Ёкояма Тайкан: основоположник современной японской живописи нихонга

В условиях всеобщего увлечения Западом в японской живописи эпохи Мэйдзи (1868—1889 годы) формируется два основных направления: ёга (洋画) и нихонга (日本画). Если приверженцы ёга (европейская живопись) использовали европейские техники и писали картины на характерные для западного искусства темы, то художники, работавшие в жанре нихонга, старались реформировать традиционные направления японской живописи. Одним из ключевых художников, творивших в стиле нихонга, стал Ёкояма Тайкан.

Символичен год его рождения, который совпадает с годом реставрации Мэйдзи. Творчество Тайкана развивалось параллельно с процессом становления новой японской живописи. Он одним из первых поступил в созданную в 1887 году Токийскую художественную школу, которая сегодня известна как Токий­ский институт изящных искусств. От одного из последних крупных художников традиционной школы японской живописи Кано Хасимото Гахо он освоил технику живописи тушью. Одновременно с этим в годы обучения в школе Тайкан познакомился с легендарным художественным критиком Окакурой Какудзо (1863—1913 годы), который выступал за реформирование традиционного японского искусства. Окакура стал основным наставником Тайкана, сильно повлияв на его творчество.

С 1896 года Тайкан также преподавал в Школе изящных искусств, пока в 1898 году Окакура не был вынужден уйти с поста ректора Школы из-за того, что его понимание будущего японской живописи противоречило позиции Школы. Некоторые художники, включая Тайкана, присоединились к Окакуре и покинули учебное заведение, совместно основав Японский институт искусств.

Чтобы запечатлеть это событие, Тайкан создал картину с эмоциональным изображением легендарного китайского поэта Чу Юана, годы жизни которого пришлись на эпоху Воюющих царств (476—221 до рождества Христова), исполненного ярости и сожаления. Поэт на картине олицетворял Окакуру.

Тайкан стал известен тем, что взял на вооружение новую для японской живописи технику письма с нечёткими, размытыми границами изображаемых объектов. Художник тем самым стремился передать эффект дымки для изображения дождя, дымки и воды. Такая манера письма была непривычна для японцев, и поэтому стиль Ёкоямы Тайкана получил саркастичное название 朦朧体 (моротай), или размытый стиль. При написании картин Тайкан также экспериментировал с материалами и сюжетами.

После смерти Окакуры в 1913 году Тайкан остался без своего главного наставника. В 1914 году он приступил к восстановлению Японского института искусств, который к тому времени пришел в упадок. Он привлёк новых, молодых художников, включая Мисэя Косуги и Усэна Огаву, которые часто в своем творчестве объединяли западный и китайский подходы, чтобы модернизировать японскую живопись.

Стоит при этом отметить, что Тайкан был активным сторонником японского милитаризма. В 1930 году он возглавлял выставку японского искусства в Риме, и в день её открытия проводил экскурсию для премьер-министра Италии Бенито Муссолини. Когда представители организации Гитлерюгенд в 1938 году, Тайкан приветствовал делегацию с речью во время торжественного банкета. Деньги, вырученные от продажи картин, он также направлял на поддержку армии и флота. Одним из ключевых сюжетов для творчества Тайкана стала гора Фудзи, которая в милитаристской Японии была важным националистическим символом. Художник заявлял, что его творчество-это его служение народу Японии.

Источник: Japan Times

Наталья Белая
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту