Якудза: откуда пришли и докуда дошли

Якудза – так называется организованная преступность в Японии. Сегодня она затрагивает все сферы жизни населения: начиная с коммерческой и заканчивая политической. Но как же появились первые якудза и где начинается их история?

Слово «якудза» происходит от названия одной из худших комбинаций в японской карточной игре «ханафуда» 花札 (буквально «цветочные карты»). Речь о комбинации 8-9-3 – читается как я-ку-дза.

Карты для ханафуды

По правилам ханафуды игрокам раздают по три карты с цифрами, которые нужно сложить, последнее число в сумме этих цифр – это число баллов, заработанных в партии. Выходит, что, когда выпадает комбинация 8-9-3, где общая сумма равна двадцати, из-за тройки в конце игрок зарабатывает ноль.

Таким образом якудза – это те, кто ведёт жизнь с нулём в кармане, пропащие люди.

Есть множество предположений, почему якудза начали называть так, а не как-то иначе, однако ни одно из них не подтверждено.

Якудза: начало

История якудзы берёт начало в период Эдо, при сёгунате Токугава (1603–1868 гг.).

После того, как междоусобные войны подошли к концу, а Токугава Иэясу взял бразды правления в свои руки, в Японии наступил мир: многочисленные войска самураев оказались без надобности. В те времена многие самураи пополнили ряды ронинов – деклассированных воинов, бродящих по стране как неприкаянные. Чтобы выжить и прокормить себя, многие из них опускались до грязных заработков: занимались разбоем, грабежами, незаконными азартными играми. Часто они объединялись в банды, которые назывались тэкия – уличные торговцы – и бакуто – картёжники. Кстати, именно в среде бакуто и зародился знаменитый ритуал отрезания фаланги мизинца.

Обычно в эти группировки вступали люди, не имевшие ни семьи, ни достойной работы, таким образом они стали неким пристанищем для незащищённых слоёв населения.

Постепенно банды эволюционировали и начинали образовывать семьи с чёткой иерархией: это и есть система «отец-сын», присущая якудза.

Кадр из фильма «Бродяги» Итикавы Кона. Фильм как раз повествует о таких вот бродячих разбойниках.

Однако помимо того, чтобы грабить и разорять, преступные группировки также и помогали: многие нанимали банды для защиты от других разбойников – этим предшественники якудза сильно подняли свой статус. А в середине XIX века преступные группировки и вовсе захватили контроль над строительными работами и рынком наёмного труда, из-за чего они возвысились в глазах населения ещё больше. Банды расширяли свои сети в разных регионах, зарабатывая авторитет у местных как надёжные кредиторы, блюстители порядка и защитники бедных. Правительство с подобными бандами бороться не спешило: не объявляло их преступными, лишь периодически пресекало некоторые беспорядки, если таковые возникали.

В период Мэйдзи (1868–1912 гг.) якудза даже начали занимать официальные должности в администрациях префектур. Часто их выбирали сами люди в качестве представителей.

Вот, например, Ёсида Исокити – якудза, который сделал себе успешную карьеру в палате представителей

«Родственные» отношения в якудза

В группировках якудза большую роль играет система отношений оябун-кобун, то есть «отец-сын». Восходит она к стандартной для феодальной Японии иерархии, царящей в патриархальных семьях. У босса и рядового члена банды отношения строятся почти по такому ж принципу, как и между учителем и учеником, князем и вассалом. Кобун должен был всецело доверять своему оябуну, быть верным ему и исполнять перед ним свой моральный долг. Для кобуна считается за честь помогать своему оябуну во всём, вплоть до того, чтобы принимать наказание за преступление, совершённое оябуном.

Отношения оябун-кобун якудза закрепляют особым ритуалом распития сакэ. Участники церемонии собираются перед синтоистским святилищем и обмениваются чашами с сакэ, причём количество налитого алкоголя зависело от статуса каждого участника: если ритуал, к примеру, проводится между боссами двух банд, заключающих соглашение, то количество сакэ в их чашах должно быть равно, а вот в случае, когда ритуал проводится между «сыном» и «отцом», второму наливают больше – тем самым отражается неравенство их статусов.

Также в группировках есть и женщины – жёны-якудза. Их статус зависит от положения мужей, однако, несмотря на это, они считаются полноценными членами банды. К примеру, жена оябуна играет жизненно важную роль в группировке: она присматривает за новичками, даёт советы оябуну и другим членам банды, а в случае смерти или ареста мужа, занимает его место и руководит.

Нанесение татуировок

Поскольку в Японии клеймили преступников, у многих якудза на тела были нанесены татуировки. В какой-то момент у членов группировок стало принято как-то дополнять эти татуировки более сложными рисунками. Позже нанесение татуировок вошло у банд в традицию: татуировки стали наноситься за особые достижения, они стали обозначать какое-то значимое событие в жизни члена группировки, становились более символическими, участники кланов якудза овладевали «языком татуировок».

Для своих татуировок якудза часто использовали традиционные образы, такие как карп, дракон, сакура, лев, Кинтаро – «золотой мальчик», воспитанный горной ведьмой, из японских легенд. И конечно же, всё имеет своё значение. Лев, к примеру, символизирует верного стража, карп – это сила, храбрость и целеустремлённость, Кинтаро же обычно удостаивались те, кто занимался единоборствами.

Якудза после войны

Уже к началу ХХ века организованная преступность глубоко укоренилась во многих сферах общества, однако настоящего расцвета она достигла после Второй мировой войны (1939–1945 гг.).

Война ослабила Японию, и народ был уязвлён: страна находилась под американской оккупацией, настроения подавленности царили в обществе, экономика была развалена, политика тоже переживала кризис, к тому же людям не на что было есть – страну обуяла повсеместная безработица. Разрастался чёрный рынок, процветали грабежи, разбои и вымогательства, увеличилась преступность среди несовершеннолетних. Якудза, видя разложение моральных норм, обратила свой взор на демобилизованных молодых мужчин и вернувшихся на родину пленных – в послевоенное время численность банд росла в геометрической прогрессии. Если обычно в довоенных группировках якудза насчитывался один оябун и максимум 50 кобунов, то после войны группировки состояли из целых сотен, а то и тысяч членов. Количество рангов также стало увеличиваться: появлялись различные младшие руководители, вспомогательные младшие руководители и прочие новые вариации боссов.

В 1950-е экономика Японии наконец-то стала преодолевать кризис и постепенно восстанавливаться, жизнь приходила в норму, однако якудза всё ещё продолжала продажу наркотиков на чёрном рынке. А и после того, как в 1956 году проституцию объявили вне закона, якудза захватила и этот рынок. В преступном мире о каком-либо упадке и речи не шло!

В 1990-х число группировок якудза уменьшалось, но это ещё не значило, что они стали терять своё влияние: с каждым годом якудза всё плотнее укоренялась в системе транснациональной преступности, развивала сотрудничество с партнёрами из-за рубежа; так сказать, шла в ногу со временем.

А сегодня?

А сегодня в Японии насчитывают около 24 преступных группировок, крупнейшими из них являются Ямагути-Гуми, Инэгава-Кай, Сумиёси-Кай, Кудо-Кай и Кёкурю-Кай. В современных реалиях якудза принципиально не занимается уличной преступностью: грабежи, кражи, мелкое насилие считаются недостойным занятием. В основном она, как и во многих странах, промышляет торговлей наркотиками, оружием, нелегальным ввозом в страну иностранной рабочей силы, проституцией, торгами на бирже – сфера деятельности якудза широка и необъятна! Однако помимо нелегальных сфер она также занимается и законным бизнесом.

Это Накамото-сан, который покинул якудзу и открыл свою удонную

Несмотря ни на что, якудза имеет «легальный» статус, а потому считается, что власть держит её под контролем, не позволяя особо бесчинствовать. Многих участников группировок общественность даже знает в лицо – они были вполне себе медийными личностями. К примеру, бывший главарь банды Ямагути-Гуми Таока Кадзуо заключал со многими японскими звёздами контракты и помогал им пробиться к славе. Среди них была и Мисора Хибари, певица и киноактриса. Она благодарила Ямагути-Гуми за «крышу», которую ей предоставил, восхваляла образ жизни якудза и даже спела на его прощальной церемонии в 1981 году.

В светлом пальто – Таока Кадзуо

Якудза всеми силами пытаются поддерживать свою репутацию среди обычных японцев. Так в 2018 году члены Ямагути-Гуми вышли на улицы в Хэллоуин и принялись раздавать детям конфеты. Более того, якудза довольно часто помогают людям в сложных ситуациях. Так, например, в 2011 году во время Великого землетрясения Восточной Японии якудза, отменив все запланированные мероприятия, помогали людям с эвакуацией, отправляли им предметы первой необходимости. Также в феврале 2020 года, когда в Японии из-за коронавируса была нехватка туалетной бумаги, салфеток и масок, якудза стали бесплатно поставлять маски в детские сады и аптеки.

На самом деле сегодня якудза затрагивает многие сферы жизни общества: начиная со СМИ и политики, заканчивая культурой и бытом. Цель же её деятельности заключается в получении максимальной прибыли. Так что можно сказать, что якудза почти сравнялась с обычными бизнесменами. Также они часто становятся героями фильмов, сериалов, аниме и манги. К примеру, манга «Путь домохозяина» повествует о жизни отставного якудзы, дорама «Жёны якудза» рассказывает о преступном мире Японии, аниме «Праздник кукол» показывает героя-якудзу.

Превью дорамы, снятой но манге «Путь домохозяина»
Саша Ерёмина
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту