Eve: Способ поедания жизни

Любители j-pop не дадут соврать: понять, что происходит в японской песне, порой задача на грани фантастики. Причин тому может быть много: не очень корректный перевод, сильно отличающийся культурный контекст, неоднозначный видеоряд клипа. Однако прежде всего затрудняет понимание подчас очень абстрактное содержание, которое требует детального анализа. В этой статье мы попробуем разобраться, какой смысл заложен в одной из самых сложных песен исполнителя Eve «Способ поедания жизни».

 

Кто такой Eve?

Eve начал свой творческий путь в 2009 в возрасте 13 лет, когда стал записывать каверы на любимые песни. По утверждению самого Eve, прежде всего на его желание заниматься музыкой повлияли такие группы как RADWIMPS, Sōtaisei Riron, Galileo Galilei и т.д. За десять лет Eve прошёл путь от обычного любителя музыки до артиста, чьи концерты собирают десятки тысяч зрителей.

Особенная известность пришла к нему после того, как он написал песню для опенинга популярного аниме «Магическая битва». Хотя этот трек звучит, безусловно, замечательно, в дискографии Eve есть множество работ, которые заслуживают не меньшего (а то и большего) внимания. Чувственность, глубокий смысл и выдающаяся визуальная составляющая клипов, над которыми Eve работает с лучшими художниками-аниматорами, являются отличительными чертами его произведений и оставляют глубокое впечатление в сердце каждого, кто решил прикоснуться к его творчеству.

Нам до сих пор толком не известно, как выглядит Eve. Что ни говори, сохранять анонимность при такой популярности — тоже талант 🙂 @sbr116

 

Песня и клип «Способ поедания жизни»

12 февраля 2020 года Eve выпустил альбом Smile, в котором содержался и трек «Способ поедания жизни» (яп. いのちの食べ方 иноти-но табэката). В мае того же года на ютюб-канале Eve появился клип с немного изменённой аранжировкой песни.

К видео доступны русские субтитры

Как и другие клипы Eve, «Способ поедания жизни», обладая неоднозначными визуальными образами и запутанными текстом, порождает множество интерпретаций. Большинство, однако, имеет довольно слабую почву: реальность в них часто подменяется личными впечатлениями, а додумывание выходит на первый план. С одной стороны, в этом нет ничего плохого, потому что искусство и должно побуждать человека к подобной работе чувств и разума. С другой ценность таких интерпретаций для кого-либо, кроме их авторов, вызывает сомнения. Они, безусловно, могут быть интересными (и от того стоящими внимания), но заимствуя их бездумно и полностью, не отнимаем ли мы у себя возможность по-настоящему насладиться произведением?

Таким образом, чтобы прийти к самостоятельным выводам, имеет смысл познакомиться с разнообразными трактовками лишь после ограничения рамок того, что известно более-менее точно.

Что нам известно?

Любой разбор, пожалуй, стоит начинать с определения темы произведения. И с этим нам поможет сам Eve. Вот как он прокомментировал свою работу в эфире информационного телешоу Mezamashi TV:

Как мы проводим время, что летит так быстро, как мы живём? Именно о способе жить я и написал свою песню.

На радиопередаче SCHOOL OF LOCK! Eve дополнил свою мысль:

Я держал в голове, что «способ проводить время» это то же самое, что «способ поедания жизни».

С одной стороны, это вносит ясность в понимание общей картины, но с другой, лишь этих пояснений явно недостаточно. В конце концов, эту мысль можно было бы донести куда более простыми средствами, не создавая такой сложный текст и видеоряд. Очевидно, что хотя этот смысл и лежит в основе «Способа поедания жизни», всё произведение не исчерпывается им полностью.

В клипе особое место занимает образ еды, а если быть точнее, мяса. Само название подчёркивает важность этого образа, отсылая к австрийско-германскому документальному фильму 2005 года Unser täglich Brot («Хлеб наш насущный»), который в японском переводе и получил, собственно говоря, название いのちの食べ方 («Способ поедания жизни»). В фильме рассказывается о выращивании животных и растений, а также о переработке пищи в рамках современной пищевой промышленности.

