В предыдущей части статьи мы остановились на создании первого японского телевизора. То есть устройство для принятия и воспроизведения видео было создано. Но ведь для того, чтобы картинка появилась на одном конкретном экране, её нужно откуда-то передать, а до того – записать. В 1956 году американская компания Ampex представила свой видеомагнитофон. Разумеется, японцы не могли оставаться в стороне от этих изысканий и буквально через два года выпустили свою модель, гораздо более практичную, чем «революционный» магнитофон конкурентов.
Так в 1959 году был выпущен первый в мире двухголовочный видеомагнитофон, прославивший компанию по всему свету. Его особенностью было то, что в отличие от своего предшественника он позволял ставить воспроизводимое видео на паузу, а также проматывать его, что значительно упрощало работу не только монтажёрам, но и вообще всем, кто хоть как-то был связан с этой сферой. Однако в то время плёнка всё ещё напрямую вставлялась в аппарат, что делало её достаточно уязвимой к различным внешним повреждениям, а кроме того было достаточно неудобно перемещать её от камеры к магнитофону и обратно. Поэтому вскоре, как мы уже рассказывали ранее, появились кассеты формата U-matic, в создании которого также участвовала и JVC.
Однако дела компании шли отнюдь не так радужно, как могло бы показаться на первый взгляд: продажи падали, ничего прорывного не выпускалось, и дошло до того, что руководство было вынуждено полностью расформировать отделы, отвечающие за потребительскую технику, и направить все ресурсы на оптимизацию уже имеющейся продукции, используемой на предприятиях.
В этот момент на сцену выходит Сидзуо Такано. Выпускник Технического колледжа в Иокогаме, он, отслужив во время войны на флоте, сразу после её окончания поспешил вернуться в столь любимый им мир техники. Его рвение и знания позволили ему в 1970 стать начальником отдела видеотехники в JVC.
Упадок, царивший тогда во всей фирме, наглядно проявлялся даже на самом главном детище компании – видеомагнитофонах. Устройства часто ломались, из-за чего клиенты пользовались гарантийным ремонтом, а иногда и просто возвращали товар. Такано понимал, что если такая ситуация сохранится, то JVC будет вынуждена окончательно уйти с рынка, поэтому основной его задачей стало создание надёжного видеомагнитофона, который будет хорошо продаваться. Однако ничто, казалось бы, этому не способствовало. Основным конкурентом в этой области являлась Sony, которая к тому моменту уже достигла небывалых высот и стремилась к полному порабощению рынка, а в самой Victor’s company наступил кризис управления, что не могло не оказывать отрицательное влияние на общее положение дел. Однако, как известно, нет худа без добра.
После роспуска одного из отделов, под руководство Такано попало 50 специалистов, учителем которых считался сам Такаянаги. Это невероятно воодушевило Сидзуо, и вместе они продолжили работу над новым типом бытовых видеомагнитофонов. Однако Sony оказались проворнее, и их Betamax вышел несколько раньше. Но это не расстроило инженеров, и они продолжили трудиться над созданием своего собственного формата, предназначенного для обычных потребителей. Спустя три месяца после старта продаж новинки от Sony, JVC представила свою Video Home System, устройство, проигрывавшее кассеты этого типа, было на целых 5 килограммов легче, нежели подобные решения от конкурентов, а сами носители могли содержать в себе в 2 раза больше информации. Однако для победы в войне форматов этого оказалось недостаточно.
И тогда Такано показал, что он не только блестящий инженер, но и искусный стратег. Прототипы VHS он начал рассылать различным японским технологическим гигантам Японии, желая, чтобы те сами убедились в том, что его кассеты лучше, чем любой другой аналог. И это, как ни странно, сработало! Более того, благодаря этому манёвру, JVC смогла установить дружеские отношения с HITACHI, которая была тогда одним из колоссов рынка. Но главным было другое. Поскольку для всех стало очевидно, что кассеты VHS действительно удобны и практичны, то большое количество производителей стали создавать оборудование для их воспроизведения. Таким образом VHS стал основным форматом видеоносителей, вначале сместив Sony с пьедестала, а затем и вовсе заставив их, подчинившись законам рынка, оставить собственные разработки. Впоследствии Такано Сидзуо стал вице-президентом компании. Кроме того, его стали называть «мистер VHS».
О том, как этот взрыв популярности повлиял на компанию и что с ней стало в наши дни, читайте в нашей следующей статье.