Как думаете, кто встретит вас после смерти? Может быть, Мрачный жнец с грозной косой в руках или хмурый старик Харон около реки Стикс? Все эти посланники смерти так или иначе знакомы западному человеку. А что насчёт японцев? В их сознании функцию проводников душ выполняют относительно новые божества — синигами, о которых не было ни одного упоминания вплоть до XVIII века.
Не думайте, что японцы так долго грустили без богов смерти
Естественно, в синтоизме и буддизме были боги смерти и до синигами. В японском буддизме есть целых два образа, связанных со смертью. Первый — демон-искуситель Мара, который предпочитает вселяться в людей и вызывать у них спонтанное желание умереть, совершив самоубийство. Второй — Эмма — правитель преисподней и судья мёртвых, отправлявляющий своих демонических посланников за духами умерших. В синтоизме же в качестве бога смерти выступает богиня-прародительница Идзанами, которая, однажды разозлившись, поклялась своему мужу Идзанаги убивать по тысяче человек в день (подробнее об этом можно почитать в легенде о Идзанаги и Идзанами).
Однако считается, что концепция синигами не соответствует какому-либо синтоистскому или буддийскому божеству. Идзанами и Эмма куда больше похожи на образы богов смерти, известные на Западе (например, Персефона и Аид), чем на синигами. Да и буддизму, по сути, свойственно атеистическое видение мира, поэтому Мара не то чтобы бог, а скорее олицетворение понятия зла (здесь стоит сказать, что наличие какой-либо доли мистицизма в буддизме меняется в зависимости от школы). Отсюда следует, что современный образ синигами как проводников душ в загробный мир сложился гораздо позже и в малой степени вдохновлялся теми божествами и духами, которые ассоциировались со смертью в буддизме и синтоизме.
Появление синигами в японском пантеоне божеств
Первое известное упоминание слова «синигами» (死 си «смерть» и 神 ками «дух») появилось в пьесе Тикамацу Мондзаэмона «Самоубийство влюблённых на острове небесных сетей» (1720 год), в которой рассказчик сообщает, что продавец бумаги Дзихэй, «ведомый духом смерти — если таковой существует среди богов — смирился с наказанием за пренебрежение своим ремеслом».
Во второй раз синигами уже не только фигурировали в тексте, но и получили иллюстрацию. Это был рассказ Такэхары Сюнсэнсая с одноимённым названием «Синигами», вошедший в сборник «Эхон хяку-моногатари» («Сто иллюстрированных историй») 1841 года. Там боги смерти выступают человекоподобными призраками, способными внушать людям мысли о самоубийстве.

«Синигами», Такэхара Сюнсэнсай, 1841 год
Однако представления о синигами в этих произведениях опять же не легли в основу их образа. Само слово «синигами» скорее использовалось для олицетворения надвигающейся смерти, без стоящей за ним идеи.
Но что же всё-таки помогло синигами обрести идентичность? Во второй половине XIX века (период Мэйдзи), когда в Японию начали проникать западные веяния, была поставлена пьеса с уже знакомым словом «Синигами», которая являлась адаптацией сказки братьев Гримм «Смерть в кумовьях». Последующие появления богов смерти в искусстве отталкивались от образа синигами именно из этой постановки. Получается, современные японские боги смерти оказались очень качественной адаптацией европейского Мрачного жнеца.
Но всё же Мрачный жнец и синигами мало похожи
В первую очередь, на Западе Мрачный жнец воспринимается как ужасающее существо, олицетворяющее саму безжалостную смерть. И это полностью оправдано, ведь он приходит к душам, чтобы без промедления утащить их в загробный мир. Японцы же смотрят на смерть иначе — это всего лишь часть естественного цикла жизни. Поэтому и синигами не настолько кошмарны: они — агенты смерти, приглашающие людей в мир душ в назначенный час. Хоть японцы и позаимствовали западный образ Смерти с косой, не забыли смешать его со своим мировоззрением.
Во-вторых, Мрачный жнец традиционно изображается как одинокий силуэт, облачённый в чёрный плащ и несущий острую косу в руках. Синигами же целое множество, и работают они обычно в паре. Что касается внешнего вида, то он весьма неопределён. Некоторые считают, что они одеты в чёрные кимоно, а их головы украшают длинные белые волосы. Другие думают, что они выглядят как маленькие дети или женщины. Судя по такому разнообразию, можно утверждать, что синигами из раза в раз меняют свой облик.
Также здесь следует затронуть ещё одну тему: как же синигами понимают, что человеку пора в мир иной? Согласно легенде, каждая жизнь измеряется свечой. Как только она догорает, человек умирает. Тогда синигами являются к душе и сопровождают её к другим. Однако если пламя всё ещё горит, а человек близок к гибели, то духи подбрасывают ему шанс на продление жизни. Эта идея основана на мнении о том, что у каждого человека есть свой предназначенный путь, по которому нужно следовать, а синигами проследят за тем, как вы идёте по нему.
Феномен синигами в современной культуре
В нашу эпоху синигами являются довольно популярным элементом японской массовой культуры. Благодаря ярко выраженной эклектичности японской религии в различных образах синигами по-разному сплетаются буддийские, синтоистские и даже даосские мотивы, связанные со смертью. Например, идея общества синигами и божественных сущностей, в котором есть сильное социальное расслоение и процветает бюрократия, характерна для китайского буддизма династии Хань (206 до н. э. — 220 н. э.). Такие общества синигами мы можем увидеть в аниме и манге «Блич» и «Потомки тьмы».
Как мы уже говорили, синигами постоянно контролируют естественный ход жизни и смерти человека. А людей-то очень и очень много… Неужели на каждого человека найдётся по два синигами? В противном случае, как им удаётся выполнять свою работу? Авторы аниме и манги, чтобы разрешить эту неловкую ситуацию, решили поступить проще и отметить, что синигами присутствуют только при особых случаях смерти, оставляя все остальные на волю мироздания.
Однако синигами в современной культуре — это не всегда хорошие ребята. Иногда их изображают духами, которые вызывают несчастные случаи и внезапные смерти, дабы продлить своё существование. Но всё же, как правило, синигами — это бессмертные привлекательные молодые девушки и юноши, обладающие разными наборами суперспособностей. Они занимаются мирным сопровождением душ усопших в загробную жизнь, а также убивают различных демонов и призраков, нарушающих баланс жизни и смерти.
Мини-разборы синигами в манге и аниме
«Блич». Пожалуй, один из самых известных примеров общества синигами. Высококлассные синигами, в основном, сражаются с толпами всевозможных демонических сущностей и администрируют работу рядовых богов смерти, игнорируя свою главную функцию — сопровождение душ в загробный мир. А эту «неблагодарную» работу оставили самым низкоранговым синигами.
«Тетрадь смерти». Боги смерти в этом произведении не очень-то приятные существа, что снаружи, что внутри. Они в основном занимаются паразитизмом, убивая людей для продления собственной жизни с помощью тетрадей смерти. Однако, несмотря на данную им власть, это общество синигами довольно лениво: день за днём они только играют в карты. Скучновато, не правда ли? Поэтому один из синигами Рюк решает разнообразить свою жизнь, случайно «потеряв» тетрадь смерти, которая наделила божественной властью школьника с огромным самомнением. В результате такая вольность божественного существа привела к смерти многих людей.
«Потомки тьмы». Синигами здесь — это высокопоставленные сотрудники департамента Эмма-Тё (прямая отсылка к богу Эмме, о котором мы говорили ранее), задача которых заключается в поиске и сопровождении душ умерших, застрявших в мире живых, на суд божий. Всего таких сотрудников 18, и работают они обычно в парах на отведённых секторах. Для выполнения своей работы в мире живых они обычно маскируются под людей. Стоить отметить, что в этом произведении также содержатся элементы христианской иконографии и веры, что подтверждает синкретизм японского образа мыслей.
«Пожиратель душ». В этой истории есть только один бог смерти — Синигами-сама, который является богоподобным существом в физическом теле. Его цель — защита человечества от гнёта злых сверхъестественных сущностей и развращённых людей. Для этого он основывает Академию Синигами, ученики которой отправляются устранять потенциальные угрозы человечеству. Существует множество профессиональных команд, каждая из которых состоит из мастера оружия и его напарника, способного перевоплощаться в это самое оружие. Высшая форма оружия — это «Коса смерти», для достижения которой необходимо собрать 99 душ падших людей и одну душу ведьмы. Поэтому команды активно соревнуются между собой, чтобы первыми создать совершенное орудие.