Франшиза Resident Evil известна в России по тому самому фильму с Миллой Йовович и последним двум частям игры, которые вышли не так давно. На самом деле история этой серии насчитывает почти 30 лет, и играм Resident Evil удалось сделать то, чем может похвастаться мало какой другой проект – создать свой собственный жанр.
В середине 90-х «кровь и кишки» в основном использовались в качестве шокового и даже юмористического элемента в играх. Но 32-битный блокбастер 1996 года от Capcom, который носил название バイオハザード (Biohazard, «Биологическая опасность»), смог вернуть настоящий хоррор в игровую индустрию, и с тех пор мы все можем «наслаждаться» скримерами, пугающими мертвецами и стрельбой по ним.
Если вы не очень знакомы с основным сюжетом Resident Evil, то вот его примерное изложение: в мире происходит серия случайных вспышек вируса, вызванных «биоорганическим оружием» корпорации Umbrella. Это побудило нескольких протагонистов, из раз в раз повторяющихся в серии, начать бороться с угрозой биотерроризма. Истории игр происходят в одном мире, но часто находятся в отрыве друг от друга. Основная идея франшизы – борьба с биологическим оружием, которое встречается персонажам в очень разных формах. Иногда оно похоже на магию, а иногда эффект от оружия – это просто опасные и агрессивные зомби. Самыми узнаваемыми героями серии являются Леон Кеннеди, Ада Вонг, Клэр и Крис Редфилд, Джилл Валентайн и Ребекка Чемберс.
Начало игры и проблемы с названием
Самая первая Resident Evil начинает рассказ об элитном отряде S.T.A.R.S. (Специальная тактическая и спасательная служба) с точки зрения членов команды Криса Редфилда и Джилл Валентайн. В самом начале игроку предоставляется выбор персонажа. Затем он узнаёт, что некоторые члены команды S.T.A.R.S. пропали без вести. В попытке найти их Крис и Джилл исследуют окрестности Раккун-Сити. Там они и натыкаются на жуткий особняк. Кошмары, которые они увидели там, продолжают встречаться в разных играх франшизы уже более двадцати пяти лет.
На Resident Evil оказали большое влияние фильмы Джорджа Ромеро – «Живые мертвецы» и «Рассвет мертвецов», а также серия компьютерных игр в жанре ужасов Alone in the Dark. Другим источником вдохновения была игра под названием Sweet Home 1989 года, основанная на одноимённом японском фильме ужасов.
Первая часть серии под названием Biohazard вышла в Японии в 1996 году. Но старший директор по связям с общественностью Capcom US знал, что это название не может быть зарегистрировано в США.
Он сообщил разработчикам: «В США только что вышла какая-то глупая игра под названием Biohazard, не говоря уже об одноимённой нью-йоркской хардкор-группе. У нас никогда не получится закрепить за собой этот торговый знак». В результате глава отдела маркетинга устроил в компании конкурс, чтобы придумать новое международное название для игры.
Победителем стало Resident Evil («Обитель зла»), своего рода каламбур: действие игры происходит в особняке (то есть в residence, или обители). Директор по связям с Америкой был против такого юмористического подхода к названию хоррор-игры, но разработчикам название понравилось. Такое легкомысленное отношение к своей же игре отразилось не только на названии франшизы. На самом деле, Resident Evil имеет славу не самого качественного продукта: серия известна своими плохими диалогами. Первая игра Resident Evil даже вошла в специальное издание Книги рекордов Гиннесса, посвящённое видеоиграм за «Худший игровой диалог в истории».
Японская игра без японского языка
Несмотря на то, что персонажи Resident Evil – американцы, изначально игра разрабатывалась с японской озвучкой. Вполне ожидаемо для японской игры. Но создатель Resident Evil Синдзи Миками решил перезаписать диалоги уже с англоязычными актерами, потому, что японская озвучка была «очень плохой». Однако английская версия оказалась не особо лучше, и именно она вошла в Книгу рекордов.
Но фанатам, особенно из англоязычных стран, понравилась такая «весёлая» озвучка. Разработчики решили придерживаться английского языка во всех остальных играх серии. И только в 2012 году, с выходом Resident Evil: Revelations, они снова решились включить в релиз японскую озвучку.
Мгновенный хит
«В то время, когда мы её делали, я считал, что Resident Evil – это не та игра, которую стоит делать серией, – сказал однажды Миками. – Это потому, что ужасы имеют тенденцию создавать клише, к которым легко привыкнуть, а значит, они легко надоедают. Я никогда не думал, что эта игра станет таким хитом».
Миками, ожидал, что Capcom сможет продать всего около 200 тысяч копий игры. Но вышедшая 22 марта 1996 года первая игра Resident Evil продалась в количестве пяти с половиной миллионов копий. А франшиза, которая была создана после этого, – 92 миллионов.
Сейчас серия насчитывает около 30 тайтлов, включая ремейки:
Как появился и исчез жанр хоррора на выживание
Несмотря на то, что понятие survival horror (хоррор на выживание) было придумано исключительно для игр серии Resident Evil, оно вошло в оборот, и со временем многие разработчики просто начали причислять свои игры именно к этому жанру.
Чем он же выделяется? Боевые действия могут быть частью геймплея, но игрок не всегда может полностью контролировать ситуацию, как в типичных экшенах. Такое лёгкое ощущение безнадёжности возможно благодаря ограниченным боеприпасам или оружию, здоровью, скорости или даже зрению. Игрок также встречает на своём пути препятствия, которые невозможно преодолеть без погружения в ещё большую опасность. Ему приходится искать предметы, которые открывают путь в новые регионы или на новые уровни, и решать головоломки, чтобы пройти дальше.
Если вам понравилось такое описание, и вы вдруг захотели поиграть в одну из новых игр серии Resident Evil, то у нас для вас плохие новости. Начиная с выхода Resident Evil 4 в 2005 году, жанр стал включать в себя больше элементов экшн-игр и традиционных шутеров от первого и третьего лица. Всё это заставило игроков задаться вопросами, не отказалась франшиза Resident Evil от жанра хоррора на выживание и не перешла ли она в отдельный жанр, часто называемый «экшн-хоррор». Последние игры – Resident Evil 7: Biohazard и Resident Evil Village – только подтвердили их опасения. Теперь практически все игры серии являются представителями жанра экшн-хоррора, который сильно напоминает классические фильмы про зомби.
Я тебя породил…
После оглушительного успеха Resident Evil 3 (1999) сценарист Нобору Сугимура и режиссёр Камия Хидэки планировали сделать четвертую часть игры «крутым экшеном с уникальным стилем».
Но вписать экшн в классическую формулу Resident Evil оказалось не так просто: зафиксированные ракурсы камеры недостаточно демонстрировали «крутизну» персонажа, а жутковатая атмосфера ужастика на выживание противоречила яркой и быстрой боевой системе, запланированной для новой игры. Чтобы не отходить слишком далеко от общего духа серии, разработчики решили превратить свою незавершенную работу в целую новую франшизу: Devil May Cry.
Это случилось не только с DMC: игра про японских исторических персонажей Onimusha изначально планировалась как «ниндзя-версия» Resident Evil. Хорошо, что эта идея пошла совсем по другому руслу.
И вдруг – Милла Йовович!
Вернёмся немного в прошлое. 2002 год стал поворотным для франшизы. Немецкая киностудия Constantin Film приобрела права на адаптацию серии для кино ещё в 1997 году. Сценаристом и режиссёром фильма «Обитель зла» 2002 года стал Пол Андерсон, не чуждый адаптации игровых франшиз для кино, ведь ранее (в 1995 году) он снял фильм «Мортал Комбат».
Специально для этого кино в повествование был введён персонаж Элис (её прототипом была Джил Валентайн), роль которой и исполнила жена режиссёра Милла Йовович. Вместе они руководили кинофраншизой и выпустили фильмы «Обитель зла: Апокалипсис» (2004), «Обитель зла: Истребление» (2007), «Обитель зла: После жизни» (2010), «Обитель зла: Возмездие» (2012) и «Обитель зла: Последняя глава» (2016).
Пол Андерсон не захотел следовать сюжету игр. Причиной он назвал известность их истории – если зритель знает сюжет, он не будет переживать за героев фильма. Но и режиссёр, и актёры играли во все вышедшие на тот момент части серии – Андерсон решил, что это было необходимо. Юный брат Миллы был фанатом игры, и она вспоминала, что иногда они проводили по 5 часов за прохождением Resident Evil.
Стоит отметить, что «Обитель зла» 2002 года не был первым полнометражным фильмом серии. С 2000 года были выпущены несколько мультсериалов, Biohazard 4D-Executer (2000), Resident Evil: Degeneration (2008), Resident Evil: Damnation (2012) и Resident Evil: Vendetta (2017). А романы по Resident Evil появились ещё раньше – в 1997 году была опубликована новелла Ариги Хироюки Biohazard: The Beginning.
«Обитель зла» стала самой кассовой серией фильмов по мотивам видеоигр. К 2011 году они собрали в прокате более 600 миллионов долларов, в результате чего совокупный доход франшизы от продаж видеоигр и кассовых сборов составил не менее 1,9 миллиарда долларов.
Сила музыки против зомби
Как и многие другие крупные франшизы, Resident Evil вдохновила людей на создание совсем разных произведений. У серии есть несколько романов, как от японских, так и от американских авторов. Но в то время как фильмы, романы и комиксы по играм – это достаточно часто встречающееся явление, Resident Evil прошла вперёд и «породила» четыре мюзикла. Первый из них – Bioroid Year Zero – была поставлен в Японии в 2000 году. Это было комедийное шоу об истории инфицированных из Ракун-Сити.
Пожалуй, самый известный мюзикл франшизы – MUSICAL BIOHAZARD ~ Voice of Gaia ~ 2016 года. В главной роли выступила Реон Юдзуки, которая ранее входила в состав женского театра Такарадзука Ревю.
Действие мюзикла происходит в неопределённое время: угроза биотерроризма продолжает нарастать по всему миру. Большая часть сюжета происходит в хорватском городе Дубровник, который подвергается нападению зомби, заражённых древним вирусом. Выживших в Дубровнике защищает стена, окружающая город, и… музыка. Оказывается, эти зомби успокаиваются под её влиянием.
Но на этом причуды мюзикла не заканчиваются. Учёные подозревают, что этот вирус также виноват в вымирании динозавров, а единственные существа на планете, устойчивые к нему – это киты. Главная героиня с помощью своей команды выманивает одного кита пением и берёт у него кровь для создания вакцины. Так в мире Resident Evil зомби-апокалипсис был предотвращён силой дружбы и музыки.
Успех видеоигр и фильмов сделал Resident Evil самой кассовой франшизой в жанре ужасов и зомби, а самая первая часть серии до сих пор считается одной из самых выдающихся игр в мировом игропроме. Resident Evil вот уже не одно поколение продолжает знакомить людей с миром зомби, ужасов и выживания – создатель комиксов The Walking Dead Роберт Киркман назвал Resident Evil своей любимой игрой про зомби, а режиссёр телесериала The Walking Dead Грег Никотеро отметил, что Resident Evil познакомила с зомби-жанром «целое поколение молодых людей, которые не выросли на «Ночи живых мертвецов» и «Рассвете мертвецов»».