Фильм оставляет после себя гнетущее впечатление. Короткий жизненный цикл животных, выращиваемых лишь целью стать для кого-то едой, продемонстрирован полностью и без прикрас: от момента рождения до разделочного стола. Гигантский масштаб, отлаженная и бесперебойная работа показанного в фильме конвейера, если верить отзывам, заставила многих задуматься о смысле их собственных жизней.

Японский постер фильма

Мир, созданный Eve и художником Mariyasu, с первого взгляда влюбляет в себя своими неповторимой загадочной атмосферой и удивительной креативностью дизайна. К большой радости всех фанатов, прикоснуться к нему можно не только через клип. В 2020 году начала издаваться манга «Фальшивые воспоминания» (яп. 虚の記憶 кара-но киоку), в которой рассказывается о приключениях героя клипа и его друга, школьника по имени Рэй. Автором манги стал сам Eve, а над визуалом работал художник под псевдонимом ネヲ.

Обложки 1-го и 2-го томов манги

К сожалению, несмотря на то, что выпуск манги продолжается уже 2 года, зацепок, которые помогли бы лучше понять заложенные в клипе смыслы, пока не очень много. Сейчас в этой манге Eve уделяет больше внимания построению мира, отношениям Рэя (который, кстати, и является здесь главным героем) с окружающими и историям не связанных с клипом персонажей.

Кроме того, ко всей информации, которую можно почерпнуть из этой манги, нужно относиться с долей скепсиса, потому что официального подтверждения, что миры манги и клипа полностью совпадают, так и не последовало. Тем не менее, даже если окажется, что Eve использовал свой собственный клип лишь как вдохновение для манги, некоторые моменты (в особенности те, что касаются образа героя клипа) едва ли могут сильно расходиться. Их и рассмотрим.

Мир этой манги населён невидимыми человеческому глазу существами дзингаями. Из-за эмоциональных потрясений у некоторых людей иногда появляется свой собственный дзингай, которого называют тенью. Тень является отражением души, и поэтому, если человек переполнен негативными эмоциями, тень становится агрессивной и начинает причинять вред даже своему владельцу. Охотником на таких вышедших из-под контроля теней и работает герой клипа, парень по имени Отогири Тоби (яп. 弟切 飛).

弟切 отогири в переводе с японского означает «убийство младшего брата», а 飛 тоби — «полёт». Какой смысл скрывается за таким именем? @mariyasu_ame

В клипе есть несколько намёков на то, что безголовый дракон (один из самых узнаваемых образов «Способа поедания жизни»), и Тоби это части одной сущности, которые разделились по какой-то причине. В манге можно найти этому ещё одно подтверждение. Многие приёмы, которые Тоби использует в бою, содержат в своих названиях иероглиф 竜 «дракон».

Кадр из рекламного видеоролика 2-го тома манги. Надпись гласит: «Владеет техникой, разрубающей дракона»

Зубастый рюкзак Тоби (в набросках Mariyasu он подписан как Ноппо) также заслуживает внимания. Ноппо, являясь тенью, очень заботливо относится к своему хозяину и верно служит ему. Поедая других теней, Ноппо не только помогает Тоби выполнять свою работу, но и сам становится сильнее.

Если тень — это отражение души человека, то почему тень Тоби выглядит именно так? @mariyasu_ame

Пожалуй, это всё, что может быть полезно для понимания клипа на данный момент. Будем надеяться, что когда-нибудь у нас появится больше информации. Произойти же это может очень скоро, потому что уже в этом сентябре выходит ранобэ по мотивам «Способа поедания жизни», которое было написано под руководством самого Eve.

Обложка ранобэ

Стоит также упомянуть, что в клипе «Способ поедания жизни» содержится множество отсылок к предыдущим работам Eve. Однако не стоит воспринимать их слишком серьёзно и пытаться найти смысл там, где его нет. Такое количество отсылок является нормой для клипов Eve, а необходимы они прежде всего для создания узнаваемого образа его творчества.

Оммаж к фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» из клипа. Все персонажи на этой картине заменены на известных персонажей Eve

Поиски смыслов

На протяжении всей песни звучит местоимение «ты», которое непонятно, к кому или чему относится. И хотя есть разные трактовки текста в целом, большинство сходится во мнении, что «ты» здесь обозначает какое-то страстное желание героя, идеал, к которому он стремится приблизиться изо всех сил.

Несмотря на то, что было сказано о значении отсылок ранее, к некоторым из них стоит всё же приглядеться повнимательнее. Многие фанаты отмечают интересные точки соприкосновения между «Способом поедания жизни» и более ранней работой Eve «Токийское гетто».

К видео доступны русские субтитры

Прежде всего, обращают на себя внимания следующие детали:

  • Изображение с камер наблюдения встречается в обоих клипах
  • Мусорный бак, в котором находятся останки героя «Токийского гетто», появляется и в «Способе поедания жизни»
  • Голова дракона в «Способе поедания жизни» на мгновение (0:07) меняется на голову монстра из «Токийского гетто»
  • Локации выглядят похоже

Более того, в коротком анонсирующем ролике, который Eve выложил на свою страницу в Твиттере за несколько дней до выхода клипа «Способ поедания жизни», видно, как из упомянутого выше мусорного бака выбирается невидимая сущность.

Значит ли это, что парень из «Токийского гетто» смог как-то спастись? (0:04—0:09)

Все эти отсылки можно было бы не воспринимать настолько серьёзно, если бы не смысловая схожесть обоих произведений. Как и Тоби, герой «Токийского гетто» гонится за эфемерным и недостижимым идеалом, который также обозначается словом «ты». Это, а также многочисленные отсылки, не могут не наталкивать на мысль: не является ли «Способ поедания жизни» идейным продолжением «Токийского гетто»?

Судя по тому, что герой «Токийского гетто» появился на обложке грядущего ранобэ (заметить его можно в левом углу), связь между двумя героями действительно существует

Как бы там ни было, на протяжении всей песни Тоби постоянно обращается к этому «ты», надеется на его возвращение и желает настигнуть его. Если сопоставить это с видеорядом, то можно сделать вывод, что «ты» это безголовый дракон, которого герой преследует первую половину клипа. Поскольку же герой и безголовый дракон являются одной сущностью, логично будет предположить, что, обращаясь к загадочному «ты», Тоби на самом деле обращается к самому себе или к какой-то своей части.

Но что же в точности олицетворяет безголовый дракон? Что так страстно хочет заполучить герой? На этот счёт существует несколько мнений.

Самая простая версия заключается в том, что герой ищет тёплых отношений с окружающими, «руку, за которую можно схватиться». Эта интерпретация проистекает непосредственно из текста, но визуальных подтверждений в клипе ей не очень много. Да, можно сделать вывод о том, что Тоби одинок, но действительно ли одиночество беспокоит его больше всего?

Одинокий? #RinxxHobbyist

Другая версия говорит о том, что безголовый дракон символизирует смерть. Подтверждается это эпизодом, когда дракон пролетает мимо нескольких дзингаев, после чего от них остаются только голые кости. На протяжении всего клипа герой хочет приблизиться к своей смерти, но встретившись с ней лицом к лицу, он испытывает страх и пытается сбежать.

Ищет смерти? @mariyasu_ame

В одной из самых интересных и логичных, по мнению автора статьи, версий утверждается, что герой клипа испытывает какую-то сильнейшую нездоровую зависимость. Пытаясь удовлетворить её, он старается съесть всё больше и больше, не осознавая, что поедает самого себя. В конечном счёте этот неутолимый голод оборачивается против самого Тоби, а дракон даёт ему отпор. Охотник становится жертвой. Этот момент хорошо гармонирует с темой «двойственности», которую Eve заявил в качестве главной для всего альбома Smile.

Зависимый? @aimasuku_0

Остаётся без ответа самый большой вопрос: что происходит в финале клипа? Съев безголового дракона, герой добивается своей цели, но можно ли назвать это счастливым концом? Восстанавливает ли он своё душевное единство или таким образом лишь завершает процесс саморазрушения?

