28 октября в Японии отмечали день стенографии, и подписчики просили у нас рассказать о ней поподробнее. Вообще, следует сказать, что таких систем профессиональной скорописи для японского языка существует несколько. Всё и сразу, конечно, рассказать не получится, но, хоть и с опозданием, мы приготовили для вас статью (первую из серии) о V式 (сики) – одной из используемых в наши дни систем скорописи.
Чтобы научиться записывать ей тексты, достаточно всего лишь знать кану (японскую слоговую азбуку), ну и, конечно, лексику, чтобы понимать, о чём идёт речь 🙂
Систему V式 придумал Котани Масакацу (小谷征勝). Этот японский стенограф сдал экзамен, организуемый японской ассоциацией стенографии при поддержке Министерства образования Японии, на первый, высший, уровень.
Прежде чем мы перейдём к описанию V式, расскажем об этом экзамене поподробнее (чтобы у вас сложилось представление о масштабе всей катастрофы)
Немного об экзамене
Уровень 1 (1級)
Чуть быстрее скорости, с которой диктор зачитывает новости
Содержание экзамена:
скорость – 320 знаков в минуту
время зачитывания текста – 10 минут
общее количество знаков – 3200
время на транскрибирование – 130 минут
Порог для сдачи:
98% правильных ответов (допустимое число неправильных символов – не более 64 знаков).
Уровень 2 (2級)
Скорость беглого чтения без запинания
Содержание экзамена:
скорость – 280 знаков в минуту
время зачитывания текста – 10 минут
общее количество знаков – 2800
время на транскрибирование – 130 минут
Порог для сдачи:
98% правильных ответов (допустимое число неправильных символов – не более 56 знаков).
Уровень 3 (3級)
Скорость примерно как у политика, громким голосом произносящего речь на публичном уличном выступлении
Содержание экзамена:
скорость – 240 знаков в минуту
время зачитывания текста – 5 минут
общее количество знаков – 1200
время на транскрибирование – 60 минут
Порог для сдачи:
97% правильных ответов (допустимое число неправильных символов – не более 36 знаков).
Уровень 4 (4級)
Чтение с передышками между синтагмами предложения (если по-простому – отрезками звучащей речи)
Содержание экзамена:
скорость – 180 знаков в минуту
время зачитывания текста – 5 минут
общее количество знаков – 900
время на транскрибирование – 60 минут
Порог для сдачи:
97% правильных ответов (допустимое число неправильных символов – не более 27 знаков).
Уровень 5 (5級)
Чтение с продолжительными паузами между синтагмами предложения
Содержание экзамена:
скорость – 120 знаков в минуту
время зачитывания текста – 5 минут
общее количество знаков – 600
время на транскрибирование – 60 минут
Порог для сдачи:
96% правильных ответов (допустимое число неправильных символов – не более 24 знаков).
Уровень 6 (6級)
Чуть быстрее обычной скорости записи текста с иероглифами
Содержание экзамена:
скорость – 80 знаков в минуту
время зачитывания текста – 5 минут
общее количество знаков – 400
время на транскрибирование – 60 минут
Порог для сдачи:
96% правильных ответов (допустимое число неправильных символов – не более 16 знаков).
Как можно увидеть, разница между первым и шестым уровнями очень большая, прямо невольно испытываешь уважение к тем, кто сумел добиться такого мастерства :О
Итак, теперь о самой системе
Если просто написать по-японски, например, звук «а» хираганой:
あ
あ
то разницы в прочтении не будет. И то, и другое будет читаться как «а». Но в скорописи V式 всё по-другому. Здесь размер символа начинает иметь значение.
Хотя непривыкшему глазу поначалу все обозначения могут казаться одинаковыми, нужно стараться обращать внимания на отличия.
При помощи этой системы, запомнив отличия в записи знаков годзюон (аналог алфавита в японском языке, особый способ упорядочения каны), получится записать что угодно.
Существует такое правило как «знаки одного ряда каны направлены в одну сторону». Но вообще лучше сразу попрактиковаться в написании, прежде чем переходить к теории.
На изображении знаки чуть мельче для удобства.
Итак, была проанализирована частота появления каждого знака азбуки, и в результате этого исследования установлены длины, направления написания и форма их линий. Выше на изображении собраны отдельные (то есть не соединённые, о правилах соединения расскажем в следующих статьях) обозначения. Дальше речь пойдёт о каждом ряде в частности.
あ・い・う・え・お (Гласные а, и, у, э, о)
Примеры соединения
Прямые линии
「た・ち・つ・て・と」(та, ти, цу, тэ, то)
「や・ゆ・よ」(я, ю, ё)
Верхняя линия – та, ти, цу, тэ, то. Пишутся в половину длины ряда а, и, ю, э, о (то есть 3-4 миллиметра).
Снизу – я, ю, ё. В два раза длиннее знаков ряда а, и, у, э, о (то есть 14-16 миллиметров).
В стенографии существует три вида длины. Конечно, можно просто измерять миллиметрами, но ещё следует запомнить соотношение размеров「1:2:4」.
Линии, закругляющиеся против часовой стрелки
「か・き・く・け・こ」ка, ки, ку, кэ, ко
「さ・し・す・せ・そ」са, си, су, сэ, со
「は・ひ・ふ・へ・ほ」ха, хи, фу, хэ, хо
и「わ」ва
Ка, ки, ку, кэ, ко. По длине равны ряду а, и, у, э, о (7-8 мл), но закругляются против часовой стрелки. Поскольку звук частый, его сделали линией, которую легко написать.
Са, си, су, сэ, со. Равны половине длины ряда «ка». Также довольно частый звук.
Ха, хи, фу, хэ, хо. В два раза длиннее ряда «ка». В сравнении с рядами «ка» и «ха» встречается реже, потому пишется длиннее. Исключением является «хэ», потому что писать вертикально длинную линию неудобно.
Ва. Длина равна 3-4 миллиметрам. По форме похожа на латинскую U, только менее «глубокую».
Линии, закругляющиеся по часовой стрелке
「な・に・ぬ・ね・の」на, ни, ну, нэ, но
「ま・み・む・め・も」ма, ми, му, мэ, мо
「ら・り・る・れ・ろ」ра, ри, ру, рэ, ро
На, ни, ну, нэ, но. Похоже на ряд «ка», но закругление идёт по часовой стрелке. Длина как у ряда гласных – 7-8 миллиметров.
Ма, ми, му, мэ, мо. В два раза длиннее ряда «на». Исключение знак мэ.
Ра, ри, ру, рэ, ро. В половину длины ряда «на».
「ん」н
На конце обозначения другого знака добавляем маленький кружок. Пишется он так, потому что «н» отдельно почти не используется и «прикрепляется» к предшествующему слогу.
На этом закончим первую из серии статей, посвящённых системе V式. Обязательно пишите в комментариях, если что-то непонятно – мы не профессиональные стенографы, но для вас постараемся добыть все ответы :3
Спасибо за внимание и до следующей статьи!