При упоминании японской культуры одним из первых на ум приходит образ самураев. Элементом экипировки японских воинов были особые маски, которые можно встретить в любых медиа, как-либо посвящённых этому сословию. Разбираемся в истории развития и видах этого средства защиты!
Самурайский доспех в широком смысле принято делить на две категории: ёрой (яп. 鎧 или 甲 ёрой «броня») и кабуто (яп. 兜 кабуто «шлем»).
Дополнительной частью шлема как раз и являются особые маски, которые имеют несколько общих названий: 頬鎧 хо:ёрой «броня для щёк», 面頬 мэмпоо «нащёчная маска» или 面具 омотэгу «доспех-маска». Они, в свою очередь, подразделяются на несколько разновидностей, но обо всём по порядку.
Самые ранние свидетельства об использовании особых доспехов, которые прикрывали лицо воинов, относятся к середине периода Хэйан (794–1185 гг.). Тогда в Японии появился первый вид масок – 半首 хацубури, он представлял собой защитный элемент в виде дуги, которая закрывала область щёк и лба.
Предполагается, что изготавливали их, как правило, из железа, а также некоторые из них покрывались кожей и чёрным лаком. Почему предполагается? Всё дело в том, что ни одного оригинального образца хацубури, который бы происходил из времён их активного использования, не было обнаружено. Все экспонаты подобных масок были воссозданы уже сильно позже, в мирный период Эдо (1603–1868 гг.) и позже. За основу для этих работ брали, например, эмаки (свитки с изображениями) с описанием сражений или отдельные книги.
Основная функция хацубури, конечно, была утилитарная – защита большей части лица от стрел и ударов противника. Есть мнение, что зачастую их носили конные воины, которые надевали маски под шлем. Вполне вероятно, что встретить их можно было и у пехотинцев, для которых это была единственная защита головы.
От хацубури произошла 額当 хитай-атэ «накладка на лоб» – металлическая пластина, которая крепилась к голове с помощью верёвок или повязки. Подобный элемент защиты можно увидеть на многих персонажах аниме «Наруто».
К периоду Муромати (1336–1573 гг.) хацубури устарели, и им на смену пришла новая разновидность защитных масок – 半頬 хампоо (также встречается название 頬当 хооатэ), которая, в отличие от своего «предка», оголяла лоб, но при этом прикрывала нижнюю часть лица, включая подбородок. В области щёк на подобных масках часто можно встретить крючки, которые использовали для дополнительного крепления к шлему.
Чуть позже к нижней части маски стали прикреплять крайне важный элемент, 垂 тарэ букв. «свисающая часть», благодаря которой появилась полноценная защита шеи. Это нововведение, очевидно, заметно повысило эффективность хампо, и уже вскоре тарэ стала обязательным элементом защитных масок.
Кроме того, у всех масок, закрывающих нижнюю часть лица, присутствовали специальные отверстия 汗流し асэ-нагаси, благодаря которым внутри экипировки не скапливался пот.
В зависимости от формы хампо делят на три вида:
- 猿頬 сару-боо «Щёки обезьяны»
Получили своё название из-за того, что прикрывают участки лица, которые у обезьян закрыты шерстью. По этой причине человек в такой маске отдалённо похож на, например, японских макак (хотя упомянутые ранее хацубури, казалось бы, подходят под это описание больше).
- 燕頬 цубакуро-боо «Щеки-ласточки»
Названы так из-за того, что по форме напоминают хвост ласточек.
- 加賀頬 кага-боо «Щёки из Кага» (название исторической провинции)
С этой разновидностью хампо всё немного сложнее. На тематических сайтах этот вид описывают как маски, прикрывающие лишь подбородок, а также приводят дополнительное название – 顎当 аго-атэ «накладка на подбородок». Несмотря на это, изображений подобной защиты в японском интернете найти не удалось. Единственные примеры хампо из Кага скорее похожи на упомянутые выше «щёки обезьяны».
Наиболее близкая к описанию Кага-бо маска выглядит так:
Следующая этап эволюции защитных масок произошла ближе к концу периода Муромати (1336 – 1573 гг.), когда распространился, пожалуй, самый знаменитый тип самурайских масок – 目の下頬 мэ-но сита хо: «маска до глаз». От предыдущих вариаций он отличается тем, что защищает всю нижнюю часть лица, вплоть до глаз.
Интересный факт: именно эти маски (и, конечно, самурайским шлемам) вдохновили авторов «Звёздных войн» при создании шлема Дарта Вейдера.
Большая площадь маски в том числе значительно расширила пространство для самовыражения. Любой самурай (при наличии средств) мог украсить такую маску самыми разными элементами: прикрепить усы или бородку, изобразить любое выражение лица, добавить мельчайшие детали вроде морщинок и так далее. И этой возможностью активно пользовались: встречаются маски с устрашающим лицом, улыбками, зубами, птичьими клювами вместо носа, лицом мифического существа тэнгу, лицом старика или прекрасной девушки… Список можно продолжать и дальше.
Поскольку маска всё-таки предназначалась в первую очередь для боя, чаще всего воины старались напугать своих противников. Для создания зловещего эффекта мастера добавляли больше складок и открывали «рот» шире. Такие маски называют 烈勢面 рэссэй-мэн досл. «маска сильной жестокости/агрессии».
Помимо потенциального устрашения врага, такой вырез также позволял громче кричать и свободнее дышать, что наверняка было важным в бою.
Наконец, последний тип масок, а также самый массивный по размерам. Устоявшегося названия у него нет, поэтому в интернете можно наткнуться на разные наименования, к примеру 総面 со:мэн «полная маска» (название, придуманное в XX веке) или 鉄面 канамэн «железный доспех-маска». Как следует из названия, подобные доспехи полностью покрывали лицо воина. Смотря на такие маски, невольно задаёшься вопросом: «Разве можно сражаться в такой?»
Конечно, это было бы довольно проблематично по нескольким причинам. Первая – вес. Самурайские шлемы в среднем весили в районе 3 кг, а отдельные образцы могли доходить и до 5 кг. Если даже «подглазная» маска добавляла дополнительные ~0.4 кг нагрузки, то можно предположить, что полная защита лица была бы ещё тяжелее. Для сравнения, современный шлем весит в районе 1–1.2 кг и даже так доставляет серьёзный дискомфорт солдатам. Вторая причина – ограничение поля зрения воина. В условиях сражения, когда всегда нужно понимать обстановку вокруг, подобная экипировка могла бы стоить жизни самураю. И, опять же, вспомним о весе – в полной маске пришлось бы гораздо чаще крутить всей головой, что было бы крайне неудобно.
Однако это всё совершенно неважно, ведь сомэн – это детище мирного времени, начавшегося с периода Эдо. Даже после окончания междоусобиц японские мастера продолжали изготавливать как оружие, так и доспехи, однако фокус сместился с практичности на внешний вид. Поэтому полные маски стоит воспринимать скорее как произведения декоративного искусства, которые должны были уже не устрашать, а, наоборот, впечатлять смотрящего на них.
В наше время до сих пор существуют различные мастерские, специализирующиеся на изготовлении японских доспехов и масок в том числе. Как правило, их делают для съёмок исторического кино и реконструкций. Однако можно встретить и, скажем так, более современный вид защиты – на японских маркетплейсах продаются специальные чехлы для медицинских масок, с которыми вас побоится любая болезнь.











