Яндекс Метрика

Королева горошин — Кусама Яёй

Кусама Яёй — одна из самых узнаваемых художниц Японии. Она известна не только благодаря своим творениям, но и яркой внешности: извечный красный парик и одежда, пестрящая горошком, всегда при ней. Всю жизнь она боролась с психическим расстройством, творя не вопреки, а благодаря ему, и в итоге смогла превратить слабость в силу. 

Жизнь: начало

Кусама Яёй родилась в 1929 году в городе Мацумото префектуры Нагано. Несмотря на то, что семья будущей художницы была достаточно богатой, её детство нельзя назвать счастливым: родительский брак был чистым рассчётом, отец распутничал далеко от дома, а мать вымещала злость на младшей дочери — Яёй. Более того, она отправляла Яёй шпионить за отцом, и девочка часто наблюдала его любовные «подвиги», что сильно повлияло на её ментальное здоровье. Всю свою последующую жизнь Кусама боролась с отвращением к мужскому телу, и это частично отразилось на её искусстве.   

Ну очень много фаллических форм — попытки Кусамы побороть свои страхи

Помимо этого, мать Кусамы была сильно привержена национальным ценностям и очень хотела, чтобы дочь пошла по традиционному пути японской домохозяйки. Но судьба будущей художницы была предопределена тогда, когда у неё начали появляться первые галлюцинации — в десять лет.

Кусама смотрела перед собой и видела мир, пестрящий разноцветными точками. Будучи ребёнком, она не нашла другого способа справляться со своим недугом, кроме как отражать видения на бумаге. Это помогало бороться с возникающей тревогой и дарило утешение. Мать пыталась препятствовать таким творческим устремлениям: отбирала рисунки, не давала покупать художественные принадлежности. Однако Кусама упорно продолжала творить, и даже во время Второй мировой войны, работая на износ на парашютной фабрике, она находила способы продолжать любимое дело, хотя была всего лишь хрупким ребёнком. Уже в подростковые годы она начала выставлять свои работы на групповых экспозициях.

После окончания войны, в 1948 году, Кусама Яёй смогла вопреки желаниям матери уехать в Киото, чтобы наконец-то серьёзно взяться за изучение живописи. Так случилось, что она изучала исключительно традиционный стиль нихонга. И дело было не в её прихоти: в то время в Японии было популярно движение за сохранение традиционной японской культуры, и более вестернизированных вариантов учебных программ в академиях было просто не найти. 

В итоге консервативная японская культура оказалась удушающей для Кусамы, да и её жестокую мать, к которой художница вернулась после учёбы, было сложно выносить. Поэтому в 1957 году Кусама Яёй уехала в Соединённые Штаты и обосновалась в Нью-Йорке. Мать бросила ей вслед лишь слова о том, чтобы «нога Яёй больше никогда не переступала порог её дома».

Иммиграция

Если в Японии более смелые работы Кусамы подвергались жёсткой критике, а иногда и цензуре, в США она смогла отпустить себя и свободно самовыражаться. Здесь она нашла людей, которые не только стали её добрыми друзьями, но и помогли неплохо устроиться в сообществе американских художников: проводили выставки её работ и даже содействовали некоторым продажам.

Она достаточно быстро стала известна в широких кругах, однако эта популярность была вызвана не восхищением её творениями, а скорее наоборот. В 60-е Кусама активно перенимала популярную культуру хиппи с её протестами против войны, капитализма и патриархата, и это, несомненно, отразилось на её работах, что приводило критиков старой школы в ярость. Искусство Кусамы Яёй было поистине новаторским: она объединяла остросоциальные темы с личными переживаниями и облекала всё это в простые, кричащие формы. 

Особенно она увлеклась антивоенной тематикой, так как лично познала ужасы войны ещё в малолетстве.

Кусама Яёй, Скопление трупов (Узник, окружённый завесой обезличивания), 1950 г.
Кусама Яёй, Земля скопления

Кусама наслаждалась своей скандальной  и часто сама подогревала толпу, привлекая к себе всеобщее внимание. Вместе с тем вне светских раутов она работала до изнеможения. Бывало, художница не отходила от своих творений по 50 часов. Неудивительно, что за время пребывания в Штатах она попробовала себя буквально во всём: в рисунке, живописи, скульптуре, каллиграфии, инсталляциях, моде и искусстве перформанса. Однако такая загруженность плохо сказалась как на её физическом здоровье, так и на ментальном, поэтому в 1973 году она уехала лечиться на родину, в Японию.

