С момента своего появления в 1970-х годах фастфуд стал настолько популярным среди японцев, что появились даже традиции, которые с ним связаны. Конечно, не остался без внимания и гигант этой индустрии – Макдоналдс. В этой статье подробнее расскажем о человеке, который завёз «мак» в Японию.
До успеха
Фудзита Дэн родился в крупнейшем городе Кансая, Осаке, в 1926 году. Он рос в достаточно обеспеченной семье и даже знал иностранный язык – его отец, работавший в британской фирме инженером-электриком, обучил его английскому. Мать его была христианкой, чему он отчасти обязан своим именем: иероглиф 田 дэн, которым записывается имя Фудзиты, можно разбить на элементы 口 «рот» и 十, который помимо «числа десять» может означать и «крест», как в 十字架 дзю:дзика «христианский крест».
С началом войны отец стал критиковать властей и «божественное происхождение» японского императора, из-за чего за ним следила военная полиция. Даже под давлением он не просто не отказался от своих убеждений, но и учил сына всегда высказывать собственное мнение. Это, конечно, повлияло на Фудзиту Дэна, который позже стал знаменит своими откровенными высказываниями.
Война забрала у будущего бизнесмена многое: в результате американских бомбардировок погибло несколько членов его семьи, отец в том числе его отец, а треть родного города вместе с его домом была уничтожена.
Позже, уже после окончания Второй мировой войны, мать Фудзиты смогла построить церковь для своей христианской общины, и её усердие дало мальчику понять, что для человека с силой воли нет ничего невозможного.
Фудзита окончил престижную школу Мацуэ (префектура Симане), после чего поступил на юридический факультет Токийского университета. Правда, совсем скоро он начал работать далеко не по специальности – благодаря своим знаниям английского языка он смог устроиться переводчиком в Генеральный штаб управления оккупационными силами в Японии. В то время Фудзита часто общался с евреями, которые служили в американской армии, и считал их крайне талантливыми предпринимателями и специалистами в финансовых делах.
Во времена американской оккупации все товары в Японии населению выдавали нормировано, а импорт был строго регламентирован, что, конечно, рождало большой спрос на предметы роскоши. Заметив, что конкуренция в этом секторе была слабой, ещё до окончания университета Фудзита основал собственную фирму Fujita & Company, которая торговала импортными товарами, преимущественно женской одеждой и украшениями. Так, его компания какое-то время была единственным импортёром сумок Dior, а также крупнейшим их закупщиком. К 1960 году сравнительно небольшая фирма со штатом в 15 сотрудников достигла стоимости в 40 миллионов иен ($1,63 миллиона в современном эквиваленте).
От сумок к бургерам
В 1967 году Фудзита Дэн по работе посетил Соединённые Штаты, где впервые столкнулся с на тот момент уже популярным Макдоналдсом. Его сильно впечатлила чистота и скорость обслуживания клиентов в заведении, и когда Фудзита узнал о том, что компания хочет открыть свои рестораны в Японии, он сразу же захотел присоединиться к этому проекту. В итоге, несмотря на огромную конкуренцию и мизерные шансы на успех, компания Фудзиты получило согласие на партнёрство. Стивен Барнс, который на тот момент был директором McDonald’s International, объяснял своё решение тем, что Фудзита был самоотверженным и заинтересованным кандидатом, что сильно выделяло его среди других бизнесменов и магнатов, которые воспринимали расширение Макдоналдса лишь как возможность заработать.
Так, в мае 1971 года началась история Макдоналдса в Японии. Сразу же встал вопрос – а как открыть филиал кафе с совершенно незнакомой кухней так, чтобы привлечь японцев? В то время фастфуд только-только появлялся в стране, лишь годом ранее открылись отделения KFC и ешё нескольких иностранных сетей, так что проверенного пути не было. Первым делом, чтобы японцам было проще произносить названия и рассказывать друзьям о заведении, нужно было адаптировать названия: само кафе получило название マクドナルド макудонарудо, а маскота компании, клоуна, переименовали из Рональда Макдональда в Дональда Макдональда.
Помимо этого, у Фудзиты возникли разногласия с управляющими насчёт места, в котором открыть первый японский филиал Макдоналдса. Руководство настаивало на том, чтобы компания расширялась по американскому образцу, согласно которому кафе открывались в пригородах. Фудзита смог убедить всех, что лучшим выбором будет экономический центр Японии – столичный район Гиндза.
Сроки довольно сильно поджимали, и стройка началась всего за три дня до открытия: строителям пришлось работать практически без перерывов, но им удалось закончить работы всего за 39 часов. Дело было в том, что торговый центр, в котором им удалось приобрести выгодный участок, закрывался лишь на один день, и чтобы успеть к открытию, пришлось напрягать все возможные силы.
Успех не заставил себя долго ждать – у дверей «мака» стояли очереди, хотя из рекламы тогда были одни лишь листовки, и всего за месяц токийский филиал побил рекорд по дневным продажам среди всех заведений Макдоналдса. Уже вскоре новые кафе открыли сначала во всех районах Токио, а затем – по всей стране. Хотя «вскоре» здесь было бы преуменьшением, ведь ещё два филиала в столице открылись в течение следующих четырёх дней.
Локализация бренда не ограничилась одними лишь переименованиями. После успешного открытия заведений в Японии Фудзита начал работать над созданием нового меню, которое бы соединило всё ещё новое для японцев кулинарное явление, западный фастфуд, и японскую кухню. Так в обители котлет и картошки появились блюда из риса, бургеры с креветками, жареной курицей и терияки.
Противоречивая личность
Помните, мы говорили, что Фудзита общался с евреями и считал их талантливыми бизнесменами? Судя по всему, они настолько впечатлили его, что спустя много лет, в 1972 году, когда он написал автобиографическую книгу, он назвал её «Еврейский способ ведения бизнеса» (яп. ユダヤの商法 юдая-но сё:хо:). В ней были и противоречивые моменты, к примеру, следующие мысли: «Японцам следует отбросить свои застенчивость и сдержанность и научиться у евреев, как быть проницательными и беспринципными». Книга быстро стала бестселлером, за первый месяц было продано более 200 000 копий.
Позже Фудзита написал ещё несколько книг с провокационными названиями вроде «Глупцы теряют деньги» (яп. 頭の悪い奴は損をする атама-но варуй яцу ва сон-о суру) и так далее. Ему же принадлежат следующие слова:
«Бизнесмены из Осаки более умелые, чем токийцы, потому что тысячу лет назад в Осаке поселились евреи».
«Японцы такие низкорослые и желтокожие потому, что две тысячи лет питались только рыбой и рисом… Если мы будем есть гамбургеры из Макдоналдса и картошку в течение тысячи лет, мы станем выше, наша кожа станет белой, а волосы светлыми».
«В бизнесе единственная справедливость – это победа».
«Не существует ни чистых, ни грязных денег. В капиталистическом обществе приемлемы все способы заработать».
Подобные противоречивые мнения, которые Фудзита наверняка высказывал специально, привлекали всё больше внимания как к его личности, так и проектам.
Другие проекты
Помимо Макдоналдса Фудзита Дэн в том числе работал и над многими другими бизнес-проектами по всей Японии. Так, благодаря ему в стране появились филиалы сети проката фильмов Blockbuster, магазинов игрушек Toys “R” Us, а также он долгое время был одним из директоров японского IT-гиганта SoftBank.
С последним связана интересная история. Когда Фудзита уже расширял Макдоналдс в Японии, будущий основатель SoftBank, Сон Масаёси, был лишь 16-летним школьником. Масаёси часто звонил в офис обожаемого им Фудзиты, чтобы назначить встречу с ним, но секретари компании отказывали ему. Поскольку междугородние звонки стоили дорого, Сон решил прилететь в Токио и без предупреждения войти в офис Фудзиты. Он сказал Фудзите: «Вы можете продолжать работать и дальше, я просто хочу три минуты посмотреть на вас».
Как ни странно, Фудзита согласился. Когда Масаёси оказался в кабинете, он попросил совета, как ему следует строить свою карьеру и на какой специальности учиться. Фудзита ответил:
«Компьютеры! Не смотри на прошлое, смотри на индустрии будущего! Компьютерная индустрия – вот на чём стоит сосредоточиться».
Сон Масаёси действительно сосредоточился на технологической отрасли и в 1981 году основал компанию, изначальной целью которой было распространение торгового обеспечения. Оттуда и пошло название SoftBank, то есть «банк программ».
Смерть и наследие
Фудзита подал в отставку из японского Макдоналдса 23 марта 2003 года спустя 32 года работы там, а 24 апреля 2004 года скончался в возрасте 78 лет от болезни сердца.
После себя он оставил свою самую первую компанию, Fujita & Company, которая до сих пор существует и зарабатывает более 20 миллионов долларов ежегодно при штате в 29 человек. Сейчас компания всё ещё продаёт предметы роскоши, но помимо них она в том числе занимается продажей недвижимости и спортивного инвентаря.
Крупнейший успех Фудзиты, Макдоналдс, на данный момент является крупнейшей сетью фастфуд-ресторанов в Японии: на всю страну приходится около трёх тысяч филиалов, это третья страна в мире по количеству Макдоналдсов. Ну и что бы было с миром без многочисленных вирусных реклам.











