Оэ Кэндзабуро: писатель против бомб

Оэ Кэндзабуро – японский писатель, автор известных произведений «Личный опыт» (1964), «Объяли меня воды до души моей» (1973) и «Игры современников» (1979). 

Оэ родился 31 января 1935 года – на момент окончания Второй мировой войны и ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки ему было всего 10 лет. В своих эссе он вспоминает атмосферу, в которой он рос: в школах восхвалялось ярое почитание императора, ученики должны были готовы отдать жизнь за страну и её правителя. Всё это пугало мальчика, и он не понимал, почему он должен отдавать свою молодую жизнь за человека, которого никогда не видел.

Война закончилась, и Оэ поступил в Токийский университет. Там он изучал французскую литературу, его любимым автором был философ Жан-Поль Сартр. У него он почерпнул основы экзистенциалистской литературы: вселенная, в которой живёт человек, обширна и непостижима, а главной силой человека является его выбор, за который он должен нести ответственность. Оэ даже посчастливилось встретить своего кумира в 1961 году в Париже после поездок по Европе и России.

Свет Хиросимы

Через 2 года после поездки в Париж у Оэ родился сын, Хикари. 光 хикари означает «свет» или «лучик». К сожалению, мальчик родился с мозговой грыжей. Ребёнку пришлось сделать несколько операций, и он остался умственно неполноценным. В те годы, особенно в японском обществе, бросить такого ребёнка не считалось позором, но Оэ с женой приняли тяжёлое решение растить сына невзирая на все проблемы. После рождения Хикари долгое время провёл в больнице. Находиться там с больным сыном было пыткой для Оэ, и он «сбежал», как он сам признавался в интервью американской журналистке, в Хиросиму. 

В Хиросиме он оказался не просто так. Его, как молодого и уже тогда выдающего писателя – в 1958 году он получил награду имени Акутагавы, – пригласили сделать репортаж о двух противоборствующих политических группировках на антиядерном мероприятии в Хиросиме. 

Visit to Hiroshima, Japan, October 2015.

Приезд в Хиросиму Оэ считал своим спасением. После рождения сына он был в глубокой депрессии, алитературная жизнь не приносила писателю радости. Оэ чувствовал, что в его существовании нет смысла: в своём творчестве с помощью политической сатиры и эротических аллюзий на оккупацию Японии Америкой он выражал свою антивоенную позицию, но они никак не влияли на общество вокруг. В 1963 году Оэ начал работать над «Хиросимскими записками» – собранием эссе и репортажей, описывающих жизнь местных жителей спустя 20 лет после бомбардировок. Он собирал свидетельства 被爆者 хибакуся – жертв хиросимской бомбардировки, лежащих в больницах, страдающих от келоидов по всему телу и борющихся каждый день за свою жизнь. Он восхищался мужеством врачей, которые 6 августа 1945 года вышли на работу и пробирались через городские завалы ради спасения людей. Он восхищался теми хибакуся, которые, несмотря на все страдания, продолжали жить и радоваться жизни.

Стоит заметить, что в послевоенные годы хибакуся сильно страдали от дискриминации: долгое время люди разрывали браки и расставались, узнав, что их партнёр родом из Хиросимы. Бывали случаи, когда человек, с которым разорвали отношения не являлся хибакуся, а просто жил в Хиросиме. Дети, родившиеся у хибакуся, были инвалидами с пелёнок. Оэ, не будучи одним их хибакуся, мог им сочувствовать. После рождения Хикари он стал по-другому смотреть на мир вокруг. Хиросима стала смыслом существования Оэ. 

Смирение с болезнью

Интересна история и самого Хикари. Оэ, конечно же, вернулся домой и взялся за воспитание сына. После его рождения Оэ написал несколько произведений, которые были очень автобиографичны. В них поднималась тема смирения с болезнью ребёнка и то, как тяжело и при этом радостно заботиться о сыне с умственной отсталостью. Хикари был центральным образом нескольких произведений, и Оэ описывал свою повседневную жизнь с ним как полную грусти (например, когда Оэ понимал, что Хикари не сможет существовать в этом мире без его помощи) и веселья (когда Хикари делал что-то неожиданное). 

А Хикари был действительно во многом удивительным ребёнком. Несмотря на то, что он страдал от эпилепсии, плохого зрения, проблем с передвижением и практически не говорил, мальчик имел идеальный музыкальный слух. Оэ с женой рассказывали, что он впервые отреагировал на определённый звук, когда он смотрел телевизор вместе с родителями: там прозвучало пение птицы, который очень понравился Хикари. Его родители были очарованы. Они купили ему пластинку с записями птичьего щебета, на которой женщина произносила название каждой птицы перед тем, как звучала её песня. Хикари постоянно слушал эту пластинку. 

Однажды, гуляя с родителями возле их загородного дома, он услышал пение птицы, и начал подражать голосу женщины, которая представляла песни птиц на пластинке. Так у семьи Оэ возникла идея нанять для Хикари учителя музыки. Родители нашли для него преподавателя фортепиано, и, вместо того чтобы говорить, Хикари начал выражать свои чувства в музыке. Он даже смог выучить нотную грамоту.

Сейчас Оэ Хикари известен как композитор. Он пишет камерную музыку, а первый его диск был продан тиражом более миллиона копий в первые несколько лет после выпуска. Неизвестно, как Хикари отреагировал на смерть отца. Оэ часто писал, что очень боится того, что, когда он уйдёт из жизни, Хикари даже не заметит этого. 

Japanese novelist Kenzaburo Oe displays his medal and diploma after receiving the Nobel Prize for literature at the Concert Hall in Stockholm Sweden Saturday Dec. 10, 1994. (AP Photo/Tobbe Gustavsson)

Активизм Оэ

В 1994 году Оэ получил Нобелевскую премию по литературе. Его также хотели наградить японским орденом культуры, но он отказался от него, поскольку орден обычно вручает император. Оэ сказал: «Я не признаю никакой власти, никакой ценности, выше демократии». 

В 1959 и 1960 годах Оэ участвовал в протестах против американо-японского договора о безопасности как член группы молодых писателей, художников и композиторов под названием «Общество молодой Японии». Договор позволил Соединённым Штатам сохранить военные базы в Японии, и разочарование Оэ от того, что протесты не смогли остановить договор, определило его дальнейшую писательскую деятельность.

Оэ участвовал в пацифистских и антиядерных кампаниях, а после ядерной катастрофы на Фукусиме в 2011 году он призвал премьер-министра Ноду Ёсихико «остановить планы по возобновлению работы атомных электростанций и вместо этого отказаться от ядерной энергии». Оэ заявил, что Япония несёт «этическую ответственность» за отказ от ядерной энергетики после ядерной катастрофы на Фукусиме. Он сравнил это с отказом от войны в соответствии со пацифисткой Конституцией 1947 года после поражения Японии во Второй мировой войне. Он призывал «немедленно прекратить производство атомной энергии» и предупредил, что Япония пострадает от новой ядерной катастрофы, если попытается возобновить работу атомных электростанций. 

FILE PHOTO: Japanese Nobel literature prize winner Kenzaburo Oe makes a speech at a rally against a possible restart of nuclear reactors in Tokyo, Japan June 6, 2012. REUTERS/Kim Kyung-Hoon/File Photo

Оэ присутствовал на митингах на Окинаве, выступая против американских военных баз в Японии. А 28 марта 2008 года окружной суд Осаки отклонил иск японских военных против Оэ и его издателя за публикацию сведений о том, что японские военные отдавали приказы о «групповых самоубийствах» гражданских лиц во время битвы за Окинаву в 1945 году. Писатель продолжал рассказывать о преступлениях американских войск в Окинаве и по всей Японии.Оэ навсегда запомнился как самый яркий писатель, боровшийся за то, во что он верит до самой смерти. 

Таня Грошкова
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту