Что такое кото и как оно устроено
Обычное кото представляет собой цитру (музыкальный инструмент со струнами, натянутыми по всей длине деки, деревянного «тела» кото) с 13 струнами. Длина деки обычно составляет около 180 сантиметров, ширина – примерно 25 сантиметров, и толщина – 5 сантиметров. Когда музыкант исполняет композиции в традиционной манере, он сидит на полу, и тогда конец кото приподнимается небольшой подставкой или двумя короткими ножками. Сегодня же исполнители часто сидят на стульях, поэтому кото ставится на специальную подставку – риссодай.
Кото состоит из двух частей: полой верхней и плоской нижней. Внутри полой части кото гравируют специальными узорами аясуги, улучшающими качество звука. Также на противоположных концах верхней части есть два отверстия – одно для звука, другое для продевания струн.
В зависимости от вида кото может иметь от 1 до 80 струн, но наиболее распространённое сейчас кото – кото Ямады – имеет 13 струн. Традиционно все струны имеют одинаковую толщину, однако некоторые музыканты намеренно используют струны немного разной толщины для достижения уникального звучания. Изначально струны для кото изготавливались из шёлка, но, так как шёлк довольно быстро портится, сегодня вместо него используются струны из синтетических материалов вроде нейлона и вискозы. При этом музыканты нередко переходят на шёлковые струны для исполнения традиционных композиций, созданных до XX века, так как эти струны имеют более мягкий звук, предпочтительный для старого репертуара.
Под каждой струной кото находится подвижный мостик котодзи, используемый для настройки инструмента. Раньше эти мостики делали из слоновой кости или дерева, отделанного слоновой костью, но сегодня почти все музыканты используют пластиковые мостики. Исключение – профессиональные исполнители, которые могут пользоваться мостиками из слоновой кости на выступлениях. При помощи мостиков струны настраиваются на один из 13 пентатонических строев. Наиболее распространёнными из них являются «обычный строй» хирадзё:си и строй «кумой», или кумоидзё:си.
Струны кото натягиваются очень туго, и когда мостики снимают для хранения или транспортировки, струны подтягивают, чтобы они ровно лежали на поверхности инструмента. Играют на кото при помощи накладных ногтей-плектров котодзумэ. Котодзумэ надевают на большой, указательный и средний пальцы правой руки, в то время как левой рукой музыкант прижимает или перебирает струны. Существует два вида котодзумэ по названиям наиболее распространённых школ игры на кото – Икута-рю и Ямада-рю. В школе Икута-рю используются квадратные плектры, а в Ямада-рю – округлённые, похожие на продолжение ногтя. В обоих случаях котодзумэ крепятся к пальцам кожаными или бумажными лентами.
История и школы кото
Считается, что в период Нара (710–794 гг.) в ходе развития отношений между Китаем и Японией китайские музыканты привезли в страну национальные цитры гуцинь и сэ. Японцы постепенно соединили эти инструменты с изначально японским кото, существовавшим ещё примерно с периода Яёй (300 г. до н.э. – 300 г. н.э.), что привело к созданию кото в его настоящем виде.
Привезённая из Китая музыкальная грамматика также повлияла на восприятие кото. Если раньше кото считалось религиозным инструментом, то с периода Нара оно стало частью придворного ансамбля и дало толчок к зарождению жанра классической музыки гагаку. К периоду Хэйан (794–1185 гг.) игра на кото стала важной частью образования аристократов, в особенности у женщин.
К Средневековью власть аристократии начала уменьшаться, из-за чего кото стал ассоциироваться преимущественно с храмовой музыкой. В период Муромати (1336–1573 гг.) буддийских монах Кэндзюн основал одну из старейших школ кото – Цукуси-гото, соединив традиции народной музыки дзоккёку с особенностями игры на кото в жанре гагаку.
В XVII веке ученик Кэндзюна обучил игре на кото слепого монаха и мастера сямисэна Яцухаси Кэнгё, основателя школы Яцухаси-рю и «отца» современного кото. Яцухаси усовершенствовал стиль Цукуси-гото и изменил метод его настройки, создав распространённый сейчас «обычный строй» хирадзё:си.
Кроме того, Яцухаси написал ряд даммоно – композиций специально для игры только на кото, что было очень непривычно для того периода, так как на протяжении долгого времени кото использовался как часть ансамбля в гагаку или как аккомпанемент для певцов. В эти даммоно входят две самых известных композиции для кото – Рокудан-но сирабэ (六段の調) и Мидарэ-риндзэцу (乱輪舌).
Несмотря на важность школ Цукуси-гото и Яцухаси-рю, они не смогли широко распространиться ввиду строгих ограничений периода Эдо (1603–1868 гг.) на обучение слепых музыкантов и женщин. Сейчас Цукуси-гото считается практически исчезнувшей школой, так как в XXI веке было потеряно большинство её нотных записей, а также в связи со смертью многих исполнителей данной школы. Яцухаси-рю же продолжает существовать, однако количество учеников в ней не идёт ни в какое сравнение со школами, о которых мы расскажем ниже.
В конце XVII–начале XVIII веков большое развитие получило искусство, предназначенное для городского населения – торговцев, рабочих, зажиточных крестьян. Одним из таких видов искусства был популярный кукольный театр дзёрури, в котором речитативное пение сочеталось с аккомпанементом сямисэна. В 1695 году в Киото музыкант Икута Кэнгё добавил в театр дзёрури музыку для кото, что привело к значительному росту популярности инструмента. Для этого ему пришлось адаптировать специальный метод игры на кото и способ его настройки, что стало основой школы Икута-рю.
Однако Икута-рю не набрала популярности в городе Эдо (современный Токио) и к концу XVIII века на её место пришла школа Ямада-рю, основанная слепым музыкантом Ямадой Кэнгё. Ямада тоже основал собственную школу, акцентировав внимание на особенностях игры кото вместе с сямисэном, однако в Ямада-рю кото всегда имел лидирующую роль, в то время как в Икута-рю долго первостепенными оставались партии сямисэна. Также Ямада-рю значительно расширил жанровый репертуар музыки для кото.
Кото в наше время
На протяжении всего периода Эдо до реставрации Мэйдзи в 1868 году Япония была изолирована от остального мира. В течение этого времени у японцев не было возможности услышать новую музыку из Китая или других стран. Кроме того, музыкальная культура Эдо поощряла подражание, а не инновации, поэтому музыка практически не менялась и большинство произведений кото этого времени звучат почти одинаково.
Но с периода Мэйдзи (1868–1912 гг.) Япония начала глобальную модернизацию, и одним из изменений стало введение западной музыки в школьную программу. Это оказало большое влияние и на кото. К 1920-м годам люди стали предпочитать музыку, которую они изучали в школе, и всё меньше людей слушали и изучали традиционную музыку.
С уменьшением числа людей, интересующихся традиционными инструментами в XX веке, композиторы пытались изменить музыку этих инструментов, сделать её более привлекательной. Самым влиятельным из них стал Мияги Митио (1894–1956 гг.). За свою жизнь Мияги сочинил более 500 произведений, в своих работах он использовал новые техники игры, новые музыкальные формы и новые инструменты. Многие из его идей пришли из западной музыки, и это сделало его композиции более доступными для простых японцев. Одним из самых заметных нововведений Мияги в музыке стало изобретение 17-струнного бас-кото, называемого дзюситигэн. Он также написал множество произведений для детей, чтобы привлечь их к игре на кото. Произведение Мияги «Хару-но уми» (春の海, или «Весеннее море») для кото и сякухати стало для японцев неразрывно связано с Новым годом. Даже сейчас его можно услышать в декабре по японскому телевидению, радио и как фоновую музыку на улицах и в заведениях.
После окончания Второй мировой войны в музыке кото произошло множество радикальных изменений. Композиторы из мира традиционной японской музыки создали большое количество современной литературы о кото. Саваи Тадао (1937–1997 гг.) был одним из самых плодовитых, новаторских, влиятельных и известных композиторов конца XX века. Он создавал произведения для кото и сямисэна как в традиционных формах, так и в стиле авангарда, используя новые техники игры. Также Саваи написал много произведений для начинающих исполнителей на кото, что лишь увеличило популярность и доступность мира кото.
Инструмент продолжает развиваться и сейчас. В Японии можно услышать как традиционные композиции в жанре гагаку, так и экспериментальную музыку, сочетающую современные инструменты со звучанием кото.
Источники: 大津琴三絃, Koto-Shami.info, Stanford Program on International and Cross-Cultural Education, Кисибэ Сигэо «Japan, II: Instruments and instrumental genres»