Гача-автоматы: от детского развлечения до многомиллионного бизнеса

Cегодня у многих на слуху слово «гача»: так называют мобильные и компьютерные игры, в которых очень силён элемент случайности, а также механизмы, мотивирующие пользователей потратить в игре побольше денег. А начиналось всё с вполне реальных аппаратов с призами, которые работали по такой же схеме. Мы предлагаем вернуться к истокам и проследить, как появились первые гача-автоматы и как менялись они сами и их содержимое. Для этого нам предстоит отправиться в Японию 60-х годов.

Гуляя по японским торговым центрам или улицам, вы можете заметить ряды небольших автоматов с капсулами внутри. Закиньте в автомат несколько монет, покрутите ручки, и один из пластиковых шариков упадёт вам прямо в руки. А дальше наступит самый трепетный и захватывающий момент – время открыть капсулу и посмотреть, что же вам попалось. Набор возможных предметов ограничен, если повезёт, с первого раза получится достать именно то, что вы и хотели. А если нет, будьте готовы вставлять монеты одну за одной, пока гача-автомат не смилостивиться и не выдаст вам желанный предмет.

Именно по такому принципу работают гача-автоматы, или гачапоны. Само их название отражает незамысловатый порядок работы этих автоматов: японское звукоподражание ガチャガチャ гатя-гатя имитирует звук крутящейся ручки автомата, которая заставляет его содержимое перемешиваться, а ポン пон – звук, с которым капсула выпадает из автомата. По-японски их также называют ガシャポン гасяпон. Точно так же называют и сами игрушки из гача-автоматов.

Первые в мире торговые автоматы, в которых за небольшую сумму можно было получить что-то приятное, появились ещё в конце XIX века, тогда в них продавались открытки и жвачка. Появление подобных аппаратов в Японии связывают с именами братьев Сигэты Рюдзо (впоследствии прозванным «Дедушкой гачи» или «Гача-дедушкой») и Тэцуо. В 1965 году они представили в Японии первые торговые автоматы, внутри которых были призы в индивидуальных упаковках-капсулах. Первые гача-автоматы были американского производства. В США они находились в обороте уже несколько десятков лет, и в основном их можно было найти в супермаркетах, зонах отдыха и парках развлечения. Их главным содержимым были конфеты, жвачки, пластиковые украшения и низкокачественные игрушки, некоторые из которых производили как раз в Японии. Братья Сигэта адаптировали эти автоматы, и так появились первые японские гачапоны, игрушки в которых были из одноцветного пластика и продавались по 10 иен за штуку. В то время одним из основных факторов успеха гачапонов считалось место, где они будут установлены, и ставка была сделана на магазины сладостей. Именно перед ними ставили первые гачапоны.

В 1977 году на рынок гача-автоматов вступила компания Bandai, один из крупнейших производителей игрушек в современной гача-индустрии. В 1983 году компания выпустила серию коллекционных ластиков Kinnikuman Keshigomu по мотивам манги Kinnikuman, чьими героями были профессиональные борцы. Оглушительный успех серии положил начало революции в сфере гачапонов – то, что потом будут называть первой волной популярности гача.

Изначально автоматы с дешёвыми игрушками были нацелены исключительно на детей и их родителей. Сигэта Рюдзо в небольшом рукописном пособии о гача-индустрии для своих сотрудников, написанном в 1969 году, описал принцип работы гачапонов как «предложение детям мечты». Разумеется, в этом был и элемент азарта, но Рюдзо подчеркнул, что азарт может стать слишком опасен, поэтому подходить к этому надо с осторожностью.

То самое руководство, написанное рукой Дедушки гачи

Дети легко поддавались азарту, и конструкция гачапонов дополнялась и менялась именно с учётом детских особенностей. Были ситуации, когда дети пытались «обмануть» аппарат и залезть рукой в отверстие с призами в обход оплаты, и случаи проглатывания капсул из автоматов. Представители гача-индустрии стремились сделать свои аппараты более безопасными и, таким образом, более прибыльными.

Несмотря на то, что гача-автоматы существуют в Японии уже более 50 лет, нельзя сказать, что всё это время их популярность держалась на одном уровне. Окончательно закрепился культовый статус гачапонов в 2012 году: тогда с появлением автоматов Koppu no Fuchiko, или «Футико на краю», в гача-индустрии начался настоящий бум.

Первая коллекция с Футико

Фигурки из автомата, созданного компанией Kitan Club в коллаборации с мангакой Танакой Кацуки, изображали беззаботную офисную работницу с ничего не выражающим лицом по имени Футико (фути означает «край») в ретро-униформе, которая могла сидеть или балансировать на краю чашки, стола или какой угодно другой поверхности. Этот концепт вызвал неожиданный интерес: с момента появления Футико в стране было продано более 20 миллионов её фигурок в разных вариациях. Футико не только задала новый тренд сидящих и висящих игрушек, но и сумела покорить взрослую аудиторию. Теперь уже гачапоны не воспринимались как развлечение только для детей и подростков, и стало появляться всё больше капсульных игрушек (и, строго говоря, не только игрушек), ориентированных на взрослых покупателей. В настоящее время основными пользователями гачапонов являются не дети и даже не мужчины-отаку, а молодые женщины – они составляют до 60% аудитории гача-автоматов.

