Путешествие по центральным районам крупных японских городов сравнимо с путешествием во времени. Там можно увидеть магазины современной техники известных брендов по соседству с многовековым семейным ателье. Среди остатков прошлого, сохраняющих свою актуальность и в настоящем, находятся и западные кафе на японский лад – киссатэны.
Невозможно говорить о том, как сильно изменилось общество Японии после первых контактов со странами Запада, не упоминая 喫茶店 киссатэн. Слово «киссатэн» состоит из трёх иероглифов: «потреблять» + «чай» + «магазин», соединяющихся в «заведения для чаепития». Однако сегодня киссатэны больше известны как места, специализирующиеся на кофе. При этом в них всё равно можно купить и чай. Киссатэны – это важная точка пересечения японской культуры прошлого и настоящего. Тем не менее, стоит упомянуть о моменте проникновения кофе в Японию, чтобы у нас была отправная точка их истории.
История кофе в Японии
Кофе попал в Японию в качестве стимулирующего лекарства в XVI–XVII веках. Привозили его голландские и португальские торговцы в часть страны с большим количеством иностранцев, то есть в город Нагасаки. Однако вплоть до Реставрации Мэйдзи (1868–1912 гг.) кофе пили только высокопоставленные чиновники, которые часто общались с иностранцами на острове Дэдзима в Нагасаки, и японки-куртизанки, обслуживавшие тех же иностранцев. Последним кофе также помогал не спать до утра.
В начале XX века кофе начали активно импортировать из Бразилии. Благодаря помощи в иммиграции японцев в Бразилию и обратно правительство Бразилии предоставляло японцу Мидзуно Рё кофейные зёрна бесплатно. Он этим воспользовался и открыл первый настоящий киссатэн – Cafe Paulista. В отличие от самой первой кофейни в Японии, «Кахитякан» (可否茶館), открытой в 1888 году и обанкротившейся через 5 лет, Cafe Paulista до сих пор работает.
В токийском районе Бункё есть ещё один киссатэн, претендующий на звание самого старого – «Кингё-дзака» (金魚坂). Его основатели утверждают, что это кафе существует с 1670-х годов. Нет возможности ни подтвердить, ни опровергнуть эти слова, однако дело не в том, кто появился первым. Важно то, что до послевоенного времени культура киссатэнов не претерпела значительных изменений. Это были места, где простые японцы могли соприкоснуться с культурой Запада, но пока только через вкус кофе.
Взрыв популярности
Так что же изменилось позже? После Второй мировой войны музыка стала распространяться по всему миру, так как её носители (виниловые пластинки) стали более доступными. Однако в Японии они были немного дороже по сравнению с США, а проигрыватели стоили как несколько месячных зарплат. Также пластинки тогда играли по 3-6 минут на каждой стороне – всего один или два трека. Поэтому, чтобы слушать музыку, человек должен был иметь финансовую возможность скупать много пластинок.
Вот почему киссатэны были так необходимы. В них человек мог слушать много разной музыки за цену чашки кофе. Это были своего рода точки доступа к мировой культуре, которая была недостижима для обычного японца. Итак, музыка и культура процветали, страны восстанавливались, а люди были открыты для новых впечатлений.
Перенесёмся в 70-е годы. Япония идёт полным ходом к пику своего богатства и продолжает набирать скорость благодаря масштабным усилиям по развитию экономики. В это время киссатэны уже приобрели огромную популярность благодаря влиянию западной культуры на сознание японцев. Их умы стали открыты для различных культурных проявлений в музыке, одежде, искусстве и сексуальности. Смешивая всё это, японцы начали создавать свою уникальную атмосферу в киссатэнах при помощи джаза, рок-н-ролла, классической музыки, а также алкоголя и даже эротики.
В 80-х годах владельцы киссатэнов столкнулись с глобализацией. В Японии крупные бренды развивали свои сети кофеен и продавали возможность выпить кофе в атмосфере западной культуры за куда меньшую цену. И если поход в киссатэн был целым событием, то посещение кофейни становилось обычным ежедневным делом.
Давно прошли времена эротических киссатэнов, где официантки в вызывающих нарядах без нижнего белья развлекали мужчин под эротическую музыку, пока те пили кофе, ели пасту и разглядывали женщин через зеркальный пол. Сегодня самое близкие к таким киссатэнам места – это стриптиз-клубы или тематические кафе с флиртующими горничными. Одним словом, это явно не те заведения, в которые может пойти каждый.
Посещение сетевых кофеен стало тем самым новым и ярким опытом. По сравнению с ними киссатэны казались прокуренными тёмными заведениями со старой велюровой или кожаной мебелью. В головах японцев они стали пошлыми и непривлекательными памятниками прошлого.
С появлением брендовых сетей кофеен бизнес киссатэнов действительно пошёл под откос. 80-е годы в Японии были периодом пика японского экономического чуда с серьёзной вестернизацией сферы развлечений. Но с наступлением 90-х годов в Японии начался период резкого падения экономики, а затем долгой стагнации, продолжающейся до сих пор. Именно тогда Япония была вынуждена заново открыть себя и начать медленно восстанавливать свой самобытный образ. В это же время началась новая волна популярности киссатэнов.
В 2000-х годах киссатэны прошлого снова стали привлекательными. Японский дизайн пережил много перемен и неуклонно улучшался благодаря тесному сотрудничеству японских архитекторов, создававших новый эталон дизайна интерьера. Однако они всегда смотрели на прошлое как на кладезь вдохновения для строительства чего-то нового. Благодаря этому произошло нечто особенное – переосмысление концепции классического киссатэна.
В дополнение к этому возрождению «третья волна кофе» (движение, в котором кофе преподносят как деликатес) переживала невероятный бум в начале 2010-х годов, и по всему миру стали распространяться небольшие локальные кофейни, которые прививали любовь к кофе. И точно так же переродилась культура киссатэнов, которой помогала глобальная сеть поставщиков качественного кофе и влюблённые в историю этих японских западных кафе владельцы.
У современной молодёжи как будто бы проснулся интерес к прошлому. Они начали пить кофе и привлекать к киссатэнам внимание, делая их местами, куда стоит сходить каждому. Благодаря этим примерам туристы, посетившие Японию и ставшие свидетелями возрождения киссатэнов, вдохновились их новой эстетикой и стали создавать свои собственные кофейни по образу японских.
Для Запада Япония долгое время была загадочной страной с не менее загадочной культурой, которую трудно понять извне. Но в Японии, несомненно, есть богатая культура кафе. И киссатэны смиренно ждут, когда же вы посетите их и прикоснётесь к многовековой истории японских кофеен.
Источники: Sabukaru, Japanese Coffee Co., Japan Today