 

Заключение

Как уже было сказано, искусство заставляет человека мыслить и чувствовать острее, скрывая за завесой образов свой истинный смысл. Преуспеть же в поиске этого смысла можно лишь досконально познакомившись (как мы и сделали в этой статье) с самим произведением. Однако даже внимательно изучив вопрос, мы по-прежнему не приблизились к однозначному ответу.

Почему герой так отчаянно гонится за своей добычей? Откуда у него взялся этот неутолимый голод и что он символизирует? Что происходит, когда Тоби всё-таки съедает безголового дракона? Словно герой, мы гонимся за ускользающим смыслом, пытаясь сделать так, чтобы мир стал для нас понятным, даже в такой небольшой его части, как клип популярного исполнителя.

Сможем ли мы добиться этой цели когда-нибудь? А если добьёмся, устроят ли нас ответы?

Можно сказать точно лишь одно: наслаждаться работой Eve мы можем уже сейчас. Выдающийся дизайн, прекрасный текст, приятная музыка, всё это настоящая красота произведения. Главное не отводить взгляд.

 

Источники:

Eve(イブ)ってどんな歌手?性別・年齢・顔出しについてプロフィールを徹底解説!

Eve『いのちの食べ方』歌詞の意味を考察・解釈

【Eve/いのちの食べ方】歌詞の意味を徹底解釈!孤独な主人公の祈りの歌…?

Каков твой способ поедания жизни?

Егор Задорожный
3 комментариев
Старые
Новые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Rasskazhik
2 месяцев назад

Заранее извиняюсь, если мой комментарий кому-то не понравится. Я хотела бы поделиться своим видением данной песни, однако считаю, что создание отдельной статьи бессмысленно, поскольку слишком уж многое я привнести не смогу.
Говоря сразу, я буду апеллировать к русскому переводу данной песни от NotADub, свободно доступному на интернет ресурсах.
Во-первых, как уже говорил автор данной статьи, вполне возможно, что дракон и Тоби — это две части одного целого. Возможно даже три, если считать Ноппо. Первый раз в песне нам показывают Тоби только после того, как у дракона отвалилась голова; как только это произошло, Ноппо направил прожектор, и тогда появился Отогири. Также, на 18 секунде, когда падает драконья голова, из неё появляется Тоби. При первых просмотрах я воспринимала это как то же движение, которое использует Тоби при сражении с тенями в манге — если появляется удобная возможность, он буквально прыгает на них с возвышения, раздавливая ногами или атакуя зубастой сумкой. Но на замедлении, я, хоть убейте, не могу увидеть момент где Тоби падает за головой. Он из неё появился. Также, что примечательно, первые пару секунд клипа, нам показывают запись с камеры наблюдения, того же самого места, в котором Тоби падает на 1.42 секунде клипа. Скорее всего, это запись именно того момента, где он падает, так как на правой стене можно заметить его тень. Но камера не записала Тоби. Что примечательно, также на камеры не была записана невидимая сущность(предположительно главный герой клипа Токийский Гетто), вылезающая из мусорного бака в трейлере. Эта сущность обозначалась следами оранжевой крови, также как в конце клипа будет обозначен уход Тоби после поедания дракона. Так жив ли в принципе Тоби? Он ли основная часть существа? Разве нет возможности, что основа — это дракон, раз уж Тоби появляется из его головы? В Fight Song — Eve есть три занимательные сцены(и, боги, если это не продолжение способа поедания жизни, то я — кастрюлька). В боевой песне, девочка, что появляется из останков дракона, очень похожа на некую девушку, известную в некоторых кругах. Когда Тоби душат, эта девочка ловит флешбеки. Сначала, как на её раненую шею опускается гильотина, на что смотрят те самый существа, которые настаивали, чтобы она сейчас, как ребёнок, находилась среди них. Потом её когтистая рука тянется к звездам, а в следующее мгновение нам показывают дракона, у которого, без видимых нам причин отваливается голова. По ровному такому срезу. Потом её когтистая рука отдаляется от звезд и перед нами вместо бескрайнего неба предстает небольшая прореха между крыш домов в каких-то трущобах, и падающая когтистая рука, следуя за которой, камера показывает нам юного Тоби, с окровавленной сумкой Ноппо у ног. Скорее всего, последний момент, это уже время, когда Отогири съел дракона. Позже девочка превращается в уже знакомого дракона. Голову его нам, кстати, так и не показали.
Тоби буквально пожирает самого себя на протяжении всего клипа (при том, что останки главного героя Токийского Гетто на 47 секунде клипа ему чем-то не угодили). Тому много доказательств. Помимо того, что он буквально сжирает себя с 2.06 по 2.30 в клипе, он постоянно ест желтые конфеты (прямо в цвет крови этого мира, какое милое совпадение), которые являются как минимум человеческой плотью, что можно увидеть, например, на 0.59 секунде, где развернутая конфета на мгновение предстает как кончик отрубленного пальца.
В песне поётся
» в эту ночь
я должен протрезвиться и стать собой
но время так жестоко порой
хотел бы ослепнуть
забыть навечно о скучных днях
и доносить всем
голос мой»
При этих строчках Тоби гонится за драконом, что лично я воспринимаю как то самое стать собой — что бы это ни значило, чтобы протрезвиться и стать собой, Тоби должен как минимум догнать дракона. Но у него это судя по всему не получается, так как поётся про ночь, жестокое время и скучные дни. По какой-то причине, гонится за драконом Тоби только ночью, но не успевает, а «скучным днем» судя по всему не имеет возможности продолжить погоню.
Далее, Тоби прорезает ножом сумку Ноппо, который, на минуточку, всё ещё часть его души, и ест его содержимое.
«затем вонзил я нож в тело не дрожа
тебе я начал плавно резать глотку»
Из этих строчек, произнесенных в то время, что он резал Ноппо, можно сделать вывод, что обращение «тебя» и «ты» относится к его частям души — к Ноппо, дракону, а может быть и к самому себе. Что примечательно, пока он есть, его голова снова становится похожа на драконью.
Ещё одним доказательством того, что дракон это Тоби можно считать сцену в лифте. Сначала в лифт пытается ворваться дракон, раздвигая двери когтями, а позже, когда они всё-таки открываются, мы видим как на Тоби падает тень очень похожая на самого Отогири.(…блин, учитывая всё вышеперечисленное, у меня появились некоторые смелые теории на счет значения его фамилии. он съел дракона. часть души считается братом?..) Также в 2.45 в клипе можно увидеть двух Тоби, разделенных переградой.
Интересно также то, что когда впоследствии нам показывают как Тоби есть самого себя, глаза того, что ест замазаны, а того, кого едят — нет. К тому же в следующую секунду Тоби которого едят накладывают на основное действие, сливая лица его, и того Тоби, который задействован в клипе как главный. Главного героя Съели? Или он не видел и не понимал, что есть самого себя?
Иногда у меня создается ощущение, будто три части души: Ноппо, Тоби и дракон меняются местами. Когда нам накладывают лицо съеденного Тоби поверх главного героя, он будто поменялся с драконом местами — начал от него убегать, хотя ранее за ним гнался. Забавно, что на этого убегающего Тоби раззевает пасть даже Ноппо, как будто он собирается есть именно его, хотя в результате кусает дракона. Также, на 3.34 секунде нам показывают, что именно Ноппо впивается в дракона, однако в конце клипа показывают, как Тоби поднимает голову и вытирает кровь с лица, пока Ноппо просто стоит рядом. В итоге, они поменялись местами? Что примечательно, в Fight Song — Eve, после поедания дракона, Тоби выглядит чистым, а у его ног лежит окровавленная сумка Ноппо. К тому же, снова поднимая тему неизвестных невидимых скорее всего мертвых сущностей, отмеченных кровавыми рыжими следами — жив ли вообще Тоби? Тоби ли это?

Rasskazhik
1 месяц назад
Ответить на  Egor Zadorozhnyi

Вот как, вот как. Что ж, будем ждать!
Спасибо за обратную связь)

Войти через почту
Регистрация через почту