вин заметно улучшается, а некоторые из них уже способны завоёвать золотые медали на зарубежных конкурсах.
На фоне такого внимания производители начали работать с прицелом на глобальную экспансию: Косю и Мускат Бейли А были зарегистрированы в качестве винных сортов в Международной организации винограда и вина (OIV) в 2010 и 2013 годах. Это позволило указывать названия этих сортов винограда на этикетках вин, экспортируемых в ЕС.
У японцев явно большие планы на покорение мира с их вином. Ну что ж, посмотрим как японское виноделие будет развиваться в будущем!