Динамичный, прогрессивный и смелый: графический дизайн японского модернизма

«Оползень перед туннелем Ходогая на Токайдо» (1924 г.). Ода Кантё, цветная ксилография

Великое землетрясение Канто 1923 года запомнилось как одно из самых ужасных бедствий в истории Японии. Зарегистрированное с магнитудой 7.9 баллов, оно произошло 1 сентября в 11:58. Пожары поразили густонаселённые Токио и Иокогаму: более 140 тысяч человек погибли, а свыше миллиона остались без крова. Год спустя японское издательство Shоnen Gahоsha (少年画報社 сё:нэн гахо:ся) заказало у художников серию гравюр на основе зарисовок и рассказов очевидцев.

Цветная литография Большой Иокогамской выставки (1936 г.)

В ознаменование очередной годовщины восстановления города после землетрясения в парке Ямасита была проведена Большая Иокогамская выставка на береговой полосе города, восстановленной при помощи обломков городских зданий и построек после стихийного бедствия. За двухмесячный период проведения выставки она привлекла более трёх миллионов посетителей и включила в себя такие достопримечательности, как аквариум, «детский уголок», американское родео и мотоциклетный цирк. На этом плакате дымовая труба корабля представляет статус Иокогамы как международного порта, а на заднем плане на знаменитой башне экспозиции развевается флаг Иокогамы.

«Магазин одежды Токио Мицукоси» (東京三越呉服店, то:кё: мицукосиго фукутэн 1927 г.). Коикэ Ивао, цветная литография

Компания Мицукоси, основанная в 1673 году под названием «Этигоя» и занимающаяся продажей кимоно, стала первым универмагом Японии в 1904 году и быстро превратилась в символ современности: в её новом здании в 1924 году был установлен первый в Японии лифт. Этот плакат объявляет о «завершении восстановительных работ» после разрушения магазина землетрясением 1923 года. На нём изображены модернистские линии нового здания Мицукоси, ставшие культовыми львы у входа и современные женщины в кимоно.

«К морю» (海へ уми-э, ок. 1930 г.). Сябано Киёсаку, цветная ксилография

Плавание и прогулки на берегу моря стали популярным способом убежать от суеты большого города. Моделью для изображения выступила спортсменка Микосиба Хацуко. Эту работу изначально создали для Министерства путей сообщения, однако сочли неподходящей для имиджа Министерства, но в конечном итоге её купила частная железнодорожная компания Кэйсэй для рекламы своего аквапарка. Особенность плаката заключается в том, что он изготовлен с использованием традиционной ксилографии, а не литографии, о чём свидетельствует тонкая текстура древесины на синем фоне.

«Танцовщица джаза» (1934 г.). Кобаякава Киёси, цветная ксилография

По мере того, как популярность фотографии в Японии в конце XIX и начале XX веков стремительно возрастала, традиционное искусство ксилографии (печати на дереве) начало приходить в упадок. В течение 1920-х и 1930-х годов художники Ито Синсуй и Кобаякава Киёси работали с издателем Ватанабэ Сёдзабуро и в итоге стали лидерами движения «син ханга» (新版画 новые гравюры), которое возродило утончённую технику печати укиё-э периода Эдо (1600–1868 гг.)

«Ранняя весна» (淺春 сэнсюн, 1931 г.). Ито Синсуй, цветная ксилография

Тенденция изображения молодых женщин дала новый толчок развитию жанра бидзинга (美人画 картины с красавицами), основанного мастерами конца XVIII века Китагавой Утамаро и Тории Киёнагой. Однако героинями данных изображений стали современные женщины новой эпохи.

«Песня официантки кабаре» (女給の唄 дзёкю:-но ута, 1930 г.). Сайто Кадзо, цветная офсетная печать

Песни из популярных фильмов и те, что играли на граммофонах в кафе, стали саундтреком к жизни Японии 1920-х и 1930-х годов. Такие компании, как Victor Talking Machine Company of Japan и японская киностудия Shochiku, преобразовали популярные мелодии в партитуры для модных и богемных инструментов: губной гармошки и укулеле.

«С Нихомбаси» (日本橋から нихомбаси кара, 1930 г.). Имаи Хисамаро, цветная офсетная литография

Сайто Кадзо и Имаи Хисамаро выделяются как два необычных дизайнера, чьи композиции современных девушек с причёсками боб, затемнёнными наполовину лицами и соблазнительными глазами на фоне геометрических форм, спиральных линий и новых шрифтов, раздвинули границы современного графического дизайна. Одна из таких работ Хисамаро сочетает в себе иллюстрацию и фотографию, изображая современную женщину, уверенно смотрящую на фешенебельный район моста Нихомбаси и универмаг Мицукоси.

«Женская графика» (婦人グラフ фудзин гурафу, октябрь 1924 г.). Такэхиса Юмэдзи, цветная ксилография, офсетная литография

Общество с высоким уровнем грамотности и неуёмным аппетитом к свежим новостям привело к появлению большого количества периодических изданий, которые поставили графических дизайнеров, иллюстраторов и фотографов во главе художественных и социальных трендов. Самыми популярными в то время были женские журналы, и в период с 1911 по 1930 годы было выпущено более 200 наименований. Они поощряли индивидуальное мышление и сыграли важную роль в построении современного японского государства.

«Женская графика» (январь 1927 г.). Такэхиса Юмэдзи, цветная ксилография, офсетная литография

«Женская графика» издавалась с 1924 по 1928 годы по образцу культового французского журнала Art-Goût-Beauté, публиковавшегося в Париже в 1920–1933 годы. Японский журнал, созданный для женщин, знакомил читателя с международными новостями, а также последними веяниями в моде, красоте, ведении домашнего хозяйства и просто в жизни. По большей части он печатался чёрно-белым, однако в нём было несколько цветных иллюстраций за авторством известных художников, которые читатели с нетерпением ждали с каждым новым выпуском.

«Детская страна» (コドモノクニ кодомо-но куни, февраль 1931 г.). Окамото Киити, цветная офсетная литография

В период Эдо (1600–1868 гг.) улучшение системы образования в школах, управляемых сёгунатом, и буддийских храмах привело к повышению уровня грамотности в крупных городах Японии до уровня более 50%, а также к появлению крупной издательской индустрии, использующей ксилографию, то есть традиционные методы печати на дереве. С 1900 года в Японии было введено обязательное бесплатное образование для всех детей, что повысило грамотность населения ещё сильнее, до 90%, и способствовало быстрой модернизации страны в 1920-х и 1930-х годах.

«Детская страна» (декабрь 1928 г.). Такэй Такэо, цветная офсетная литография

«Детская страна» возникла в период Тайсё (1912–1926 гг.), время «свободного духа», когда педагоги выступали за уделение внимания индивидуальным особенностям каждого ребёнка. Журнал положил начало новому жанру художественных изданий для детей, посвящённому питанию юных умов Японии. Поскольку художники экспериментировали с модернистскими стилями, «Детская страна» стала местом сбора самых амбициозных работ иллюстраторов и быстро обрела славу издания прогрессивных изображений.

Еженедельный журнал о жизни «Асахи» (январь, 1939 г.), цветная офсетная литография

«Еженедельный Асахи» (週刊朝日 сю:кан Асахи), впервые опубликованный в 1922 году и выпускающийся по сей день, является старейшим и самым продолжительным еженедельным журналом Японии, предназначенным для всех членов семьи, вне зависимости от их возраста. Издания, выпущенные между 1934 и 1939 годами, продавались по цене 15–30 сэн за штуку, что равно примерно 400 рублям сегодня.

Еженедельный журнал о жизни «Асахи» (июнь, ноябрь), цветная офсетная литография

На обложках изображены молодые и уверенные в себе современные женщины, а обстановка на каждом изображении соответствует сезону каждого выпуска: катание на лодке и плавание летом, походы и прогулки по природе весной и осенью, а зимой – катание на лыжах и празднование Нового года. В него входили статьи и иллюстрации о путешествиях, кинематографе, знаменитостях, искусстве, музыке, спорте, кулинарии и рассказы.

Японский модернизм в ксилографии и литографии довоенного времени не только демонстрирует эволюцию графического дизайна, но и рассказывает об изменениях, происходящих в Японии в те года.

Источник: The Guardian

Поля Мелешко
Милый редактор ( ´ ▽ ` ).。o♡
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту