Женский театр Такарадзука Ревю

Популяризируя железную дорогу

История популярного театра началась с горячих источников. В 1911 году президент компании Hankyu Railways Кобаяси Итидзо открыл курорт в городе Такарадзука, который являлся конечной остановкой ветки его сети железных дорог. Курорт должен был привлечь новых пассажиров и привести к увеличению прибыли, однако одного курорта с горячими источниками было мало.

Примерно в это же десятилетие по всему миру происходил «бум» кабаре и соответствующей культуры музыкального театра, из которой и вышло ревю. В нём откровенные женские выступления под весёлую музыку сочетались со злободневными темами или популярными художественными произведениями. Всё это преподносилось как способ за довольно значительную плату развлечься и отдохнуть, что очень приглянулось напряжённому населению Европы во времена до и после Первой мировой войны.

Постепенно новые веяния в популярной культуре дошли и до Японии. Видя популярность созданной в 1910 году Девичьей музыкальной группы Сирокия, в 1913 году Кобаяси Итидзо нанял 16 молодых девушек, и в следующем году они выступили три раза под названием «Девичья оперная труппа Такарадзуки». Позднее труппа и ассоциируемая с ними компания стали известны как 宝塚歌劇団 Такарадзука кагэки-дан букв. «Оперная труппа Такарадзуки», однако за границей они более известны как Takarazuka Revue, то самое Такарадзука Ревю.

Фотография с первого выступления Девичьей оперной труппы Такарадзуки в 1914 году. Девушки показывали зрителям оперетту по мотивам традиционной японской сказки о Момотаро

Эти спектакли 1914 года показывали зрителям бесплатно в импровизированном театре, представляющем собой переделанный крытый бассейн в здании рядом с курортом. Популярность труппы Такарадзуки привела к регулярным выступлениям четыре раза в год, а в 1918 году девушки выступили в Императорском театре Токио. К 1924 году у них появился собственный Большой театр Такарадзуки в городе с таким же названием, вмещающий около 4000 человек, а к 1934 году – театр в Токио.

Бум «Розы Версаля»

Сразу после Второй мировой войны актриса Такарадзуки Касугано Ятиё прославилась исполнением мужских ролей, что утвердило важность отоко-яку (男役 буквально «мужская роль», актрисы, исполняющие роль мужчин) как ключевой части японского ревю. Ятиё прозвали «Принцем белой розы» за её привлекательную андрогинную внешность.

В 1974 году театр Такарадзука Ревю адаптировал мангу «Роза Версаля» о девушке, воспитанной как мужчина. «Роза Версаля» стала самым большим хитом в истории труппы, который и сейчас неразрывно ассоциируется с ней. В центре пьесы, поставленной на фоне Французской революции, находится девушка Оскар, которую воспитали как юношу для того, чтобы она смогла унаследовать имение её отца. Несмотря на то, что обычно шоу в ревю были довольно вульгарными и даже немного эротическими, «Роза Версаля» серьёзно изображала отношения Оскара с её другом детства Андре, а также связи между королевой Марией-Антуанеттой и шведским графом Акселем фон Ферсеном.

Оригинальная манга Икэды Риёко, выходившая в журнале сёдзё манги, была точно адаптирована для сцены драматургом и режиссёром Уэдой Синдзи из компании Такарадзука. Идеальное сочетание трагической любовной линии, умело подобранных декораций и прекрасной игры актрис привело к огромной популярности «Розы Версаля», причём по большей части среди женщин. Разные труппы проводили повторные показы с новыми вариантами сюжета, и в итоге за два года Такарадзука Ревю показал более 500 представлений «Розы Версаля», которые посмотрели 1,4 млн. зрителей. За это время четыре исполнительницы – Харуна Юри, Анна Дзюн, Мигива Нацуко и Отори Ран – завоевали сердца публики и стали известны как «четыре небесных короля “Розы Версаля”».

Пять трупп театра

Все участницы Такарадзука Ревю являются членами одной из пяти трупп:

Цветочная труппа (花組 хана-гуми)

Цветочная труппа насчитывает самое большое число звёзд-исполнительниц отоко-яку, именно из неё вышли многие именитые актрисы компании, включая Майю Мики, которая провела первое в истории Такарадзуки сольное выступление в Будокане. Обычно выступления Цветочной труппы основаны на операх и проводятся с пышным оформлением сцены и роскошными костюмами.

Лунная труппа (月組 цуки-гуми)

Лунная труппа собирает молодых исполнительниц с хорошими вокальными данными. В статьях об этой труппе часто используется выражение «Отдел музыкальных исследований», что лишний раз подчёркивает особое внимание, которое она уделяет музыке. Их выступления ближе к драме, западным мюзиклам и современным постановкам.

Снежная труппа (雪組 юки-гуми)

Снежная труппа является хранительницей традиционного Японского танца и театра в компании, тяготеющей к западному стилю. При этом в последнее время она начала развивать оперно-драматический стиль, присущий Лунной и Цветочной труппам.

Звёздная труппа (星組 хоси-гуми)

Как можно понять из названия, в Звёздной труппе находятся самые яркие исполнительницы Такарадзуки. Среди них есть множество известных как отоко-яку, так и мусумэ-яку (娘役 буквально «женская роль»).

Космическая труппа (宙組 сора-гуми)

Самая молодая труппа, Космическая, является и самой экспериментальной из всех. Когда она только была сформирована, в неё отбирались таланты из других трупп. Космическая труппа была первой труппой, поставившей спектакль «Фантом», музыкальную партитуру для которого написал бродвейский композитор Фрэнк Уилдхорн. Рост большинства отоко-яку в труппе превышает 170 сантиметров, что является одной из причин её популярности среди зрительниц.

Несколько интересных фактов

Побег от реальности

Есть одно слово, которое часто используют для объяснения непреходящей привлекательности Такарадзуки: эскапизм. Такарадзуку называют «фабрикой грёз», миром, в котором мужчины – доблестные рыцари, сражающиеся ради защиты прекрасных женщин, которых они любят. Актрисы, исполняющие роль мужчин, добавляют ещё один уровень фантазии. Ведь кто, как не женщина, может изобразить идеального мужчину?

Стать частью Такарадзуки невероятно сложно

Чтобы стать исполнительницей Такарадзуки, девушки от 15 до 18 лет проходят строгое прослушивание для поступления в престижную музыкальную школу Такарадзука. Каждый год тысячи претенденток пытают счастье и лишь пятьдесят из них проходят отбор. Существуют даже специальные подготовительные школы для поступления именно в школу при Такарадзуке. При этом в школе обучают не только игре на сцене, есть отдельные направления для обучения сценаристов и режиссёров.

Дисциплина превыше всего

Поступив в школу Такарадзуки, новые студентки должны следовать строгим правилам поведения, которые действуют и за пределами учебного заведения. Согласно иерархии первокурсницы должны заниматься ежедневной уборкой классов, кланяться каждый раз при виде учителя. По некоторым правилам молодые ученицы даже должны выбирать последний вагон поезда, когда едут в школу, поскольку им не разрешается ехать впереди более старшей ученицы. И после окончания школы выпускницам не разрешается выходить замуж или заводить отношения до официального ухода со сцены.

Представления Такарадзуки являются смесью Бродвея, парижского кабаре и эстрадных шоу

Если вы не сталкивались раньше с подобными выступлениями, шоу Такарадзуки несомненно удивит вас. Это дерзкое развлечение с блестящими костюмами, большими танцевальными номерами и невероятным макияжем. А танец всего состава Ревю в сияющих нарядах с гигантскими страусиными перьями, который обычно показывают во второй части представления, является великолепным зрелищем.

Такарадзука Ревю пытаются привлечь иностранную аудиторию

Надеясь привести на свои представления больше зрителей за пределами Японии, Такарадзука Ревю запускает ряд инициатив по привлечению международной аудитории. Например, в 2017 году их первым представлением в году была адаптация чрезвычайно успешного болливудского мюзикла «Ом Шанти Ом» (или «Когда одной жизни мало»). Иностранным зрителям билеты выдавались с особой скидкой, а также предоставлялась отдельная бесплатная программа.

Также для повышения своей популярности за границей театральная компания начала проводить редкие туры. С момента своего основания Такарадзука Ревю приезжали в другие страны только по приглашению (в том числе и в СССР в туре 1975–1976 годов), однако в 2013, 2015 и 2018 годах Ревю самостоятельно устраивали туры в Тайване. Надеемся, что когда-нибудь это шоу доберётся и до нашей страны!

Источники: NipponGaijinPotTakarazuka Revue Official WebSiteBushoo! Japan

Рома Jr.
Обычный редактор
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту