На берегах Японии в 1600 году разбился голландский корабль «Лифде», на борту которого оказался англичанин Уильям Адамс. Вскоре этот человек смог не только наладить контакты с сёгуном Токугавой Иэясу (1543–1616 гг.), но и помочь японцам улучшить технологии кораблестроения и навигации. По какой причине англичанин оказался на японских островах и как он смог стать достойным членом японского общества?
Историческая обстановка в Европе
В эпоху географических открытий (середина XVI – середина XVII вв.) Испания и Португалия одними из первых начали расширять своё политическое и экономическое влияние на других континентах. Вскоре они стали державами-гегемонами, а Орден иезуитов, пользовавшийся поддержкой Португалии, распространял католическую веру на завоёванных территориях.
В противовес Испании и Португалии выступали такие страны как Великобритания и Нидерланды, в которых не так давно произошла Реформация (XVI – начало XVII вв.): эти страны отделились от католической церкви и приняли новые догматы протестантизма. В 1585 году Великобритания вступила в открытый конфликт с Испанией и разгромила «Непобедимую армаду» в битве при Гравелине в 1588 году. После этой битвы Испания и Португалия стали постепенно утрачивать своё господство. На смену им пришли Англия и Нидерланды, которые также стремились к экспансии в Азии.
Кто такой Уильям Адамс?
Желание получить часть лакомых кусочков в виде новых земель и портов для торговли в Америке и Азиатском регионе дало сильный толчок для развития судостроения в Великобритании. В эту эпоху и родился Уильям Адамс: он появился на свет в 1564 году в портовом городе Гиллингем на юго-востоке Англии. Его отец рано умер, поэтому в 12 лет Уильям решил пойти работать на судостроительную верфь корабельным плотником. Однако больше, чем судостроение, его заинтересовали плавания на кораблях, и он, недолго думая, поступил на службу в Королевский флот, где дослужился до звания капитана. Уильям даже участвовал в уже упомянутом решающем Гравелинском сражении.
В 1598 году Адамса как опытного специалиста пригласили в голландскую экспедицию, отправленную в Азию через Атлантический и Тихий океаны. Он был главным штурманом на борту корабля под названием «Лифде» (Liefde), который имел груз, состоящий из тканей, домашней утвари и оружия.
Судна шли на юг вдоль западного побережья Африки, где моряков подстерегали сильные встречные ветра и жара, что вызвало вспышки заболеваний ещё до достижения экватора. К моменту прибытия в Южную Америку многие погибли, в том числе и командир корабля. В итоге плавание оказалось неудачным: два корабля были захвачены португальцами и испанцами, третий повернул обратно в Роттердам, а четвёртый затерялся при шторме. Таким образом, к моменту прибытия корабля «Лифде» к берегам Японии в 1600 году на борту оставалось всего 24 человека, в то время как в плавание отправилось 110 человек. Корабль находился в плачевном состоянии: мачта сломана, паруса порваны, а из оставшихся в живых ходить смогли только шестеро, включая Уильяма Адамса.
Деятельность Уильяма Адамса при Токугаве Иэясу
Первым из представителей японской власти посетил «Лифде» влиятельный даймё Ота Сигэмаса. В качестве переводчиков выступали португальские миссионеры, и поэтому возникли недопонимания между японцами и экипажем «Лифде»: иезуиты прекрасно осознавали, что, помогая англичанам, они создают проблемы себе, ведь, с точки зрения Португалии, Англия и Голландия были политическими и религиозными врагами. Они обвинили Адамса и остальных членов экипажа в пиратстве и предупредили, что если оставить их на свободе, то они вернутся грабить Японию.
Вскоре экипаж корабля был вызван на допрос к самому Токугаве Иэясу (1543–1616 гг.), который являлся одним из главных политических деятелей в Японии того времени. При встрече Адамс объяснил историю конфликта между Испанией и Португалией и Великобританией и Нидерландами, цель своего прибытия и, что самое главное, смог дать понять, что корабль не является пиратским, несмотря на то, что там есть оружие. Более того, сам Адамс понравился Иэясу, который попросил его выступить посредником в переговорах с англичанами и голландцами. В то время за торговлю между Японией и Европой отвечали только Испания и Португалия. Вероятно, Иэясу хотел, чтобы Англия и Голландия вступили в торговые отношения с Японией и составили конкуренцию Испании и Португалии. Единственным запретом для экипажа «Лифде» было возвращение на родину.
Уильям Адамс попал на острова в один из сложнейших этапов в японской истории, когда уже несколько десятилетий крупные даймё сражались за возможность объединения Японии под их эгидой, и Токугава Иэясу был одним из них. На момент прибытия Адамса к берегам Японии этот конфликт подходил к концу, оставалось провести решающую битву, которая смогла бы точно определить победителя. Этой битвой стало сражение при Сэкигахаре в 1600 году, в ходе которого победителем стал Токугава Иэясу. В иезуитских документах есть запись об участии голландцев в сражении в качестве артиллеристов, однако в японских архивах нет ничего, что могло бы подтвердить это утверждение. Сам Адамс также ничего не пишет об этом. Поэтому маловероятно, что голландцы с «Лифде» действительно были мобилизованы для участия в битве при Сэкигахаре, вместо этого можно с уверенностью сказать, что они позже предоставили Иэясу пушки и боеприпасы для двух кампаний в Осаке в 1614 и 1615 годах.
Благодаря победе в битве при Сэкигахаре уже в 1603 году Иэясу, основав новый сёгунат, положил начало периоду Эдо (1603–1868 гг.). Одним из важных новшеств в Японии того времени стало основание крупного торгового международного порта в Хирадо. Токугава Иэясу был обеспокоен торговлей, которую вели иезуиты, поэтому он принял во внимание мнение Уильяма Адамса и организовал систему судов с красными печатями. Корабль с такой печатью мог законно торговать не только на территории Японии, но и за её пределами. Печати выдавал сам сёгун, чтобы предотвратить возможное пиратство. Адамс не только взялся следить за этим, но и сам совершил путешествия в Аннан (современный Вьетнам) и Сиам (современный Таиланд). В 1613 году в порт Хирадо прибыл первый английский корабль, который получил красную печать благодаря усилиям Уильяма Адамса.
Так как оставшимся в живых из экипажа «Лифде» запретили возвращаться на родину, они стали активно участвовать в жизни японского общества. Например, они помогли японцам построить два парусника западного образца. Письма Адамса свидетельствуют о том, что он руководил постройкой этих кораблей, потому что сам был опытным корабельным плотником. Уильям в полной мере продемонстрировал свои таланты при ремонте сломанной мачты у «Лифде». Адамс также помогал японцам освоить навигационные искусства, ведь европейцы обладали более высоким уровнем знаний в этой области.
За свою деятельность Адамс получил от Иэясу земли, резиденции и разрешение взять имя Миура Андзин (三浦按針), что дословно может перевестись как «штурман из Миура». Сейчас Миура это город в префектуре Канагава, и именно в этом месте Уильям Адамс получил свою резиденцию. Получив новое имя, Уильям, по сути, приобрёл титул самурая, что показывало его особо высокий статус в японском обществе.
Окончание жизни Уильяма Адамса
Токугава Иэясу разрешил Уильяму вернуться на родину. Но не на корабле из Англии: это было связано с тем, что Уильям Адамс не поладил с капитаном английского корабля и опасался быть убитым в дороге. По воспоминаниям начальника торгового поста, Уильям всегда ставил японские интересы выше своих собственных, что и привело к разногласиями с англичанами. Но, к сожалению, вернуться на родину не получилось: хотя Адамс стал вассалом Иэясу и наладил торговлю с Англией и Голландией, после смерти Иэясу в 1616 году сёгунат перестал ценить помощь Уильяма, и он утратил свою активную роль в торговых делах Японии. Уильям Адамс умер от болезни в Хирадо в 1620 году в возрасте 55 лет. А вскоре следующий сёгун Токугава Хидэтада в 1635 году вовсе закрыл страну от внешнего мира, из-за чего торговля перестала интересовать сёгунат на несколько столетий.