Метаболизм — архитектурное течение в послевоенной Японии. В числе его особенностей лежат идеи незавершённости, деструктивности, открытости зданий к «диалогу» и вытекающими структурными изменениями. Они должны были превратить здания в трансформеры, адаптирующиеся ко всем потрясениям и новым культурно-политическим курсам. Актуально в последнее время, не так ли? Посмотрим на теоретический и практический метаболизм в Японии.
Родоначальником метаболизма как архитектурного движения был Тангэ Кэндзо. Он и несколько других молодых архитекторов разработали множество концепций метаболизма, философия которого была крайне обдуманной. Эта философия не была естественной реакцией на этос японской нации, а скорее продуманным ответом окружающей среде, в которой жили сами Метаболисты.
В 1960 году Метаболисты опубликовали свой манифест под названием «Метаболизм: предложения нового урбанизма» для Всемирной конференции по дизайну. Манифест состоял из разделов: «Морской город», «Космический город», «К форме группы» и «Человек и материал». Каждый раздел был разработан разными архитекторами из их группы. В них можно встретить модульные принципы, естественное, постепенное развитие, непостоянство и другие концепции.
Что такое архитектура метаболизма?
Принцип модульности был одной из самых характерных черт метаболизма. Здания в стиле метаболизма проектировались так, чтобы к ним можно было всегда добавлять новые модули. Таким образом здания можно легко увеличить или уменьшить, изменить для других целей. Естественный и свободный рост был очень тесно связан с концепцией модульности.
Глубоко закрепившееся в традиционной японской архитектуре и философии непостоянство было ключевой частью метаболизма. Храм Исэ Дзингу в префектуре Миэ, над которым каждые 20 лет ведутся работы по перестройке и реставрации аж с XII века, стал источником вдохновения для Тангэ Кэндзо и других Метаболистов. Курокава Кисё даже предложил концепцию здания, в стены которого закладывается динамит, чтобы его можно было легко снести, когда оно отслужит своё.
Манифест Метаболистов содержал в себе несколько планов гигантских сооружений, которые даже сегодня кажутся странными. В план «Токийского залива» входил взрыв горы в префектуре Тиба и использование осколков породы для строительства небольших островов, тянущихся в линию от Канагавы до Тибы через весь Токийский залив. Другие концепты включали в себя плавающие города, подводные резиденции и сверхвысокие модульные башни.
Пускай эти проекты и были чересчур грандиозными, некоторые из них были реализованы и до сих пор возвышаются над Токио.
Капсульная башня Накагин
Капсульная башня Накагин Курокавы Кисё, расположенная недалеко от станции Симбаси, является самым ярким и узнаваемым примером метаболизма. Здание состоит из двух невероятно прочных и устойчивых центральных колонн, на которых располагаются модульные блоки с круглым окном. Эти блоки — жилое пространство со всем необходимым для одного человека.
Идея башни заключалась в замене блоков каждые 25 лет, что по проекту позволило бы прослужить зданию два века. Однако все блоки здания принадлежат разным людям, поэтому предложения о реконструкции и замене никогда не находили всеобщей поддержки. С момента постройки блоки ни разу не заменялись, и здание пришло в упадок. Незадолго до своей смерти в 2007 году Кисё Курокава записал видео с призывом к сохранению здания, которое он выделил как образец жизнестойкости.
Центр прессы и вещания Сидзуока
Это здание находится всего в нескольких минутах ходьбы от башни Накагин. Несмотря на то, что оно было разработано одним из самых известных архитекторов Японии и идейным вдохновителем группы Тангэ Кендзо и является одним из первых примеров метаболизма, ему уделяется гораздо меньше внимания, чем, например, предыдущему примеру. Центр Сидзуока был построен в 1967 году по такому же принципу, как и башня Накагин: в его центре находится прочная колонна. В проект входили возможности лёгкого добавления новых модулей, если возникнет необходимость. Однако, как и в большинстве проектов Метаболистов, идея естественного роста здания постепенно угасала, и сейчас оно стоит в своём первоначальном виде.
Дом в небе
В Доме в небе, построенном в 1958 году в Оцуке, жил Кикутакэ Киёнори, один из главных участников группы Метаболистов. Здание представляет собой бетонную плиту площадью 10 квадратных метров, возвышающуюся над землёй на четырёх бетонных опорах. Это однокомнатное пространство могло быть увеличено путём присоединения модульных конструкций снизу. Сегодня нижняя часть строения полностью заполнена другими комнатами, что делает силуэт здания совсем непохожим на его первоначальный вид, однако эта трансформация демонстрирует способность к адаптации, которую так стремились достичь Метаболисты.
Небесное здание № 3
Небесное здание № 3 также известно как гункан, что означает «боевой корабль», и нетрудно догадаться почему. После капитального ремонта в 2010 году оно представляет собой многофункциональное здание с квартирами и офисами, состоит из готовых модулей, нанизанных на ядро строения, как и другие здания в стиле метаболизма, с тем лишь отличием, что его модули незаменяемые.
Терраса на склоне
Терраса на склоне в Дайканъяма — это проект архитектора-метаболиста Маки Фумихико. Она была построена в соответствии с его концепцией формы группы, которая заключалась во взаимосвязи инфраструктуры и архитектуры. Концепция связана больше с городским планированием, нежели с архитектурой. В этой концепции Терраса на склоне — многоцелевой комплекс, который отлично гармонирует с пронизывающими его пространствами для передвижения людей. Бетонная конструкция имеет большие окна, которые создают ощущение открытости и свободы. Возможно, здание не такое футуристичное, как другие выше, однако сам проект был реализован превосходно, и комплекс до сих пор выглядит современным.