Возвращение домой

Начиная с 70-х западный мир постепенно забывал Кусаму, да и в Японии она была известна лишь парой своих работ. В 1977 году художнице ко всему прочему официально поставили диагноз «обсессивно-компульсивное расстройство», и она добровольно переехала в токийскую психиатрическую лечебницу Сэйва, где живёт и творит до сих пор. 

В то время Кусама сосредоточилась на сюрреализме и своей авангардной линии одежды. Кстати, окунуться в мир моды ей помогли навыки кройки и шитья, приобретённые в далёком детстве, когда Кусаме в военное время приходилось изготавливать парашюты для японских бойцов. 

Лишь в 1993 году мир вспомнил Кусаму Яёй. Тогда её пригласили представлять Японию на 45-й Венецианской биеннале, где она воспроизвела одну из своих многочисленных «бесконечных комнат», заслужив признание и интерес публики.

Зеркальная комната бесконечности под названием «Тыква», 45-ая Венецианская биеннале, 1993 г.

А в 2008 году её работа из серии «Сеть бесконечности» установила рекорд по цене среди работ всех живущих на тот момент художниц, что привело к сотрудничеству Кусамы с люксовыми брендами Louis Vuitton и Marc Jacobs. Так её творчество пришло от отрицания материализма к полной с ним синергии. Хотя многие её коллеги говорят о том, что творчество Кусамы никогда не вписывалось в рамки каких-либо движений: оно слишком личное, так как представляет из себя одновременно и симптом её расстройства, и лекарство от него же.

Сейчас Кусама продолжает выставляться по всему миру, а также периодически сотрудничать с известными брендами. В 2023 году огромная статуя, изображающая Кусаму Яёй, появилась на крыше магазина Louis Vuitton на Елисейских полях в Париже в честь их второго сотрудничества, на этот раз намного более масштабного. 

Самые известные работы

Бесконечная зеркальная комната

Бесконечная комната — это первая инсталляция Кусамы. Она создала её в 1965 году, и с тех пор возвращалась к ней ещё более двадцати раз, представляя в новых ипостасях. Суть всё равно оставалась той же — погрузить зрителя в бесконечный мир отражений, чуть ли не сводя его с ума. Первая такая комната была достаточно простой по сравнению с последующими: никакой игры света, лишь зеркала и пол, усеянный фаллосами в горошек — синтез двух самых больших страхов художницы. 

Одержимость точками

Яёй Кусама известна в первую очередь своими неизменными принтами в горошек. Эта инсталляция — буквально апогей её мании. Это целые комнаты гигантских скульптур, пестрящих точками —  большими и маленькими. Это изображение её жизненного пути, состоящего из постоянной борьбы с самой собой, своими мыслями и взглядом на мир, которым правят бесконечные точки.

Тыквы

Тыквы стали ещё одним символом творчества Кусамы. Они были с ней ещё с подросткового возраста, когда она только начинала выставочную деятельность. Конечно, их стилистика претерпела сильные изменения с тех пор, но сама идея живёт уже почти век. Одну из своих современных инсталляций художница даже назвала «Моя бесконечная любовь к тыквам». Одна из подобных тыкв уже несколько лет стоит на побережье японского города Ниосима.

Тыква Кусамы Яёй в городе Ниосима
Кусама Яёй, Вся моя вечная любовь к тыквам, 2016

Сети бесконечности

Серия работ, которую Кусама начала ещё в 1958 году, когда только приехала в Нью-Йорк. По словам художницы, эти «сети» помогают ей справляться с тревожностью, так как их создание состоит из монотонных, повторяющихся действий.

Кусама Яёй, Белый №28, 1960 г.
Кусама Яёй, Красные сети №2, 1960 г.

Сад нарциссов

В 1966 году Кусаму Яёй не пригласили на Венецианскую биеннале. Поэтому она заявилась на неё сама: одетая в золотое кимоно, она стояла неподалёку от территории выставки и продавала зрителям зеркальные шары по 2 доллара за штуку под вывеской «продаётся ваш нарциссизм». В этот запоминающийся перформанс пришлось вмешаться полиции.

Мария Горбачёва
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту