Техника окрашивания чёрно-белой фотографии появилась в Европе, но распространения там особо не получила. Зато в Японии прижилась она отлично, и в своё время самые предприимчивые фотографы зарабатывали на подобных снимках целое состояние. Кто привёз в Японию «цветную» фотографию, как она стала популярной и чем это закончилось — расскажем в этой статье.
Начнём издалека
История японской фотографии началась ещё в середине XVII века. Голландские купцы — единственные, кто мог без последствий пребывать в закрытой Японии, — привезли камеру-обскуру. Так назывался ящик с отверстием на одной стенке и экранчиком из белой бумаги на другой, который использовался для создания оптического изображения, помогавшего художникам делать свои полотна более реалистичными.
И хотя сделанное таким образом изображение нельзя было закрепить на физическом носителе, начало было положено, и интерес к светописи в последующие века только возрастал.
Пару столетий спустя, в 1848 году, фотограф-пионер Уэно Тосинодзё привёз в Нагасаки из Голландии совершенно новое устройство, которое уже позволяло фиксировать изображение навсегда, правда не на бумаге, а на серебряных пластинках. Этот процесс назывался дагерротипией, и хотя он уже пользовался огромной популярностью на Западе, в Японии с его освоением были некоторые сложности по двум причинам. Во-первых, ввиду закрытости страны японцам в принципе было сложно осваивать иностранные технологии, а во-вторых, материалы для изготовления фотографии в то время было очень трудно достать, поэтому фотографы были вынуждены искать альтернативы, причём не всегда удачные.
В итоге долгое время качество фотографий оставляло желать лучшего: снимки получались смазанными, чётких очертаний не было видно совсем. Первые качественные фотоснимки были сделаны иностранцами. В 1853 году в Японию прибыла американская экспедиция во главе с Мэттью Перри, целью которой было установление дипломатических отношений. Именно тогда официальный фотограф экспедиции Элифалет Браун сделал первые в мире чёткие снимки из Японии. К сожалению, оригиналы дагерротипов были уничтожены, но мы можем полюбоваться сделанными с них литографиями.
Интерес к фотографии рос, японцы экспериментировали с материалами и техниками, и в итоге в 1857 году добились своего: появился первый качественный снимок, сделанный японцем. Это был портрет даймё княжества Сацума (в наше время префектура Кагосима) — Нариакиры Симадзу. Кстати, этот портрет сохранился и дошёл до наших дней, несмотря на то, что какое-то время он был утерян.
Окрашенная фотография
С наступлением эпохи Мэйдзи (1868—1912 гг.) количество иностранцев, интересовавшихся Японией и прибывавших туда, увеличилось в геометрической прогрессии. Техники и материалов для изготовления фотографий стало намного больше, и достать их теперь было легче. Всё больше людей могло позволить себе заниматься фотоискусством под строгим менторством иностранных специалистов. Сложность состояла в поиске моделей для съёмки: среди населения бытовала легенда о том, что появление в кадре истощает жизненные силы и иногда даже приводит к смерти.
Александр Фёдорович Можайский, фотографировавший в Японии примерно в тот же год, что и Э. Браун из экспедиции Перри, писал: «Японцы… на дагерротип смотрели со страхом, считая действие его сверхъестественным. Когда… в первый раз показали японцам произведение светописи, то эти идолопоклонники приписали сие действие христианской религии».
В итоге в фотосъёмке в основном участвовали актёры театра. Минус таких моделей был в том, что кадр получался неестественно статичным. Фотографы пытались изображать на своих работах быт, но из-за неумелой постановочности снимки выглядели неживыми. Более того, японские мастера сперва стремились подражать живописи: специально искажали тональную перспективу. То есть чёткость и ясность очертаний исчезала по мере удаления объекта от переднего плана, и задний план должен был быть менее насыщенным цветом, менее ярким и контрастным. Помимо этого, полученная фотография обычно раскрашивалась художником вручную, что делало её чем-то похожей на японскую гравюру укиё-э.
Техника окрашивания монохромной фотографии не была новшеством для мирового сообщества, но популярности особой ни в Европе, ни в Америке не снискала. А вот в Японии именно благодаря внешней схожести с традиционным искусством подобная техника прижилась достаточно быстро и надолго. Первые окрашенные фото в Японии скорее всего были созданы малоизвестным фотографом Чарльзом Паркером. Однако приз за первое последовательное использование техники окрашивания фото уходит другому мастеру — Феличе Беато.
Иностранный мастер
Военный Британский фотограф итальянского происхождения, Феличе Беато, ранее побывавший в Индии и Китае, в 1863 году, ещё до полноценного открытия страны, прибыл в Японию. По пути к нему присоединился художник Чарльз Виргман, вместе они путешествовали из Бомбея в Гонконг, а затем и в Иокогаму, где основали компанию под названием «Беато и Виргман, художники и фотографы», которая стала первой коммерческой фотостудией в Японии. Просуществовала она всего три года, с 1864 по 1867, потому что среди японского населения покупка фотографий пока спросом не пользовалась.
Зато Беато получил возможность путешествовать по тем уголкам Японии, куда не могли попасть другие иностранцы, так как имел связи в Британской армии. Так что к началу 70-х годов, когда политика изоляции Сакоку окончательно рухнула и в Японию хлынул поток иностранцев, особенно туристов, он смог продавать свои фотографии японских видов намного дороже.
В 1872 году Беато нанял двух ассистентов, четырёх фотографов и четырёх художников-колористов, чтобы открыть очередную студию в порту Иокогамы. Найти колористов было особенно легко: многие специалисты, занимавшиеся укиё-э, уходили из профессии, так как их востребованность падала с каждым годом.
Снимки, сделанные студией, в основном были портретными и повторяли популярные сюжеты японских гравюр — гейши, борцы сумо, самураи. Происходило так потому, что фотографии заказывали преимущественно впечатлённые иностранные туристы, желающие увезти домой кусочек экзотичной культуры. Можно сказать, что именно фотографии Беато сформировали представление европейцев и американцев о Японии. Его работы повлияли и на развитие новой самоидентификации японцев: они помогли Японии осознать, какой её видит остальной мир. При этом Беато довольно серьёзно относился к японской культуре и пытался просвещать жителей Запада, добавляя под фотографиями описания.
Кстати, 90% вывезенных из Японии фотографий эпохи Мэйдзи были сделаны именно в Иокогаме, именно поэтому подобные раскрашенные вручную снимки называют «Иокогамской фотографией»: в каком-то смысле это стало устоявшимся названием жанра.
Спрос на подобные снимки у туристов показал, насколько уникальность японской культуры захватила воображение западных людей того времени. Это была идеализация, даже в каком-то смысле фетишизация японской культуры, однако всё это было вызвано искренним интересом к изучению того, как живут другие люди.
Феличе Беато же, по сути, прорубил окно на Восток, позволив увидеть, хоть и поверхностно, быт людей совершенно иной культуры.
Источники:
Museum Ludwig Presents Felice Beato’s Handcolored Photographs of Bygone Japan
Felice Beato and Kimbei Kusakabe, Photographers of 1800s Japan
Daguerreotypist and Artist for the Perry Expedition To Japan
К. В. Санчирова «Истоки становления японской фотографии»
К. А. Струк «Культура Японии в визуальных образах»