Индустрия вокалоидов спустя два десятилетия

Вокалоиды известны по всему миру, в частности благодаря большой любви японцев к ним. Первые вокалоиды вышли в 2004 году, а за прошедшие два десятилетия изменились не только технологии, но сама музыкальная индустрия Японии. В этой статье мы расскажем, как с помощью вокалоидов создают песни, какие авторы наиболее популярны и благодаря чему.


Какие технологии вокалоидов существуют?

На данный момент вышло 6 поколений программного обеспечения Vocaloid от японской компании Yamaha, последняя версия появилась 13 октября 2022 года. К сожалению, даже сейчас вокалоиды всё ещё очень плохо поют на русском, но японский и английский воспроизводят всё лучше и лучше. Vocaloid – самое популярное программное обеспечение для синтеза голоса, однако существуют и другие, например, UTAU, CeVIO, Synthesizer V.

UTAU отличается от Vocaloid только тем, что использует другую лицензию условно-бесплатного программного обеспечения. CeVIO работает методом преобразования текста в речь, как и Vocaloid, но использует совершенно другой интерфейс. Synthesizer V больше ориентирован на воспроизведение реальных человеческих голосов, и маскоты этого обеспечения не получили большой популярности.

Сцена вокалоидов быстро развивается: в вышеупомянутом 6 поколении Vocaloid уже можно использовать нейросети для редактирования звука, чтобы он был менее механическим; когда пользователь вводит данные песни, искусственный интеллект автоматически моделирует и синтезирует голоса. По словам издателя, беря за основу тон и выразительность реальных артистов, VOCALOID:AI синтезирует звучание, которое всё больше соответствует мелодиям и текстам пользователя. Это позволяет создавать музыку более качественного уровня.

Скриншот официального туториала по использованию VOCALOID:AI

Рейтинги песен 

В японском интернете очень популярен видеохостинг Nico Nico Douga, на котором выкладывают видео и песни как любители, так и профессиональные продюсеры или певцы. Здесь можно найти статистику самых просматриваемых видеороликов сайта, в том числе существует отдельная рубрика для вокалоидов. К сожалению, Nico Nico Douga не доступен пользователям из России, но можно узнавать новости индустрии вокалоидов не только через этот сайт.

C 7 декабря 2022 года Billboard Japan выпускает еженедельный рейтинг 20 лучших песен. Данный рейтинг получается путём умножения количества просмотров видео, выпущенных видеороликов, комментариев и лайков на коэффициент, разработанный американским музыкальным журналом Billboard. 

Если вы заинтересованы в том, что нового происходит в индустрии вокалоидов, то можете каждую среду отслеживать изменения рейтинга вот тут.

Что изменилось с «бума» вокалоидов 2010 годов?

Вокалоиды как персонажи-маскоты остаются популярными и по сей день. Однако кардинально изменилось отношение публики к ним: слушатели перестали видеть в них «поп-звёзд». Индустрия 2007–2011 годов развивалась как субкультура айдолов: фанаты боготворили «идолов-вокалоидов» и воспринимали их как неких медиа-персон. Это позволило, например, Хацунэ Мику стать узнаваемой во всём мире. Фанатам было важно следить за каждым появлением айдола-вокалоида в медиа-пространстве, отслеживать «горячие» песни, чтобы постоянно быть в теме. Но люди пересмотрели своё отношение к контенту. Многие обратились к композициям былых годов, личное предпочтение вышло на первый план. Например, в выпуске рейтинга Billboard Japan от 28 декабря 2022 года около половины песен, составляющих топ-20, были выпущены в период с 2017 по 2021 год, то есть за уже прошедшие годы.

Песни вокалоидов распространились ещё больше в частности благодаря огромной роли интернета: стоит только интересной мелодии завируситься, и уже все напевают строчки знакомой песни. Для этого не нужно постоянно отслеживать хиты или интересоваться новыми артистами: всё можно узнать через соцсети.

Так случилось весной 2023 года, когда в Тиктоке начала набирать популярность песня 強風オールバック кё:фу: о:рубакку, выпущенная в марте 2023 года неизвестным до этого вокалоид-продюсером (человеком, который создает песни вокалоидов) Yukopi. В ней высмеивается типичная ситуация: только выйдешь на улицу, как сильный ветер тут же портит причёску, приминая волосы назад. За 4 месяца песня набрала 26 миллионов просмотров на YouTube и вышла на 1 место самых прослушиваемых композиций вокалоидов на Nico Nico Douga. Многие не-фанаты вокалоидов, которым просто понравились песня и клип, стали перерисовывать видео с разными персонажами, перепевать песню и изображать ещё более комичные ситуации, в которых героиня клипа, например, вышла погулять в настоящий ураган.

Оригинальный клип
Пародия

Project Sekai Colorful Stage feat. Hatsune Miku

Ещё одним толчком в развитии индустрии вокалоидов стала ритм-игра Project Sekai Colorful Stage feat. Hatsune Miku, которая вышла 30 сентября 2020 года.

Основной геймплей заключается в том, что игрок должен успевать отбивать летящие ромбики в ритм песни. Чем сложнее уровень – тем больше количество таких ромбиков и тем сложнее проходить «карты» песен.

Отличительной особенностью ритм-игры стало то, что персонажи-люди и персонажи-вокалоиды существуют в одном мире. Персонажи, озвученные реальными людьми, в серии появились впервые. Самих вокалоидов немного: это Хацунэ Мику, Кагаминэ Рин, Кагаминэ Лен, Мэгуринэ Лука, Мэйко и Кайто (слева направо). 

Ритм-игра стала популярной не столько благодаря вокалоидам, сколько отличному выбору песен и увлекательным механикам. Многие игроки, которые до этого не интересовались вокалоидами, благодаря Project Sekai познакомились с этой субкультурой и открыли для себя новый мир разнообразных песен и персонажей. Песни вокалоидов, исполняемые совместно с реальными людьми, приобрели новое звучание, которое может понравиться не только ярым фанатам вокалоидов, но и обычным любителям музыки. Игра объединила в себе многие жанры, а каверы песен совершенно разных вокалоид-продюсеров позволили некоторым из них найти новых слушателей.

Продюсер Project Sekai Кондо Юитиро в интервью отметил:

«Я знаком с одним высокопоставленным человеком, который рассказал, что его дочь играет в Project Sekai. Она обычно не увлекается играми, поэтому я спросил, почему она решила поиграть в это. Он ответил: „Потому что в Project Sekai можно воспроизвести те песни, которые постоянно слышишь в Тиктоке“. Вот почему пользователи, которые до этого не знали о вокалоидах и не планировали играть в подобные игры, тоже заинтересовались и игрой, и песнями, и самими вокалоидами».

Как уже упоминалось выше, в Project Sekai можно сыграть не только песни, написанные специально для сюжета, но и каверы на совершенно разные композиции. Например, в качестве рекламной кампании с производителем лапши Cup Noodles была написана шуточная песня, ставшая популярной среди фанатов вокалоидов не только благодаря звучанию, но и истории, в которой оказались персонажи игры. Действие происходит в эпоху Токугава (1603—1868 гг.), сёгун-вокалоид Кайто вводит запрет на лапшу быстрого приготовления. Микудаё (вариация Хацунэ Мику) и Нэнэробо (персонаж-робот из Project Sekai) преподносят властителю на пробу лучшие образцы этого божественного блюда… Понравится ли сёгуну лапша или нет – можете узнать в клипе. Для этого не обязательно знать японский язык: по видеоряду можно понять происходящее и без слов.

Каких авторов можно назвать популярными спустя два десятилетия?

На одном из японских сайтов решили провести опрос: какого вокалоид-продюсера можно назвать «супер-хорошим», «хорошим», «обычным» и «не очень». По результатам голосования среди «супер-хороших» 1 место занял продюсер DECO*27, 2 место – かいりきベア (Kairiki bear), а 3 место – ピノキオピー (PinocchioP).

DECO*27 (читается как «дэко ни: на») называет себя самоучкой, но, несмотря на отсутствие профессионального образования в области музыки, он получил большую популярность. Вокалоид-продюсер выбрал именно этот псевдоним из-за большого лба (иероглиф 凸, у которого одно из значений «лоб», читается по кунному чтению как «дэко»), подставив к его звучанию любимые цифры – 2 и 7. 

Свою первую песню продюсер выпустил в 2008 году на уже упомянутом сайте Nico Nico Douga. Вот, что говорил DECO*27 о том, как впервые представил миру свои песни: «Видео получило много комментариев, что меня очень порадовало. Вот почему в моей голове укоренилась мысль „Я хочу, чтобы другие люди слушали мою музыку“». На данный момент он всё ещё продолжает вести активную музыкальную деятельность. 

Большинство его песен, написанных в стиле поп-рок, посвящены рефлексии на тему отношений между людьми, любви и дружбы. Слушатели отмечают, что песням DECO*27 свойственна тонкость игры слов, которую приятно слышать на фоне запоминающейся и интересной мелодии. 

Самый популярный клип DECO*27ヴァンパイア」(Vampire) на YouTube набрал 66 миллионов просмотров.

かいりきベア (Kairiki bear) участвует в создании песен в качестве вокалоид-продюсера с 2011 года. Его личность остаётся загадкой. Есть предположение, что псевдоним был выбран из-за персонажа игры EarthBound, в которой есть одноимённый медведь: «Могучий медведь» (Kairiki bear) по сюжету враг, которого необходимо победить. На изображениях он выглядит достаточно добродушным и беззащитным героем, но на деле «Могучий медведь» отличается высоким уровнем здоровья и хорошими навыками атаки и защиты. Не совсем понятно, что этим хотел сказать вокалоид-продюсер, но можно увидеть в этом намёк на двойственность образа: вокалоид-персонажи, изображенные в клипах Kairiki bear, зачастую выглядят как милые и добродушные девушки, однако поют они вовсе не о светлых и тёплых чувствах…

Песни Kairiki bear пропитаны электронным стилем. Слушая их, фанаты вокалоидов отмечают схожесть звучания некоторых композиций. Многие видят в этом некую «фишку»: по мелодии можно сразу узнать любимого продюсера и его манеру написания песен.

В меме сопоставляют песни ベノム (Venom) и ルマ (Ruma), у которых очень похожее начало. Можете сами отследить это интересное повторение: советуем послушать сначала ベノム (Venom), а затем ルマ (Ruma).

Самым популярным произведением Kairiki bear является вышеупомянутая песня ベノム (Venom), которая набрала 54 миллиона просмотра.

Именно песня Kairiki bear, а конкретно композиция バグ (Bug), стала самым просматриваемым видео на официальном канале Project Sekai.

ピノキオピー (PinocchioP) – не только композитор, но и дизайнер и иллюстратор. По признанию самого продюсера, он изначально хотел стать мангакой. В 2009 году продюсер начал выпускать песни с использованием технологий Vocaloid и работать под псевдонимом PinocchioP. Сейчас он сотрудничает с Project Sekai и пишет оригинальные песни для игры. В одном из интервью PinocchioP пожелал фанатам ритм-игры удачи во всех начинаниях и поблагодарил за постоянную поддержку.

PinocchioP не ограничивается рамками музыкальных стилей, поэтому в его композициях можно найти элементы и попа, и рока, и танцевальных жанров. 

Сейчас самое просматриваемое видео PinocchioP – клип на песню 神っぽいな (God-ish), насчитывающий 59 миллионов просмотров.

Ирина Корнилова
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту