Действие манги происходит в конце эпохи Мэйдзи (1868–1912 гг.) на острове Хоккайдо. Сугимото Саити, чудом переживший русско-японскую войну, натыкается на необычную карту с местоположением спрятанного на Хоккайдо золота. Поиск осложняется тем, что часть карты зашифрована в татуировках преступников. Саити решает отправиться на поиск сокровищ, однако он не единственный, кто хочет найти клад. Ему приходится сталкиваться с суровым северным климатом, опасными преступниками и другими японскими солдатами. Но на помощь ему приходит Асирпа, молодая айнская охотница. Эти двое объединяются, чтобы разыскать золото, украденное у айнов.
Репрезентация айнов в манге
Айны – коренной народ острова Хоккайдо, насильственно ассимилированный японским правительством. До сих пор этот народ является объектом предрассудков и дискриминации. В популярной культуре и СМИ тяжело найти истории про айнов, а те немногие, что есть, часто изображают их как изгоев или представителей угасающей культуры. Автор Golden Kamuy, Нода Сатору, не побоялся изобразить айнский народ иначе. Вместо того, чтобы фокусироваться на образе жертв модернизации, он уделяет больше внимания изучению простой повседневной жизни народа.
Для создания образа Асирпы (в переводе с айнского «будущее») Нода тесно сотрудничал с Накагавой Хироси, профессором айнского языка в Университете Тиба. Ещё за несколько месяцев до публикации первых томов манги Накагава подробно консультировал Ноду по культуре айнов, включая охоту, кухню, архитектуру, костюмы, веру и ритуалы, а также по айнскому языку, на котором говорят некоторые персонажи манги. В итоге, можно сказать, оба отлично справились со своей задачей. В интервью газете «Асахи Симбун» Накагава выразил огромное уважение к самоотверженности Ноды в исследованиях: «Я был удивлён, как он изобразил персонажей в мельчайших деталях. Если бы я создавал учебник по айнам, я бы с удовольствием напечатал в нём этот образ».
Накагава был очень доволен первым появлением девушки-айна в манге. По его словам, одежда и внешний вид Асирпы совершенно не выглядят странными, неточными и неуместными, даже наоборот – они прекрасны и весьма правдоподобны. Также он отметил, что девушка носит полный комплект айнского вооружения: лук, макири (маленький нож), тасиро (охотничий нож) и саранипу (плетёная сумка). Обычно айнов изображают носящими один или два из этих предметов. Тот факт, что Нода дал ей весь набор, удивил Накагаву: «С первого взгляда можно сказать, что художник провёл большую исследовательскую работу, прежде чем приступить к рисованию. В то же время это удивительный навык – уметь точно передать столько информации в рисунке. У меня было предчувствие, что это может оказаться очень серьёзной мангой, и поэтому я сразу же решил взять на себя работу по консультации».
Образ Асирпы как охотницы, тем не менее, слегка противоречит женской роли в культуре айнов. Однако Накагава всё равно остался доволен этим образом: существуют редкие случаи, когда айнские девочки воспитывались как охотницы и добивались успеха в этой области. В этом отношении Ноде удалось даже ещё глубже погрузить читателя в культуру этого народа.
Для точного представления столь малоизвестной культуры Нода провёл тщательные исследования, но в том же интервью газете «Асахи Симбун» он предостерёг читателей от чрезмерной романтизации работы. Изображая представителей меньшинств, авторы часто описывают их как невинных или благородных. На самом деле, именно эти черты заставляют читателей симпатизировать таким персонажам. Но безмерное доверие этим стереотипам может легко вылиться в создание слишком поверхностного образа. В Golden Kamuy среди айнов есть и благородные воины, и хитрые и коварные персонажи.
Различные элементы культуры айнов в Golden Kamuy прослеживаются не только в отдельных историях, но и во всей основной сюжетной линии. Часто по мере того, как главный герой становится более сильным и приближается к заветной цели, начальная обстановка и место действия забываются. Но в Golden Kamuy культура айнов хорошо связана с важными событиями сюжета.
Исторический фон манги
Помимо подробного описания и изображения айнов, Нода затрагивает редкие для современной художественной литературы исторические темы. Предлагаем чуть подробнее остановиться на событиях, которые так или иначе отражены в манге.
Русско-японская война 1904–1905 гг.
В начале XX века между Российской и Японской империями вспыхнула борьба за контроль территорий в Дальневосточной Азии. Война происходила на двух фронтах: на суше и на море. На море японский флот одержал впечатляющую победу, однако на суше успехи японской армии были менее значительными, а потери – более трагическими. Даже несмотря на победы, к концу войны финансовые и человеческие ресурсы японской армии были истощены. Продолжение боевых действий привело бы к более серьёзным потерям. Все крупные сухопутные сражения, которые японцы вели до этого момента, обходились дорого, поэтому каждая крупная победа на суше достигалась огромной ценой. Согласно Портсмутскому договору, завершившему Русско-японскую войну, Япония признавалась победителем. Стране досталась южная половина острова Сахалин и молчаливое уважение к её влиянию и контролю в Восточной Азии.
Отсутствие материальной помощи от правительства вызвало негодование многих граждан и ветеранов русско-японской войны. Это недовольство можно проследить в манге: Golden Kamuу представляет солдат 7-й дивизии японской армии как возмущённых выживших после разгрома пехотной группы на Хоккайдо. Кипя от обиды на японское правительство за то, что оно бросило их на произвол судьбы, немногочисленные выжившие организовывают движение за сепарацию от остальной Японии, используя золото айнов в качестве капитала.
Период Бакумацу, Синсэнгуми и эпоха Мэйдзи
На протяжении эпохи Эдо (1603–1868 гг.) японский сёгунат управлял Японией якобы от имени императора, но на деле в руках сёгуна была сосредоточена абсолютная власть над страной. Функция императора была сведена к статусу лишь церемониального главы государства. В 1853 году американские «чёрные корабли» насильно открыли японские торговые порты. Сёгунат был вынужден подписать с западными державами неравноправные договоры.
Из-за многовековой дипломатической и торговой изоляции от большей части мира Япония была технологически недостаточно оснащена, чтобы сравниться с передовым вооружением Запада. Неравноправные договоры нанесли ущерб японской экономике и ещё больше уязвили японскую гордость. Народ был крайне разочарован политикой сёгуната. Возникло движение за возвращение власти императору и свержение сёгуната. Между повстанцами, сражавшимися от имени японского императора, и сторонниками сёгуната Токугава разгорелась гражданская война. Этот период в японской истории получил название Бакумацу, что в переводе с японского буквально означает «конец сёгуната».
Во время периода Бакумацу (1853–1868 гг.) сёгунским правительством был собран военно-полицейский отряд Синсэнгуми, который выполнял функции командиров и полицейских как на поле боя, так и в столице. Несмотря на легендарную репутацию отряда, покровители Синсэнгуми из сёгуната были свергнуты в 1867 году, что положило начало эпохе Мэйдзи. Некоторые выжившие синсэнгуми были вновь интегрированы в новый режим, других казнили или заключили в тюрьму, третьи ушли в отставку или скрывались, поскольку самураи полностью перестали быть привилегированным социальным классом. Весь этот контекст, наконец, возвращает нас к Golden Kamuy. Два старых воина Синсэнгуми, всё ещё полных боевого духа и жгучего негодования, представлены в этой истории как самостоятельная золотоискательная группа. Владея современным западным оружием наряду с традиционными японскими мечами, они тоже вынашивают планы создания независимого государства на Хоккайдо.
Колонизация Хоккайдо и ассимиляция айнов
Остров Хоккайдо не был полностью присоединён к остальной Японии до эпохи Мэйдзи. Сёгунат Токугава в основном не был заинтересован в развитии острова из-за непомерных затрат. Климат на Хоккайдо – ещё более суровый и холодный, чем в самых северных районах материковой части Хонсю. Сельское хозяйство было основным источником богатства в Японии эпохи Эдо, а рис – официальной денежной единицей. Однако рисоводство на Хоккайдо было сложнее поддерживать без более тщательного возделывания, а поселения на Хоккайдо расширялись с трудом из-за короткого периода роста растений. В конце концов, сёгунат оставил защиту самых северных границ Японии даймё княжества Мацумаэ и наделил их привилегией развивать Хоккайдо. В эпоху Эдо даймё, которые управляли менее плодородными землями, часто испытывали нехватку средств.
Некоторые миссии, спонсируемые даймё, и усилия предприимчивых японских граждан привели к основанию новых поселений на Хоккайдо. Коммерческая деятельность в этом районе в основном вращалась вокруг торговли мехами с коренными айнами. Японские торговцы с юга и русские с северо-запада конкурировали между собой в этой торговле. Неудивительно, что айны знали землю гораздо лучше, чем конкурирующие между собой новые поселенцы Хоккайдо. Они были бесспорными мастерами в рыболовстве, охоте и выживании, поэтому айны иногда стравливали японцев и русских ради своей выгоды.
Однако в конечном итоге айны стали жертвами политических и коммерческих махинаций этих двух групп. Хоккайдо становился всё более спорной ареной между японцами и русскими за господство в преддверии эпохи Бакумацу. Русские пытались заключить союзы с деревнями айнов, а японцы навязывали айнам идею ассимиляции. В ответ на японское угнетение айны устраивали безуспешные восстания против Мацумаэ.
В конце концов, для защиты Хоккайдо от иностранного влияния (особенно русского) сёгун перешёл к прямому контролю над островом. Однако масштабное заселение Хоккайдо можно было осуществить только с помощью ресурсов, которые поступали от нового императорского режима после реставрации Мэйдзи. Помимо обеспечения национальной безопасности, правительство Мэйдзи стремилось укрепить торговлю, сельское хозяйство и добычу полезных ископаемых на острове. Отчасти благодаря этим усилиям порт Хакодатэ стал важным торговым центром Хоккайдо. Несмотря на суровый климат, остров стал крупным производителем сельскохозяйственной продукции. Вокруг его горнодобывающей промышленности и происходит динамика сюжета и развивается основной конфликт в Golden Kamuy. Айны продолжали страдать от попыток японской ассимиляции, а некоторые из них даже были призваны в японскую армию во время русско-японской войны.
Весь этот исторический бэкграунд даёт возможность читателям Golden Kamuy лучше понять характер, действия и мотивы всех персонажей истории. Подробные культурные и исторические детали манги способствовали быстрому росту её популярности. В 2016 году Golden Kamuy стала победителем девятой премии Манга тайсё (ежегодная премия лучшей серии манги) и заняла второе место в рейтинге манги для читателей-мужчин от издания Kono Manga ga Sugoi. В 2021 году история получила премию Social Impact Award на Japan Media Arts Festival.
С ростом признания манги культура айнов также привлекла и продолжает привлекать интерес общественности – последние годы в айнской деревне Айну Котан на озере Акан на Хоккайдо наблюдается рост числа посетителей, особенно среди молодого поколения. Несомненно, Golden Kamuy создала «айну-бум» и не даёт забыть уникальную древнюю культуру.
Источники: 週プレNEWS, Anime News Network, ISSH International