В феврале этого года увидела свет новая манга Осаму Тэдзуки. История бродячего философа, страдающего от потери памяти, в Японии будущего уже звучит интригующе. Но что если мы скажем, что Осаму Тэдзука умер более 30 лет назад и на самом деле над мангой работал искусственный интеллект? Разбираемся, как всё это стало возможным!
«Это история о бездомном философе, который вместе с робо-птичкой по имени Аполлон расследует преступления в Токио 2030 года».
С такой аннотацией вышла манга Paidon, которую позиционируют не иначе, как новую работу Осаму Тэдзуки, мангаки, который сформировал современный облик аниме- и манга-индустрии.
Осаму Тэдзука в Японии известен как 漫画の神様 манга-но камисама – «бог манги». Его работы, в числе которых всемирно известные Tetsuwan Atom (она же Astro Boy), Dororo, Black Jack, оказали значительное влияние на развитие всего жанра. Многие авторы и сегодня отмечают, каким сильным было и остаётся его влияние на аниме и мангу. Тэдзука работал над созданием манги более 40 лет и продолжал рисовать даже в последние дни своей жизни. Его не стало в1989 году, и вот 31 год спустя мир увидел новую работу Осаму Тэдзуки – благодаря искусственному интеллекту.
Идея создания манги при помощи искусственного интеллекта принадлежала компании KIOXIA – мировому поставщику флеш-памяти и разработчику различных технологий хранения данных. «Если бы Осаму Тэдзука жил в 2020 году, то каким бы он изобразил мир будущего?» – под таким слоганом началась работа над проектом TEZUKA2020, ставшим первой коллаборацией человека и искусственного интеллекта с целью создания манги.
Ингредиенты, необходимые для создания хорошей манги, давно известны: в первую очередь это увлекательный сюжет и харизматичные персонажи. ИИ предстояло научиться создавать и то, и другое и при этом, что самое главное, суметь придать новой истории дух старых работ Осаму Тэдзуки.
Работа над сюжетом
Чтобы понять саму суть творчества Тэдзуки, ИИ предстояло проанализировать 191 произведение: 60 крупных работ и 131 короткую. Чтобы помочь ИИ на этом этапе, команда TEZUKA2020 преобразовала сюжеты Тэдзуки в схемы: в каждой истории было выделено 13 этапов, образующих 3 акта повествования.
Изучив структуру, характерную для историй Тэдзуки, ИИ начал разрабатывать свои сюжеты. Путём проб и ошибок было создано 100 разных сюжетов для новой манги. Из них, к сожалению, только 20% представляли собой логичные повествования. Многие идеи из тех, которые предложил ИИ, казались совершенно безумными. Например, сюжет новой манги Осаму Тэдзуки мог бы вертеться вокруг нападения ящериц на людей. Другие идеи были менее несуразными, но представляли небольшую ценность как истории. Прежде чем определиться с основной сюжетной линией, которую мы можем увидеть в манге Paidon, и ИИ, и команде TEZUKA2020 пришлось приложить немало усилий. В конце концов ИИ выделил несколько ключевых слов (как отмечают создатели, выбор слов был неожиданным, но в них чувствовался дух Осаму Тэдзуки), из которых и был составлен костяк сюжета для новой манги.
Персонажи
Следующим не менее важным этапом был дизайн персонажей. Казалось бы, персонажи Тэдзуки довольно узнаваемы и выделить ключевые особенности их дизайнов должно быть простым заданием для ИИ. Однако сложности подстерегали и здесь: за годы рисования манги стиль Тэдзуки довольно сильно менялся. «Казалось, что его работы не были делом рук одного художника», – говорит Масато Исивата, глава креативного отдела Tezuka Productions, – «Осаму Тэдзука был разным в зависимости от времени, жанра и целевой аудитории». И правда, несложно проследить, как менялись, например, пропорции героев Тэдзуки. Но при этом неизменным оставалась плавность и динамичность линий, а также харизматичность персонажей, созданных им. Поэтому ИИ снова предстояло учиться и учиться – на этот раз, чтобы создать достойных героев.
Для того, чтобы выполнить эту непростую задачу, ИИ предоставили базу данных, составленную из 10 000 изображений лиц, нарисованных Тэдзукой. Создание базы само по себе было долгим и кропотливым процессом – для этого даже подключили студентов из Университета будущего в Хакодатэ. Сначала было решено использовать лица персонажей из Black Jack, Phoenix и Astro Boy, однако потом стали привлекать и другие манги.
«Я не думал, что у нас сразу получится создать красивое лицо. Мы генерировали изображения, похожие на лица, хотя не вполне лицами являющиеся, но у них определённо были черты стиля Тэдзуки», вспоминает Сатоси Курихара, профессор факультета Наук и Технологий Университета Кэйо. Изображения, созданные ИИ, действительно чем-то напоминали героев Тэдзуки, только нарисованных пятилетним ребёнком, плохо представляющим, как работает человеческое лицо. И в этом крылась проблема: ИИ действительно не всегда удавалось распознать лицо на предоставленных ему изображениях, а потому пришлось снова вернуться немного назад и объяснить ИИ, как работают лица и эмоции людей.
Это значительно повысило эффективность работы ИИ. Когда у ИИ стало лучше получаться генерировать лица персонажей, оставалось лишь найти среди сотен изображений героя, который подойдёт придуманному ранее сюжету. И он был найден – знакомьтесь, Пайдон!
Какой получилась манга?
Пайдон, родившийся из множества неудачных, смешных и порой жутких попыток ИИ создать героя, которого мог бы нарисовать сам Тэдзука, стал главным героем одноимённой манги. Он бродячий философ. У него нет своего дома, зато есть друг – роботизированная птичка Аполлон – и проблемы с памятью. История, разворачивающаяся в Токио будущего, начинается с того, что к Пайдону обращаются две сестры с просьбой найти их пропавшего отца.
Концепты персонажей Paidon
К сожалению, многого о сюжете Paidon всё ещё сказать нельзя. Манга ещё не вышла полностью, но мы предлагаем вам ознакомиться с первыми страницами Paidon, которые были опубликованы в журнале Morning (№13, февральский выпуск), и составить своё мнение. Насколько Paidon похож на работы, нарисованные лично Осаму Тэдзукой?
Перевод следующих страниц подготовлен специально для Konnichiwa Club
Пользователи, увидев творение совместной работы ИИ и команды TEZUKA2020, тут же принялись сравнивать новую мангу и её персонажей с оригинальными мангой и персонажами Тэдзуки.
«Стоило мне увидеть название [новой манги] и главного героя в лохмотьях, я тут же вспомнил мангу Barbara. Благодаря одной этой ассоциации у меня уже появилось то же ощущение, что и от работ Осаму Тэдзуки» – пишет один из пользователей платформы ameblo.jp. Barbara – манга Осаму Тэдзуки, выходившая в 1973-1974 гг.
Страничка из манги Barbara
«Почему-то Аполлон напоминает мне Пиноко!» – пишет пользователь Твиттера よっこ. Пиноко – героиня из манги Black Jack, выходившей в 1973 –1983 гг.
Команда TEZUKA2020 видит в сотрудничестве человека и ИИ огромный потенциал для развития манги. «Люди и искусственный интеллект работают вместе, чтобы создать мангу. Сначала я был поражён энергичностью команды, работавшей над этим всё ещё сырым проектом. Но потом я почувствовал, что мы можем положить начало новой эре, и зарядился их энтузиазмом», – говорит Масато Исивата.
Он и другие руководители проекта подчёркивают, что нельзя преуменьшать роль человека в создании Paidon. ИИ в этой истории был скорее инструментом, в то время как движущей силой проекта всегда была сила воображения членов команды – именно они дорабатывали сырые идеи, предложенные ИИ и оформляли их в то, что мы можем назвать мангой. На каждом этапе создания Paidon участники TEZUKA2020 прокладывали для ИИ путь, и они верят, что скоро настанет момент, когда ИИ станет по-настоящему надёжным помощником и опорой для творцов. Как-никак, мы говорим об идее создать мангу при помощи ИИ, странной и удивительной по самой своей сути. Это ли не будущее, о котором мечтал Осаму Тэдзука?
Источники: Kioxia.com; Advertimes