В условиях всеобщего увлечения Западом в японской живописи эпохи Мэйдзи (1868—1889 годы) формируется два основных направления: ёга (洋画) и нихонга (日本画). Если приверженцы ёга (европейская живопись) использовали европейские техники и писали картины на характерные для западного искусства темы, то художники, работавшие в жанре нихонга, старались реформировать традиционные направления японской живописи. Одним из ключевых художников, творивших в стиле нихонга, стал Ёкояма Тайкан.
Символичен год его рождения, который совпадает с годом реставрации Мэйдзи. Творчество Тайкана развивалось параллельно с процессом становления новой японской живописи. Он одним из первых поступил в созданную в 1887 году Токийскую художественную школу, которая сегодня известна как Токийский институт изящных искусств. От одного из последних крупных художников традиционной школы японской живописи Кано Хасимото Гахо он освоил технику живописи тушью. Одновременно с этим в годы обучения в школе Тайкан познакомился с легендарным художественным критиком Окакурой Какудзо (1863—1913 годы), который выступал за реформирование традиционного японского искусства. Окакура стал основным наставником Тайкана, сильно повлияв на его творчество.
С 1896 года Тайкан также преподавал в Школе изящных искусств, пока в 1898 году Окакура не был вынужден уйти с поста ректора Школы из-за того, что его понимание будущего японской живописи противоречило позиции Школы. Некоторые художники, включая Тайкана, присоединились к Окакуре и покинули учебное заведение, совместно основав Японский институт искусств.
Чтобы запечатлеть это событие, Тайкан создал картину с эмоциональным изображением легендарного китайского поэта Чу Юана, годы жизни которого пришлись на эпоху Воюющих царств (476—221 до рождества Христова), исполненного ярости и сожаления. Поэт на картине олицетворял Окакуру.
Тайкан стал известен тем, что взял на вооружение новую для японской живописи технику письма с нечёткими, размытыми границами изображаемых объектов. Художник тем самым стремился передать эффект дымки для изображения дождя, дымки и воды. Такая манера письма была непривычна для японцев, и поэтому стиль Ёкоямы Тайкана получил саркастичное название 朦朧体 (моротай), или размытый стиль. При написании картин Тайкан также экспериментировал с материалами и сюжетами.
После смерти Окакуры в 1913 году Тайкан остался без своего главного наставника. В 1914 году он приступил к восстановлению Японского института искусств, который к тому времени пришел в упадок. Он привлёк новых, молодых художников, включая Мисэя Косуги и Усэна Огаву, которые часто в своем творчестве объединяли западный и китайский подходы, чтобы модернизировать японскую живопись.
Стоит при этом отметить, что Тайкан был активным сторонником японского милитаризма. В 1930 году он возглавлял выставку японского искусства в Риме, и в день её открытия проводил экскурсию для премьер-министра Италии Бенито Муссолини. Когда представители организации Гитлерюгенд в 1938 году, Тайкан приветствовал делегацию с речью во время торжественного банкета. Деньги, вырученные от продажи картин, он также направлял на поддержку армии и флота. Одним из ключевых сюжетов для творчества Тайкана стала гора Фудзи, которая в милитаристской Японии была важным националистическим символом. Художник заявлял, что его творчество-это его служение народу Японии.
Источник: Japan Times