Наконец наступил декабрь. Вот-вот придёт самый долгожданный момент этого года (нет, речь не о выходе последних Звездных Войн 🙂 Сейчас в Японии в самом разгаре подготовка к Новому году и Рождеству. В культуру японцев прочно вошли такие западные символы этих праздников, как Санта-Клаус и ёлка. Но есть и некоторые местные традиции, которые берут начало задолго до знакомства японцев с западной культурой. Одной из таких является легендарный Намахагэ, знаменитый новогодний гость префектуры Акита.
Он со своими подельниками, демонами-όни, в новогоднюю ночь посещает дома по всему городу, предупреждая детей о том, что нельзя себя плохо вести. Они шумно идут по улицам и кричат на местном диалекте «Есть ли тут плаксы?», «Кто у нас не слушается родителей?».

Гигантская статуя Намахагэ
В наше время Намахагэ хорошо помогает местным жителям приучать детишек правильно себя вести. Часто люди, одевающиеся в костюмы демонов, заранее договариваются с родителями о том, какие именно напутствия следует говорить детям из каждого дома, например «Слушай родителей» или «Держи комнату в чистоте». За работу обычно этих они угощают моти.
Намахагэ стал настолько популярным персонажем, что ему даже посвящён музей, а в феврале каждый год проводят фестиваль Намахагэ.
Но откуда же пошла легенда о нём?
Однажды в Акита
На самом деле, история Намахагэ начинается на несколько веков раньше Санта-Клауса. В городе Ога префектуры Акита, где ритуал проводится и по сей день, верят, что прошлое у Намахагэ вот такое:
В начале первого века до н.э. ханьский император Ву, в то время правивший большей частью Китая, пришёл на территорию, которая теперь известна как регион Тохоку, и привёл с собой демонов. Пять из них, в том числе и Намахагэ, обосновались в горах Хондзан и Синдзан, на полуострове Ога. Время от времени под покровом ночи они спускались вниз к деревне и крали урожай и даже местных женщин.

Намахагэ Тайко, полуостров Ога, префектура Акита
Пытаясь убедить Намахагэ и его подельников-они оставить Ога в покое, жители деревни предложили им простое пари.
Если они смогут провести тропу длиной в тысячу шагов от берега Японского моря до верхушки горы Синдзан за одну ночь, то каждый год жители будут отдавать на выбор они несколько своих женщин. Если же им это не удастся, то они должны будут навсегда оставить в покое женщин, остальных жителей и урожай.
Считая это пари очень легким и будучи уверенными в своих силах, они согласились. К ужасу жителей деревни, демоны принялись за задание с невиданной скоростью и умением. Когда до рассвета оставался ещё час, демоны почти закончили тропу.

Жутковатые…
В отчаянии один из деревенских жителей подкрался к они и прокукарекал, подражая петуху. Попавшись на удочку и поверив, что это был настоящий петух, демоны подумали, что наступил рассвет. Они остановили работу, признали победу жителей Ога и навсегда вернулись в горы.
Однако в качестве предостережения Намахагэ поклялся вернуться, если он почувствует, что люди совершают плохие поступки. И с того момента начался ежегодный ритуал возвращения Намахагэ, который напоминает детям жителей Ога о необходимости хорошо себя вести. Непослушных же детей он предостерегает, что Намахагэ и его демоны с радостью унесут их высоко в горы.
Дальнейшее развитие легенды
Изначально празднество проходило не в сочельник, а в ночь первого полнолуния нового года, которая обычно выпадала где-то на середину февраля, примерно через две недели после Нового года по китайскому лунному календарю. Скорее всего, на это повлияли как раз китайские корни легенды. Однако когда Япония переняла григорианский календарь, дата празднества также изменилась.
Но есть и другой ежегодный фестиваль, который всё ещё чтит эту изначальную дату. Фестиваль Намахагэ Сэдо проводится каждый год во вторые выходные февраля. Основное действие проходит в храме Синдзан, Ога. В нём смешиваются элементы процессии и танца, в которых участвуют несколько Намахагэ, с более привычными синтоистскими ритуалами.
Со времени начала празднования фестиваля Намахагэ Сэдо в 1964 году он стал одним из самых популярных культурных мероприятий региона Тохоку.
Теперь же им наслаждаются не только жители префектуры Акита, но и вся остальная Япония. Этот фестиваль также послужил вдохновением для создания других, таких как Касэдори в префектуре Ямагата и Амамэхагэ в префектуре Исикава.
Знаменитый Сэцубун (фестиваль разбрасывания бобов), который проводят в феврале по всей Японии, тоже, в каком-то смысле, был основан на этой легенде. Цель бросания бобов заключается в принесении удачи семье, а также отпугивании демонов и прочих жутких тварей вроде Намахагэ.

Всякие сувенирчики!
Однако Сэцубун не был повсеместно отмечаемым праздником до периода Муромати (1336—1573 гг.), когда уже прошло 700 лет с тех легендарных событий, когда император Ву якобы привёз Намахагэ в Японию. Сегодня Намахагэ существует не столько как символ прошлого ужаса, сколько как культурное наследие страны и источник дохода от музеев, шоу, сувениров – а также во многом как неофициальный маскот префектуры Акита.
Он хоть и не так мил, как, например, Кумамон, но в Акита с ним сувениров ничуть не меньше! У Намахагэ есть даже свой музей «Намахагэ-кан» на полуострове Ога, совсем недалеко от мистического обиталища Намахагэ на горе Синдзэн.
Так что если вам хочется провести в Японии необычную новогоднюю ночь, возможно, вам следует посетить Ога. Но только прежде чем ехать, подумайте, хорошо ли вы себя вели в уходящем году. 🙂
Источник: Gaijinpot