Успех Футико также привлёк на рынок множество небольших компаний, которым предстояло тягаться с гигантами вроде Bandai и Takara Tomy Arts, и повысило конкуренцию в индустрии. За последние 10 лет рынок гача-игрушек вырос примерно вдвое, а количество гача-автоматов по всей Японии дошло примерно до 600 000 штук.

Что можно найти внутри гачапона?

Призы из современных гачапонов стоят в среднем от 100 до 500 иен, и качество их, несомненно, возросло со времён первых гача-автоматов.

Сегодняшние гачапоны поражают воображение широтой выбора. Призы из гачапона, по сути, должны соответствовать всего двум правилам: во-первых, быть миниатюрными, во-вторых, быть милыми и/или забавными. Под эти критерии попадает слишком много всего, поэтому в гачапонах действительно можно найти почти что угодно.

Многие гачапоны ориентируются на любителей аниме, манги и игр. В таких автоматах бывают миниатюрные фигурки, значки, карточки, брелки, словом, почти любые небольшие предметы, на которые можно прикрепить изображение популярного персонажа. Но это далеко не всё!

Миниатюрные мебель, устройства, еда и животные – некоторые гача-игрушки поражают не только неординарностью своей задумки, но и детализированностью. Некоторые миниатюры даже работают так же, как и их полномасштабные версии: например, в гачапонах можно найти крошечный кулер, который сможет выдавить каплю воды, или измельчитель для льда, способный сделать самую маленькую на свете порцию колотого льда для какигори. Гиперреалистичность становится фишкой отдельных производителей, из фигурок которых можно собрать целый миниатюрный школьный класс или офис. Разумеется, сначала придётся потратить определённую сумму на то, чтобы собрать весь комплект.

Распаковка миниатюрной упаковки самой известной японской лапши быстрого приготовления

Популярность

Успех конкретной серии игрушек зависит от целого ряда факторов.

Большинство игрушек из гачапонов, по сути, бесполезны. Поэтому новизна продукта – это ключевой показатель, который становится особенно важен в постоянной конкуренции между разными производителями. Создание гача-игрушек можно сравнить с самой их покупкой: никогда не знаешь, что в итоге получится и выстрелит ли товар. Чтобы удержать внимание покупателей и остаться на плаву, компании, производящие гачапоны, каждый месяц выпускают до десятка новых игрушек, соревнуясь с другими в оригинальности и нестандартности своих призов. Яманиси Ёсиаки, чья компания гачапонов Toys Cabin базируется в Сидзуоке, считает, что успех гачапонов на самом деле состоит не в том, хорошо продаётся товар или нет. Представители индустрии хотят, чтобы «люди спрашивали себя: “Кто вообще покупает такое?”». Из этого вопроса и рождается популярность многих гача-игрушек, подчас довольно абсурдных и иногда даже непристойных.

Пример странного концепта, оказавшегося очень популярным – кольца-онигири. В названии как раз обыграно соединение слов おにぎり «онигири» и リング кольцо «кольцо»)

А как насчёт хлеба на ножках?
Или человека-гёдза из Dorohedoro?

Другая причина успеха отдельных гачапонов состоит в том, что для некоторых покупателей они являются своеобразным мостом в детство: миниатюрные фигурки персонажей из аниме и манги, таких как Pokemon, Gundam или Sailor Moon, вызывают ностальгию по детству, из-за чего пройти мимо такого автомата становится особенно сложно.

Время от времени в автоматах появляются и лимитированные призы, что добавляет к дешевизне и увлекательности гачапонов ещё один плюс – уникальность.

Значительную роль в успехе также играет шумиха в социальных сетях вокруг нового продукта. На самом деле соцсети и популярность гача-игрушек шли рука об руку почти всё время: начиная с первых японских блогов 90-х и 2000-х, в которых увлечённые люди делились друг с другом своими находками из гача-автоматов, заканчивая современными профилями в Instagram и Twitter, целиком посвящёнными гача-игрушкам. Уже упомянутая Футико своей известностью тоже обязана соцсетям: она идеально подходила для фотографий, и именно через них распространялась её популярность.

Другая причина успеха отдельных гачапонов состоит в том, что для некоторых покупателей они являются своеобразным мостом в детство: миниатюрные фигурки персонажей из аниме и манги, таких как Pokemon, Gundam или Sailor Moon, вызывают ностальгию по детству, из-за чего пройти мимо такого автомата становится особенно сложно.

Кроме того, сейчас заметную часть аудитории гачапонов составляют туристы, ведь за небольшую цену гачапоны предлагают товары довольно высокого качества, которые не стыдно привезти в качестве сувенира домой.

В конце концов, гача-автоматы, выстраивающиеся длинными рядами в аркадных зонах и торговых центрах, уже стали одной из визитных карточек Японии. Пусть гачапоны, строго говоря, и не являются уникальным японским изобретением, мало где этот концепт так прижился и развился. Поэтому сам по себе приз из гачапона можно рассматривать как явление японской популярной культуры.

 

Источники:

ガチャガチャおじさん奮闘記

昭和44年に発行のガチャガチャ教本!ガチャガチャビジネスの神髄に触れる

A Tiny Gas Meter? The More Mundane the Better for Japan’s Capsule Toys.

Gachapon: Tracing the evolution of Japan’s colorful toy capsules

Gacha-Gacha: A Half-Century of Mystery Goodies from Japan’s Capsule Toys

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту