«Отец и бог манги» – история и наследие Тэдзуки Осаму

«Бог манги», «Крёстный отец манги», «Японский Уолт Дисней» – лишь несколько почтительных прозвищ, которыми называли Тэдзуку на протяжении его жизни. И эти имена – не просто результат преданной любви небольшой группы фанатов, а скорее краткое описание человека, изменившего ход развития большой части поп-культуры Японии.

«Иностранным туристам в Японии трудно понять, почему японцы так любят комиксы… Одной из причин их популярности является то, что у Японии есть Тэдзука Осаму, а у других стран – нет», – газета Асахи Симбун, 1989 г.

Детство

Родился Тэдзука в городе Тоёнака префектуры Осака в 1928 году. Когда ему было пять лет, его семья переехала в Такарадзуку в соседней префектуре Хёго. Город был и до сих пор известен женской театральной труппой «Такарадзука Ревю». Мать Тэдзуки часто брала его на яркие шоу с песнями и танцами в западном стиле, и они произвели на художника большое впечатление. Это можно увидеть по части его работ, в первую очередь в манге «Принцесса-Рыцарь» (1953–1956 гг.), которая является одной из первых манг жанра сёдзе. Такой же новой для Японии была и ключевая особенность сюжета «Принцессы-Рыцаря», где главная героиня притворялась мужчиной.

В отличие от других авторов манги и комиксов, родители которых с детства стремились удержать своих детей от жизни художника, Тэдзуку с малых лет хвалили и поддерживали его интерес к манге. Его родители потакали художественным стремлениям мальчика и покупали ему новые тетради, а в военное время даже стирали рисунки из старых, чтобы дать ребёнку возможность заниматься своим хобби даже в условиях военного дефицита. При любой возможности родители покупали ему комиксы, а отец хранил обширную коллекцию манги и западных мультфильмов, которая вдохновляла юного Тэдзуку.

Он был невысоким и не очень спортивным – типичный пример жертвы издевательств, однако одноклассники Тэдзуки очень любили его за творческие способности. По счастливой случайности ему удалось не повстречать учителей, пропитанных милитаристским национализмом. Вместо этого школьные преподаватели хвалили творчество и индивидуальность юного художника и советовали ему продолжать писать рассказы и рисовать даже тогда, когда это влияло на его успеваемость. Если Тэдзука считается богом манги, то этому точно поспособствовало окружение, в котором он вырос. Его история является примером того, чего могут достичь люди, когда их творческие способности с детства поощряются как взрослыми, так и сверстниками.

Он начал рисовать комиксы ещё во втором классе начальной школы. В пятом классе он нашёл жучка, который по-японски называется «Осамуси» (歩行虫, жужелица), и так как имя жука было созвучно с именем Осаму, он решил использовать его в качестве своего творческого псевдонима. Художник решил для себя, что именно через мангу он сможет повлиять на мировоззрение людей и их жизнь.

В 1944 году Тэдзуку мобилизировали для работы на военном производстве в Осаке. Там его ругали за то, что он слишком часто отвлекался от своеих обязанностей и занимался рисованием. В качестве наказания художника постоянно направляли на вершину сторожевой башни, где он следил за приближением бомбардировщиков В-29. В автобиографической манге «Бумажная крепость» 1974 года Тэдзука описал нападение на город как «море огня внизу», а также говорил о телах, «которые были настолько обезображены, что больше не были похожи на людей».

Выбор между мангой и медициной

Ещё в детстве Тэдзука загорелся идеей стать врачом. С малых лет во время болезней у него опухали руки, но врачи лечили его. Когда он в конце концов выздоровел, желание схожим образом спасать людей осталось в мечтах мальчика на долгие годы, мирно уживаясь с бесконечной тягой к творчеству.

После службы Тэдзука поступил в медицинскую школу университета Осаки в 1945 году и успешно завершил её, а в 1961 году даже защитил кандидатскую диссертацию, однако он ни на год не бросал своё художественное хобби. Его первой опубликованной работой стал «Дневник Ма-тян» 1946 года, который печатали в газете для начальной школы. Уже через год был выпущен «Новый остров сокровищ» по мотивам классического романа Роберта Стивенсона. В этой работе Тэдзука только создавал иллюстрации, в то время как сюжет писал Сакай Ситима. «Новый остров сокровищ» быстро стал хитом среди японцев всех возрастов, что ознаменовало начало золотого века манги.

В 1950 году в журнале Manga Shonen была опубликована первая поистине легендарная работа Тэдзуки – «Император джунглей» или «Белый лев Кимба», экранизированный в 1965–1966 годах. Сходства между Кимбой и «Королём львом» Диснея, выпущенном в 1994 году, пусть и быливызвали множество споров. Некоторые сотрудники Диснея говорили в интервью, что даже не слышали о Кимбе и Тэдзуке, несмотря на похожих персонажей и почти идентичные ракурсы в отдельных сценах. Актёр озвучки Симбы, Мэттью Бродерик, заявил, что до начала работы над фильмом он думал, что будет озвучивать именно Кимбу из мультфильма его детства.

Рождение Атома

В 1951 году Тэдзука представил миру своё самое известное творение – «Могучий Атом». Изначально мальчик Атом (также известный как Астробой) фигурировал как второстепенный персонаж в короткой манге под названием «Капитан Атом», однако он оказался таким популярным, что через год Тэдзука создал отдельную мангу «Могучий Атом» с мальчиком-роботом в главной роли.

История робота с человеческими эмоциями, двигателем мощностью 100 тысяч лошадиных сил и самыми разными суперспособностями, которые он использовал для борьбы с преступниками и несправедливостью, быстро стала бестселлером по всей Японии. Каждый месяц её продолжения ждали и дети, и взрослые. Продажи 23 томов этой манги превысили 100 миллионов экземпляров – невиданный до тех пор уровень успеха, которого даже сейчас достигло меньше 20 других серий манги.

Аниме по мотивам манги тоже стало популярным как в Японии, так и за рубежом. Представитель американской телекомпании NBC случайно наткнулся на один из эпизодов «Могучего Атома» по телевизору в отеле Токио, и канал смог заполучить права на телевещание аниме по низкой цене. Несмотря на то, что его показывали только на небольших местных станциях, сериал стал хитом. В конечном итоге аниме транслировали более чем в 50 странах, а в 1980 и 2003 годах его обновляли и выпускали с новой более качественной рисовкой.

Переводивший многие произведения Тэдзуки американец Фредерик Л. Шодт так высказывается о «Могучем Атоме»: «Удивительно смотреть на то, что Тэдзука предвидел некоторые наши проблемы с искусственным интеллектом, экологией и даже с террористами-смертниками и терроризмом в целом. Есть истории, посвящённые расовой дискриминации в США и дискриминации в Японии. Он даже отправил Астробоя во Вьетнам, (где тот) защитил жителей деревни от американских бомбардировщиков. Трудно поверить, что это всё вошло в сериал, предназначенный для 10-летних мальчиков».

Встреча с Диснеем и отказ Кубрику

Среди фанатов «Могучего Атома» было множество известных личностей. На Всемирной выставке в Нью-Йорке 1964 года Тэдзука встретил Уолта Диснея, который сказал ему, что комиксы Осаму «были великолепны». Другим поклонником работ мангаки был известный режиссёр Стэнли Кубрик. После просмотра аниме «Могучий Атом» он написал Тэдзуке письмо с просьбой стать художественным директором его следующего фильма «2001: Космическая одиссея». Японец отказался, так как не мог позволить себе оставить собственную студию на год, чтобы жить недалеко от режиссёра в Англии.

Тэдзука продолжал укреплять свою репутацию благодаря сериалам вроде «Будды» и «Блэк Джека». Первый представляет собой эпос, посвящённый жизни Сиддхартхи Гаутамы, основателя буддизма. В «Блэк Джеке» Осаму использовал свои медицинские знания, чтобы рассказать историю нелицензированного хирурга. Знаменитый мангака также стал известен своими вымышленными историями, основанными на исторических событиях – «Дороро» (период Сэнгоку), «Сообщите Адольфу» (Вторая мировая война) и «Аяко» (оккупация Японии под руководством США).

Серия, которую Тэдзука считал своим величайшим произведением, называется «Феникс» (или «Жар-птица»). Это «дело всей жизни» мангаки состоит из 12 томов, выходивших с 1954 по 1988 год. Действие каждого тома разворачивается в разные эпохи, а персонажи одной истории перевоплощаются в персонажей другого сюжета. События первого тома происходят в эпоху Химико (240–270 гг. н.э.), а второго – в 3404 году, когда человечество приближается к своему саморазрушению. Тэдзука так и не успел закончить эту работу: в 1989 году он умер.

Смерть и наследие

Тэдзука был трудоголиком до самого конца, его последними словами перед смертью были: «Я умоляю вас разрешить мне работать» после того, как медсестра забрала его принадлежности для рисования. Легендарный автор умер от рака желудка 9 февраля 1989 года, через месяц после окончания эры Сёва. Ему было 60 лет.

«Иностранные журналисты, прибывшие в Токио для описания похорон императора (Сёва, 24 февраля 1989 года), удивились общественному вниманию, прикованному к похоронам автора комиксов, – пишет писательница Хелен Маккарти. – Переводчик и друг Тэдзуки, Фредерик Л. Шодт, сравнил реакцию японцев на его смерть с отчаянием после убийства Джона Леннона в 1981 году».

В 1997 году в его честь выпустили марки, а для художников манги, чьи работы олицетворяли его дух, учредили премию Тэдзуки Осаму. Что касается творчества самого Тэдзуки, то спустя более чем три четверти века с момента его первой публикации оно продолжает оказывать влияние на художников как на его родине, так и за рубежом. И именно поэтому он навсегда останется «Богом манги» и «Крёстным отцом аниме».

Источники: Tokyo WeekenderGeeksviewPop Matters

Рома Jr.
Обычный редактор
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту