Cегодня слово «гача» постоянно находится на слуху: так называют мобильные и компьютерные игры, в которых очень силён элемент случайности и механизмы, мотивирующие пользователей потратить в игре побольше денег. А начиналось всё с вполне реальных аппаратов с призами, которые работали по тем же схемам. Мы предлагаем вернуться к истокам и посмотреть, как появились первые гача-автоматы, как менялись они сами и их содержимое. Для этого нам предстоит отправиться в Японию 60-х годов.
Гуляя по японским торговым центрам или улицам, вы можете заметить ряды небольших автоматов с капсулами внутри. Закиньте в автомат несколько монет, покрутите ручку, и один из пластиковых шариков будет ваш. А дальше наступит самый трепетный и захватывающий момент: время открыть капсулу и посмотреть, что же вам попалось. Набор возможных предметов ограничен, если повезёт, с первого раза получится достать именно то, что вы и хотели. А если нет, будьте готовы вставлять монеты одну за одной, пока гача-автомат не смилостивится и не выдаст желанный приз.
Именно по такому принципу работают гача-автоматы, или гачапоны. Само название автоматов отражает незамысловатый порядок их работы: японское звукоподражание ガチャガチャ гатя-гатя имитирует звук крутящейся ручки, которая заставляет содержимое машины перемешиваться, а ポン пон — это звук, с которым капсула выпадает из автомата. По-японски их называют ガシャポン гасяпон, этим же словом обозначают игрушки из гача-автоматов.

Первые в мире торговые автоматы, в которых за небольшую сумму можно было получить приятную мелочёвку, появились в ещё в конце XIX века. Тогда в них продавались открытки и жвачка. Появление подобных машин в Японии связывают с именами двух братьев: Сигэты Рюдзо (впоследствии прозванным «Дедушкой гачи») и Тэцуо. В 1965 году они представили в Японии торговые автоматы, внутри которых находились призы в индивидуальных упаковках-капсулах. Идею они подсмотрели в Америке: в США подобные машины использовались уже несколько десятков лет, и в основном их можно было найти в супермаркетах, зонах отдыха и парках развлечения. Их главным содержимым были конфеты, жвачки, пластиковые украшения и низкокачественные игрушки, некоторые из которых производили как раз в Японии.
Братья Сигэта адаптировали эти автоматы под местный рынок, и так появились первые в стране гачапоны. Игрушки в них были из простого одноцветного пластика и продавались по 10 иен за штуку. Братья посчитали одним из определяющих фактором успеха гачапонов место, где они будут установлены, и сделали ставку на магазины сладостей. Именно перед ними выстроились ряды первых японских гача-автоматов.
В 1977 году на рынок гача-автоматов вступила компания Bandai, один из крупнейших производителей игрушек в современной гача-индустрии. В 1983 году компания выпустила серию коллекционных ластиков Kinnikuman Keshigomu по мотивам манги Kinnikuman, героями которой были профессиональные борцы. Оглушительный успех серии положил начало революции в сфере гачапонов. Впоследствии этот период назовут первой волной популярности гачи.
Изначально автоматы с дешёвыми игрушками были нацелены исключительно на детей и их родителей. Ещё в 1969 году Сигэта Рюдзо написал небольшое пособие о гача-индустрии для своих сотрудников. Там он описал принцип работы гачапонов как «предложение детям мечты». Разумеется, в этом был и элемент азарта, но Рюдзо подчёркивал, что азарт может стать слишком опасен, поэтому подходить к этому надо с осторожностью.
Дети легко поддавались азарту, и конструкция гачапонов постоянно усложнялась и менялась с учётом особенностей юной аудитории. Были и ситуации, когда дети пытались «обмануть» аппарат и залезть рукой в отверстие с призами в обход оплаты, и случаи проглатывания капсул из автоматов. Представители гача-индустрии стремились сделать свои аппараты более безопасными и, как следствие, более прибыльными.
Несмотря на то, что гача-автоматы существуют в Японии уже более 50 лет, нельзя сказать, что всё это время их популярность держалась на одном уровне. Культовый статус гачапонов окончательно закрепился в 2012 году: тогда появились автоматы с коллекцией Koppu no Fuchiko, или «Футико на краю», и в гача-индустрии начался настоящий бум.
Фигурки из автомата, созданные компанией Kitan Club в коллаборации с мангакой Танакой Кацуки, изображали офисную работницу по имени Футико (фути означает «край»). Ретро-униформа и непроницаемое выражение лица стали визитными карточками Футико. Она могла сидеть или балансировать на краю чашки, стола и других поверхностей. Этот концепт вызвал неожиданный интерес: с момента появления Футико в стране было продано более 20 миллионов её фигурок в разных вариациях. Футико не только задала новый тренд сидящих и висящих игрушек, но и сумела покорить взрослую аудиторию. Теперь уже гачапоны не воспринимались как развлечение только для детей и подростков, стало появляться всё больше капсульных игрушек (и, строго говоря, не только игрушек), ориентированных на взрослых покупателей. В настоящее время основными пользователями гачапонов являются не дети и даже не мужчины-отаку, а молодые женщины — они составляют до 60% аудитории гача-автоматов.
