Япония уже давно известна своими технологическими изобретениями, особенно в области электроники. По всему миру живёт огромное количество людей, обожающих японскую технику, в частности – телефоны. Чем отличились японские производители телефонов и как это связано с островами в Латинской Америке?
Путь к свободе от проводов
Телефоны – далеко не новое изобретение, первые образцы подобных устройств появились ещё в XIX веке. В это же время, а если конкретнее, в 1878 году, свет увидел первый японский телефон, получивший не самое оригинальное название – «Телефонный аппарат номер 1».
Больше ста лет понадобилось, чтобы «освободить» телефоны от проводного подключения и сделать их переносными. В 1979 появились автомобильные телефоны, а первый успешный образец мобильного устройства был выпущен компанией NTT в 1985 году и получил название Shoulder Phone («Наплечный телефон»). Он тоже представлял из себя автомобильный телефон, но с важной особенностью – его можно было использовать и вдали от машины. Как и следует из названия, носить его предлагалось на плече, как сумку, правда, весил он 3 килограмма. Без остановки разговаривать по нему можно было около 40 минут, но это удовольствие было не из дешёвых: за портативность приходилось платить 20 тысяч иен в месяц, плюс 100 иен за минуту разговора. В пересчёте на современные деньги это составляет чуть менее 23 тысяч рублей в месяц и 110 рублей в минуту. Поэтому популярностью этот телефон пользовался разве что у людей, занимающих управляющие должности в компаниях.
Спустя два года всё та же компания, NTT, выпустила уже полноценный переносной телефон, к которому не прилагалась «сумка», однако вес в 900 граммов всё ещё вызывал дискомфорт. В этот же период начало появляться огромное количество телефонов и у других компаний, в индустрии росла конкуренция и появилась необходимость выделиться.
В 1991 году случился значимый прорыв – NTT удалось разработать крайне лёгкий и компактный телефон, получивший название mova – сокращение от английского слова movable, «переносной». mova был очень важным для своего времени устройством и оказал большое влияние на рынок мобильных телефонов. Если в 1990 году услугами мобильной связи пользовалось 260 тысяч японцев, то в год выхода mova это число выросло более чем в два раза и достигло 530 тысяч.
Взлёт популярности мобильных телефонов
Несмотря на рост популярности «мобильников», первая половина 90-х годов была временем пейджеров. Одним из основных факторов, мешавших распространению телефонов, была, как ни странно, схема их продажи. А точнее отсутствие возможности в привычном нам смысле купить устройство, для покупателей был доступен лишь вариант аренды. Появилась такая опция лишь в 1994 году, и начиная с этого момента телефоны постепенно стали завоёвывать рынок коммуникационных устройств. К концу 90-х пользователей стало настолько много, что пришлось увеличивать количество цифр в телефонных номерах с 10 до 11.
Если вы обратили внимание на нижнюю часть графика, то могли увидеть загадочную надпись PHS. PHS – это система сотовой связи, использовавшаяся в Азиатском регионе в середине 90-х – начале 2000-х годов. За счёт дешевизны связи и чуть лучшего качества звука телефоны с PHS смогли занять определённую нишу и найти популярность среди молодёжи, но их функционал был ограничен самыми базовыми функциями, и они довольно быстро начали проигрывать более навороченным устройствам.
В 1996 году Docomo (дочерняя компания NTT, которую образовали в 1992 году) первой в мире выпустила мобильный телефон с возможностью выбора рингтона – digital mova N103HYPER. Хотя в той модели был ограниченный выбор мелодий, в каком-то смысле это стало прорывом, так как теперь у пользователя появилась возможность кастомизировать телефон, и сейчас мы даже не можем представить себе мобильник без этой функции.
В том же году появилась модель Digital Minimo D319, позволявший вовсю проявить свои креативность и индивидуальность: рингтон можно было не просто выбрать из списка, а создать собственноручно с помощью кнопок на телефоне. Нововведение настолько пришлось по душе пользователям, что в 1998 году вышла отдельная книжка с инструкцией по созданию рингтона, который бы звучал как какая-нибудь популярная песня.
Ещё одной впечатляющей новинкой конца 90-х стал телефон DP-211SW от J-Phone. Впечатлял он тремя особенностями: почти полным отсутствием кнопок, огромным по тем меркам сенсорным экраном, работавшим без стилуса, и возможностью общаться с другими людьми, отправляя им не только текст, но и первые в мире эмодзи.
Интернет и появление термина «гаракэи»
Начиная с 1999 года японские производители телефонов внедряли поддержку сервисов, которые предоставляли доступ к интернету: i-mode, EZweb и J-Sky, из которых самым популярным стал i-mode от Docomo; всего за один год он преодолел отметку в 5,6 миллионов пользователей. К слову, i-mode появился даже в России и СНГ по договору между Docomo и МТС, но спросом он не пользовался, из-за чего договор довольно скоро расторгли.
i-mode – это не только сервис для пользования интернетом, но и полноценная линейка телефонов. Уникальным её делал не только тот факт, что это были первые телефоны, с помощью которых можно было просматривать интернет-страницы и отправлять письма по электронной почте, но и дизайн: в каждом телефоне линейки была красивая кнопка с буквой i, которая как раз и переносила пользователей в удивительный мир интернета.
Функционал телефона не ограничивался просто просмотром страничек в мировой сети. С помощью i-mode можно было: покупать билеты на концерты и другие мероприятия, читать путеводители по ресторанам в городе, а начиная с 2004 года появилась возможность оплачивать покупки с помощью FeliCa, технологии, схожей с NFC (за 12 лет до Apple Pay!), и хранить внутри телефона различные купоны и карты ресторанов.
Именно с этого момента начинается история «гаракеев», от яп. ガラケー гаракэ:, полностью ガラパゴス携帯 гарапагосу кэйтай «галапагосский мобильный телефон». Так называются телефоны, уникальные для японского рынка и спроектированные специально для него. «Галапагосскими» их называют по аналогии с Галапагосскими островами в Латинской Америке, экосистема в которых развивалась изолированно от остального мира, из-за чего на архипелаге обитает множество эндемиков – уникальных животных (кстати, свои эндемики есть и в Японии!). Так же, как и экосистема там, «гаракеи» развивались отдельно и создавались специализированно под японский рынок.
С 2000 года в гаракеях появился ещё один элемент, без которого мы не можем представить современный телефон, – камера. Первопроходцем здесь стала, на удивление, не Docomo, а компания J-Phone, которая в сотрудничестве с Sharp выпустила в продажу J-SH04 со скромной по нынешним меркам 0.11-мегапиксельной камерой. В то же время открылся сервис по отправке фотографий с помощью электронной почты, который тут же стал невероятно популярен.
Параллельно с развитием мобильной фотографии наступил новый этап эволюции сотовой связи: появился стандарт 3G, ещё больше расширивший функционал устройств.
Теперь каждый японский производитель пытался чем-то выделиться. Неважно, был ли это необычный цвет корпуса, удивительный дизайн с поворачивающимся экраном, крошечный размер или встроенное телевидение, – важно, чтобы телефон был уникальным.
Закат гаракеев
«Чёрным кораблём» для уникальных японских устройств стали смартфоны, а конкретно – iPhone, вышедший в 2007 году. Хотя японский рынок очень сильно сопротивлялся (например, в 2013 году на долю гаракеев приходилось больше 60% пользователей), прогресс было не остановить. Новые смартфоны на iOS, а потом и Android, очень быстро стали значительно превосходить гаракеи по удобству и функциональности.
Бывшие производители телефонов, не выдерживая конкуренции, либо сами начали производить смартфоны, либо просто перевели фокус на другую электронику.
Одной из последних печальных новостей для этого сегмента устройств стало заявление SoftBank, одного из крупнейших японских операторов связи, о прекращении поддержки сетей 3G начиная с января 2024 года. Это означает, что уже через несколько месяцев всем преданным пользователям гаракеев в конце концов придётся сменить гаджет. Так уходит эпоха уникальных и по-настоящему интересных устройств.
Приходилось ли вам пользоваться гаракеями? Может быть, в 2000-х у вас была целая коллекция Sony Ericsson или других моделей? Расскажите нам в комментариях!