Караоке – один из самых популярных и весёлых способов хорошо провести время с друзьями или семьёй. Как оно появилось и как развивалось у себя на родине, в Японии?
Сейчас караоке можно найти где угодно. На Западе его справедливо считают японским видом развлечения, однако многих иностранцев сильно удивляет то, как именно японцы ходят в караоке. Вместо того, чтобы «под градусом» развлекаться в компании таких же подвыпивших незнакомцев, японцы предпочитают караоке-будки или комнаты, в которых можно посидеть одному или в кругу близких людей. Правда, так было не всегда.
Слово появилось раньше
Установить, в какой конкретный момент караоке было изобретено, – непростая задача. Устройства, которые можно считать предшественниками караоке, появились в 1960-х годах как минимум в пяти разных местах в Японии, при этом независимо друг от друга.
Само по себе слово カラオケ караокэ состоит из двух частей: 空 кара «пустой» и сокращённого варианта слова オーケストラ о:кэсутора «оркестр». Этот термин использовали ещё до появления караоке-автоматов, и какое-то время он существовал только в японской индустрии радиовещания. Иноуэ Дайсукэ, создатель одного из первых караоке-аппаратов, говорил о происхождении термина следующее:
В 1952 году в Осаке каждый вечер давала концерты знаменитая труппа Такарадзука кагэки-дан. Они выступали с оркестром, который однажды объявил забастовку. Компания-учредитель не хотела идти на уступки, но и найти замену не могла. Тогда она заказала компании Matsuda Electronics машину, которая могла бы играть вместо оркестра. Говорят, кто-то из Matsuda тогда сказал: «Музыка играет, а оркестровая яма пуста!»
Правда, насчёт даты Иноуэ, возможно, ошибся – в некоторых источниках, в том числе газетах, указан не 1952, а 1956 год.
Представляем вашему вниманию Sparko Box
В различных статьях об истории караоке его изобретателем часто называют именно Иноуэ Дайсукэ, но на самом деле это не так. Действительно первым человеком, придумавшим караоке, является Нэгиси Сигэити, инженер и директор компании-производителя электроники Нитидэн Когё.
В книге Мэтта Альта «Чистый вымысел. За что мы любим Японию: от покемонов до караоке» (англ. Pure Invention: How Japan Made the Modern World; в 2023 году книгу издали в России), для создания которой автор лично связался с изобретателем, написано, что одной из предпосылок создания караоке стала его привычка по утрам петь песни, минусовки которых играли на радио. Однажды, когда он, напевая какую-то из песен, зашёл в офис, над ним подшутил один из коллег. Тогда Нэгиси спросил, нельзя ли к одному из магнитофонов, которые производила компания, присоединить микрофон, чтобы было слышно пение. Коллега-инженер ответил утвердительно, и через три дня прототип был готов. Первой песней, опробованной на аппарате, стала песня 無情の夢 мудзё:-но юмэ 1936 года.
Нэгиси посчитал такое развлечение очень весёлым, и эксперимент был признан удачным. Он попросил своих работников соорудить новый прототип, в этот раз с монетоприёмником. Первый в мире аппарат для караоке получил название Sparko Box.
Следующей задачей стало расширение репертуара песен. С этой целью Нэгиси обратился к своему знакомому из телерадиокомпании NHK, который сказал, что для этого нужны «караоке», то есть кассеты песен, на которых есть только инструментал. Это слово настолько понравилось Нэгиси, что он даже хотел назвать так аппарат, однако из-за созвучности с японским словом 棺おけ канъокэ, означающим «гроб», от идеи пришлось отказаться.
Sparko Box начали поставлять в местные бары, в которых новинка сразу получила огромную популярность. Правда, нашлись и недовольные: музыканты, играющие в барах, посчитали аппараты угрозой, из-за чего их приходилось возвращать обратно производителю. При этом Sparko Box приглянулись посетителям любовных отелей, в том числе из-за красиво мигающего света, который хорошо подходил интерьеру.
Тем временем в Кобе
Теперь вернёмся к упомянутому ранее Иноуэ Дайсукэ. У него и Нэгиси было несколько сходств: они оба придумали первые варианты караоке-аппаратов, не запатентовали свои изобретения и не называли их «караоке». Версия Иноуэ, которую тот назвал 8 Juke, первое время распространялась по барам и хостес-клубам в Кобе, а точнее в районе Санномия. 8 Juke работала по схожему со Sparko Box принципу: пользователь вставлял 100-иеновую монетку в монетоприемник, выбирал песню и мог петь 5 минут, после чего процесс повторялся.
Отличие от Sparko Box заключалось в репертуаре: Иноуэ знал о тех трудностях, с которыми обычные люди, не занимающиеся пением, сталкиваются, когда поют популярные песни, и записал их упрощённые версии.
Хотя творение Иноуэ также столкнулось с неодобрением со стороны музыкантов, его популярность в итоге вышла далеко за пределы «родного» Кобе – сначала автоматы появились в Осаке, затем по всей Японии и, в конце концов, в других странах мира. Таким образом 8 Juke, хотя и появился чуть позже, стал гораздо популярнее своего предшественника.
Дни славы караоке
В караоке Японии восьмидесятых не хватало одного: субтитров. До 1981 года любителям караоке приходилось либо запоминать тексты песен наизусть, либо выписывать их. На экран текст вывела новая технология – Лазердиск. Хотя этот формат, представляющий из себя лазерный диск размером с виниловую пластинку, не прижился нигде кроме Японии, США и ещё пары азиатских стран, именно благодаря лазердиск-проигрывателю от Pioneer караоке стало гораздо доступнее. Интересно, что в караоке-индустрии этот формат оставался актуальным гораздо дольше, чем можно себе представить: последнее, что было выпущено на лазердиске, было именно песней для караоке.
Для того, чтобы удержаться на плаву, караоке нужно было подстроиться под молодёжь. С помощью новых дисков получилось не только добавить субтитры, но и украсить их. Вы наверняка видели, как в караоке текст окрашивается с ходом песни – это было новинкой того времени! Примерно в это же время появилась технология, позволяющая передавать данные, в том числе песни, через телефонные линии, что также оказало влияние на распространение караоке, ведь теперь не нужно было вручную отправлять кассеты с песнями во все заведения.
Через некоторое время музыка стала распространяться по почте или по телефонным линиям. Песни отправлялись прямо в компании или в питейные заведения.
– Иноуэ Дайсукэ
В конце 1990-х годов началось распространение музыки через Интернет, а развитие полупроводниковой техники открыло эру микрофонного караоке, когда микрофоны с памятью можно было подключать к телевизорам прямо дома. Начиная с 2000-х стали появляться караоке для телефонов.
В индустрии началась своего рода олигополия. В 1996 году крупных компаний, занимавшихся караоке, было 15. К 2004 году их осталось 8. Сейчас их всего 2: Daiichi Kosho с её караоке-сервисом DAM и Xing (яп. エクシング экусингу) с конкурирующей платформой Joysound.
Современность
В то время, как по всему миру караоке проникало в бары и ночные клубы, в Японии оно, наоборот, стало принимать более частный характер, и сейчас караоке-центры с несколькими маленькими комнатками, в которых люди поют в одиночку, уже не считаются чем-то необычным. Кроме того, теперь часто можно встретить «караоке-будки».
Эпидемия коронавируса, конечно, тоже сказалась на индустрии: около 10% караоке-центров в Японии закрылись, но при этом «ожили» сервисы, позволяющие петь караоке на телефоне. Так, очень популярным стало приложение ポケカラ покэкара «Карманное караоке», в котором пользователи могут петь онлайн со своими друзьями, зарабатывать очки и соревноваться с пользователями по всей стране.
Караоке уже давно стало не простым развлечением, а целым культурным явлением, которое может помочь не только наладить контакт с другими людьми, но и расслабиться в более уединённой обстановке. Сейчас, когда эпидемия коронавируса официально закончилась, караоке наверняка снова расцветёт.