Успех Футико также привлёк на рынок множество небольших компаний, которым предстояло тягаться с гигантами вроде Bandai и Takara Tomy Arts, и повысило конкуренцию в индустрии. За последние 10 лет рынок гача-игрушек вырос примерно вдвое, а количество гача-автоматов по всей Японии достигло отметки в 600 000 штук.
Что можно найти внутри гачапона?
Призы из современных гачапонов стоят в среднем от 100 до 500 иен, и качество их, несомненно, выросло со времён первых гача-автоматов.
Сегодняшние гачапоны поражают воображение разнообразием. Призы из гачапон должны соответствовать всего двум правилам: во-первых, оставаться миниатюрными, во-вторых, быть милыми и/или забавными. Под эти критерии подходит слишком много всего, поэтому в современных гачапонах можно найти почти что угодно. Забавные фигурки людей вроде Футико — это так, уровень «для начинающих».
Многие гачапоны ориентируются на любителей аниме, манги и игр. В таких автоматах бывают миниатюрные фигурки, значки, карточки, брелки — словом, почти любые небольшие предметы, на которые можно прикрепить изображение популярного персонажа. Но это далеко не всё!
Миниатюрная мебель, крохотные устройства, муляжи еда, фигурки животные — некоторые гача-игрушки поражают не только неординарностью задумки, но и подходом к деталям. Некоторые миниатюры даже работают так же, как их полномасштабные версии: например, в гачапонах можно найти крошечный кулер, который сможет выдавить каплю воды, или измельчитель для льда, способный сделать самую маленькую на свете порцию колотого льда для какигори. Гиперреализм стал фишкой отдельных производителей, из фигурок которых можно собрать целый миниатюрный школьный класс или офис. Разумеется, сначала придётся потратить определённую сумму на то, чтобы собрать весь комплект.
Распаковка миниатюрной упаковки самой известной японской лапши быстрого приготовления
Популярность
Успех конкретной серии игрушек зависит от целого ряда факторов.
Взглянем правде в глаза: большинство игрушек из гачапонов по сути своей бесполезны. Поэтому новизна продукта — это ключевой показатель, который становится особенно важен в постоянной конкуренции между производителями. Создание гача-игрушек можно сравнить с их покупкой: никогда не знаешь, что тебе попадётся. Так и производители игрушек не знают наверняка, выстрелит их новая разработка или потонет в море других, более популярных игрушек. Чтобы удерживать внимание покупателей и оставаться на плаву, компании каждый месяц выпускают до десятка новинок, соревнуясь с другими в оригинальности призов. Яманиси Ёсиаки, чья компания гачапонов Toys Cabin базируется в Сидзуоке, считает, что успех гачапонов на самом деле состоит не в том, хорошо продаётся товар или нет. Представители индустрии хотят, чтобы «люди спрашивали себя: “Кто вообще покупает такое?”» Из этого вопроса и рождается популярность многих гача-игрушек, подчас довольно абсурдных и даже непристойных.
Другая причина успеха отдельных гачапонов состоит в том, что для некоторых покупателей они являются своеобразным мостиком в детство: миниатюрные фигурки персонажей из аниме и манги, таких как Pokemon, Gundam или Sailor Moon, вызывают ностальгию, из-за чего пройти мимо такого автомата становится особенно сложно.
Время от времени в гачапонах появляются и лимитированные призы, что добавляет к дешевизне и увлекательности автоматов ещё один плюс — уникальность.
Значительную роль в успехе также играет шумиха в социальных сетях вокруг нового продукта. На самом деле соцсети и популярность гача-игрушек шли рука об руку почти всё время: начиная с первых японских блогов 90-х и 2000-х, в которых увлечённые пользователи делились друг с другом находками из гача-автоматов, заканчивая современными профилями в Instagram и Twitter, целиком посвящёнными редким гача-игрушкам. Уже упомянутая Футико своей известностью тоже обязана соцсетям: она идеально подходила для фотографий, и именно через них распространялась её популярность.
Кроме того, сейчас заметную часть аудитории гачапонов составляют туристы, ведь за небольшую цену они предлагают товары довольно высокого качества, которые не стыдно привезти домой в качестве сувениров.
Справедливо сказать, что гача-автоматы, выстраивающиеся длинными рядами в аркадных зонах и торговых центрах, уже стали одной из визитных карточек Японии. Пусть гачапоны, строго говоря, и не являются уникальным японским изобретением, мало где этот концепт так хорошо прижился, развился и стал частью популярной культуры, как здесь.
Источники:
昭和44年に発行のガチャガチャ教本!ガチャガチャビジネスの神髄に触れる
A Tiny Gas Meter? The More Mundane the Better for Japan’s Capsule Toys.
Gachapon: Tracing the evolution of Japan’s colorful toy capsules
Gacha-Gacha: A Half-Century of Mystery Goodies from Japan’s Capsule Toys











