Фантастика наяву: Выставка Экспо 1970

Япония в 1970-е

Для Японии 1970-е годы были временем значительных экономических и социальных изменений. Страна пережила период быстрого экономического роста в 1960-х годах, известный как «японское экономическое чудо», и продолжала демонстрировать рост на протяжении 1970-х годов. В этот период Япония превратилась в мировую экономическую державу, а японские компании стали крупнейшими игроками в таких отраслях, как автомобилестроение, электроника и металлургия.

Билеты на выставку
Япония и японцы в 1970-х годах

Одной из определяющих черт японского общества в 1970-е годы стало появление нового среднего класса. Экономический рост предыдущего десятилетия создал значительное количество новых рабочих мест, что привело к повышению уровня жизни многих японцев. Это естественно привело к росту культуры потребления, люди всё больше интересовались новейшими гаджетами и модными вещами.

В то же время в Японии происходили значительные изменения в обществе. В 1970-х годах возникли новые общественные движения, такие как борьба за освобождение женщин и защита окружающей среды. Они бросали вызов традиционным гендерным ролям и призывали к большей защите окружающей среды.

Японская литература 1970-х годов отражала эти общественные изменения, многие писатели исследовали такие темы, как отчуждение, социальное неравенство и поиск идентичности. Работы таких авторов, как Хоси Синъити и Оэ Кэндзабуро, становились всё более популярными. В большинстве книжных магазинов раскупали романы и мангу с фантастическими сюжетами. После полёта в космос Юрия Гагарина будущее уже не казалось таким далёким, а авторы-фантасты, к примеру, Комацу Сакё, своими работами всё больше убеждали японское общество в том, что они живут в преддверии того самого «фантастического будущего».

Экспо в Японии: фантасты-организаторы

Мы не зря упомянули Комацу Сакё. Именно он был тем, кто вдохновил организаторов выставки на слоган «Прогресс и гармония для человечества». Комацу также принимал активное участие в дальнейшей организации Экспо, создавая собрания и форумы для авторов-фантастов.

Но Комацу не был единственным писателем, которому посчастливилось принять участие в организации выставки. Например, знаменитый мангака Тэдзука Осаму создал павильон роботов «Фудзипан». А писатель Абэ Кобо и режиссёр Тэсигахара Хироси сняли великолепный многоэкранный научно-фантастический фильм для павильона автомобилей. 

Другие павильоны оформлял мастер спецэффектов Цубурая Эйдзи, известный по фильмам «Годзилла» и «Ультрамен», вместе с группой писателей-фантастов, состоящей из Фукусимы Масами, Хоси Синъити и Яно Тэсуту и иллюстратора Манабэ Хироси.

Примечательны также и уже упомянутые собрания для писателей-фантастов. Почему? Конечно же потому, что им удалось объединить людей со всего мира, в том числе и тех, кто был по обе стороны железного занавеса! Международный симпозиум научной фантастики, который проводился с 31 августа по 3 сентября 1970 года, собрал таких писателей, как Брайан У. Олдисс и Артур К. Кларк из Великобритании, Джудит Меррил и Фредерик Пол из Канады и США, а также Василий Павлович Бережний, Юлий Иосифович Кагарлицкий (он же Юлий Кагарлицкий), Иеремей Людович Парнов и Василий Дмитриевич Захарченко из Советского Союза. Естественно, со всеми писателями общались Комацу, Хоси и Фукусима.

Но что там было?

В этом мероприятии приняло участие 77 стран приняли участие в этом мероприятии, и за шесть месяцев число посетителей достигло 64 218 770 человек, что сделало Экспо-’70 одной из крупнейших и наиболее посещаемых выставок в истории. Она удерживала рекорд по количеству посетителей на одной выставке до тех пор, пока его не превзошла Экспо в Шанхае в 2010 году.

Японский архитектор Тангэ Кэндзо вместе с командой из 12 других архитекторов разработал проект Экспо.

На выставке было огромное количество павильонов, но лишь несколько из них были действительно крупными и популярными. Вот несколько из них: 

  • Американский павильон представлял собой воздухоопорный купол, совместный проект архитекторов Дэвиса Броуди и инженера-конструктора Дэвида Гейгера.
  • Гонконгский павильон был увенчан парусами, которые поднимались и опускались дважды в день. Он был спроектирован Аланом Фитчем.
  • Павильон Филлипин, спроектированный известным филиппинским архитектором Леандро Локсином, был очень хорошо принят посетителями. Его главной достопримечательностью была драматическая крыша, которая была сделана с использованием лиственных пород дерева из Филлипин и других местных материалов.
  • Павильон Западной Германии, спроектированный Фрицем Борнеманом, представил первый в мире сферический концертный зал. Темой павильона были «музыкальные сады», и в соответствии с темой Борнеманн «посадил» выставочные залы под широким газоном, а соединённый с ним зрительный зал будто бы пророс из земли.

Павильон СССР

Советский павильон Экспо встречал гостей серпом и молотом, которые возвышались почти на 110 метров над головами посетителей. Это было самое высокое здание выставки.

Павильон был посвящён столетию со дня рождения Ленина (22 апреля 1870 года). Первая зона павильона рассказывала о его жизни и деятельности. На большом экране демонстрировали фильмы, снятые при его жизни, и выставляли его личные вещи. Также в этом разделе были показаны истоки и прогресс советско-японских отношений.

«Гармоничное развитие личности при социализме» — такой была тема второй зоны павильона, где можно было увидеть жизнь советских мужчин, женщин и молодёжи. Экспонаты включали предметы культуры и искусства, например, пианино, когда-то принадлежавшее Петру Ильичу Чайковскому.

Третья зона была посвящена просторам Сибири, и там можно было увидеть образцы сибирских природных богатств.

Затем гости попадали в галерею, потолки которой достигали в высоте 100 метров. Здесь можно было увидеть космический корабль, лазерную установку, высокоточные аппараты для исследования глубин земли и океанов — всё это демонстрировало великие научные достижения Советского Союза. На большом экране демонстрировались десять фильмов одновременно, как будто они были одним целым.

В советском павильоне также находился концертный зал, где посетители могли познакомиться с разнообразными народными песнями, музыкой и танцами. А в ресторане павильона подавали блюда русской кухни. 

Павильон был создан под руководством главного архитектора Михаила Васильевича Посохина и художественного руководителя Рождественского Константина Ивановича. Он был прекрасно виден с любой точки выставки.

Японcкий павильон

Япония, как страна-хозяйка, построила себе самый большой павильон на Экспо-70.

 

Пять высоких конструкций, похожих на барабаны, окружали башню высотой 80 метров. Сверху они напоминали цветущую сакуру, которая являлась эмблемой и цветком выставки. 

 

Под девизом «Япония и японцы» павильон представлял прошлое и настоящее страны и её народа в различных аспектах. В зонах «прошлого» и «настоящего» были показаны японские достижения в промышленности и культуре. Другая зона павильона была обращена в будущее, в выставке были воплощены надежды японцев на осуществление их мечты о светлом будущем и дружбе с другими народами.

Карта всей выставки с подписанными названиями павильонов

Великое солнце Японии

Почти все павильоны были демонтированы, и сейчас над площадкой Экспо, которая преобразилась в более традиционный городской парк, нависает кое-что другое.

Эnа статуя часто встречается в рекламе Осаки, в туристических буклетах и даже в аниме. Называется она 太陽の塔 тайё:-но то: «Башня солнца». Её создал известный художник Окамото Таро.

Высота башни — 70 метров, диаметр основания — 20 метров, длина каждой «руки» — 25 метров. В настоящее время у башни три лица: два лица спереди и одно лицо сзади. Лицо, расположенное на вершине, диаметр которого составляет 11 метров, представляет будущее. Прикреплённая к нему антенна — это громоотвод. Лицо между двумя руками представляет настоящее, а чёрное лицо на задней части башни — прошлое. Первоначально ещё одно лицо, «Солнце подземного мира», находилось на цокольном этаже, но сейчас его убрали в неизвестное место.

Угловатые красные рисунки на передней части башни символизируют гром.

Внутри башни проводят выставки, а во время Экспо там находился арт-объект под названием «Древо жизни» высотой в 45 метров, к которому были подвешены многочисленные фигурки и предметы, созданные компанией Tsuburaya Productions, студией, производящей спецэффекты для кино (например, «Ультрамен»).

Парк сегодня

Японцы привыкли к другому названию выставки, 大阪万博 О:сака бампаку — «международная выставка в Осаке». Поэтому и парк, который сейчас открыт для посещения, называется 大阪万博公園 О:сака бампаку ко:эн «Парк международной выставки в Осаке». Вход в него платный, но стоит всего 250 иен (примерно 150 рублей) для взрослых. Парк действительно огромный, он разделён на несколько зон.

Рядом с прудом посетители могут насладиться барбекю в удобных беседках с мангалами, в парке также есть площадка для проведения мероприятий. Но чем «Парк выставки» выделяется, так это своим японским садом. Центром сада является красивый пруд с очень большими и голодными карпами кои, а если прогуляться вокруг него, можно набрести на бамбуковую рощу, горный водопад и даже холм, покрытый сливовыми деревьями.

Естественно, всё это было построено для привлечения внимания к традиционной японской культуре, чтобы напомнить всем гостям Осакской выставки, что Япония — это не только роботы и высотки, но ещё и традиции, сохранявшиеся веками.

Источники:

The 1970 Osaka Expo And/As Science Fiction

太陽の塔

大阪万博 | 万博記念公園

大阪万博について | 「太陽の塔」オフィシャルサイト

Expo Osaka 1970 | Soviet Union | East Zone Pavilions.

 

Таня Грошкова
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту