В массовой культуре якудза запомнились как люди, которые занимаются крышеванием бизнеса, распространением нелегальных веществ и выбиванием долгов; они обязательно имеют татуировки, которые скрывают красивыми костюмами. Однако были ли якудза такими всегда и почему они запомнились именно в таком образе?
Якудза на рубеже 1980–1990-х годов
Несмотря на то, что в Японии бандитские группировки появились ещё в период Камакура (1185–1333 гг.), настоящей мафией якудза стали только после Второй мировой войны. В тот период ключевыми для развития якудза стали несколько факторов: отсутствие официальных механизмов регулирования сделок, процветание чёрного рынка и возможность пополнения своих рядов за счёт вернувшихся с войны солдат. К тому же полиция была разоружена и дискредитирована, соответственно, была не в состоянии обеспечивать общественный порядок, а оккупационные американские власти не считали борьбу с преступным миром приоритетной задачей.
В течение нескольких десятилетий преступная деятельность процветала, однако к 1980-м группировки якудза столкнулись с большим количеством проблем. Основной стала нехватка молодых кадров: общество изменилось, и подрастающее поколение не хотело пополнять ряды группировок ради выживания. Например, одна группировка, базирующаяся в Хоккайдо, столкнулась с такой нехваткой людей, что была вынуждена дать объявление в журнал по трудоустройству о поиске студентов на неполный рабочий день.
Данную проблему якудза частично смогли решить закупкой большого количества оружия и объединением небольших банд в более крупные группировки, что позволило расширить своё влияние по всей стране. Якудза перестали существовать в качестве небольших банд, а стали серьёзной политической и экономической подпольной силой, искать поддержку среди обычных граждан не имело особого смысла.
Частью изначального этического кодекса якудза было стремление не причинять вреда простым людям, что отражалось во фразе 弱を助けて強をくじき дзяку-о тасукэтэ кё:-о кудзики «помоги слабому: сокруши сильного». Это проявлялось, например, в защите простых людей от эксплуатации со стороны богатых бизнесменов. Однако поскольку времена изменились, якудза смогли подстроиться под новые условия для процветания своего бизнеса. В этот период возросло количество преступлений, направленных, например, против предпринимателей из обычных граждан. Романтизированный кодекс якудза становился всё более страшным и бесчеловечным в сознании общества. Если раньше образ якудза ассоциировался скорее с неким Робином Гудом, который никогда не трогал простых граждан и следил за общим порядком, то теперь жизнь якудзы воспринималась как тяжёлая, грязная и опасная.
Общество и якудза
Правительство закрывало глаза на деятельность якудза, когда им это было выгодно: например, после восстановления страны после Второй мировой войны полиция не могла полностью контролировать все аспекты преступной жизни, проще было наладить связи с руководством якудза, нежели чем самим разбираться в запутанных преступных связях. Однако 1980-х нужда в использовании бандитских группировок отпала, было необходимо принимать меры для ограничения деятельности якудза. До этого уже было принято несколько законов по ограничению деятельности преступных группировок, но крупные банды смогли частично легализовать свой «бизнес»: эта система состояла из выплат от подзаконных членов банды, технически боссы получали основной доход без непосредственного участия в преступной деятельности. Это сделало проблему с бандами ещё острее, ведь теперь настоящее влияние якудза на жизнь общества стало сложнее отследить.
Когда деятельность якудза стала угрожать жизни простых граждан, вопрос о прекращении их деятельности заключался не в том, насколько якудза мешают, а в том, насколько они являются «социальным злом», с которым необходимо бороться. Полиция не могла справиться с возрастающими силами преступных группировок, поэтому в 1991 году приняли «Закон о предотвращении неоправданных действий организованных преступных групп». Вопрос о прекращении деятельности якудза стал общенациональным. В этот момент люди, которые раньше боялись заявлять о своих переживаниях и страхах, стали обсуждать это социальное явление.
И именно эти якудза остались в сознании многих японцев: в СМИ открыто стали публиковать заявления о преступной деятельности, а сам образ якудза, до этого скрытый за страхом, начал появляться в массовой культуре намного чаще. Люди, которые были ответственны за появление якудза в аниме, кино или манге, были далеки от происходящего в реальной преступной жизни. Многие из них романтизировали ту далёкую бандитскую жизнь якудза, какой она была, грубо говоря, в 1950–1960 годах. Поэтому и возникает такой противоречивый образ: якудза живут в грязном и опасном мире преступности, но многие из них, в принципе, хорошие люди, готовые помочь обычным гражданам. Современный образ якудза, сложившийся в массовой культуре, на самом деле далек от своего прототипа, так как он, как и многое другое в индустрии развлечений, сильно романтизирован.
Яркие образы якудза в массовой культуре
Аниме, манга и сериал «Гокусэн» (ごくせん), 2000 год
«Гокусэн» обычно называют женским пастишем на популярные аниме и мангу «Крутой учитель Онидзука». Главная героиня, Ямагути Кумико, которая является наследницей одного из главных кланов якудза в Токио, решает стать учителем. Кумико берут на работу в школу-интернат для мальчиков, где ей предстоит выстроить отношения с трудными учениками. В этой истории якудза предстаёт как наставница, помогая ученикам находить справедливость в разных ситуациях.
Фильмы Китано Такэси
«Сонатина» (ソナチネ), 1993 год
В «Сонатине» главный герой – опытный токийский якудза, которого боссы японской мафии посылают урегулировать кровавый конфликт между местными бандитскими кланами. Несмотря на большое количество жесткости, фильм повествует о дружбе и долге в преступной среде. Герою присуща характерная для якудза жесткость, но при этом рыцарскими качествами он не обделен.
«Брат якудзы» (BROTHER), 2000 год
Это кино рассказывает историю якудза, который отправляется в США на поиски своего младшего брата. В новой стране главный герой встречается с таким же жестоким преступным миром, поэтому у него остаётся только два варианта: победить в войне между преступными группировками или умереть. Беспрекословная преданность главе клана для якудза в этом фильме ценнее, чем собственная жизнь.
«Беспредел» (アウトレイジ), 2010 год
В отличие от предыдущей картины Китано Такэси, здесь якудза предстают как коррумпированное и прогнивающее сообщество, где кодекс чести отошёл в прошлое, и теперь место движущей силы в преступной иерархии занимают только деньги. Главный герой наблюдает за разрушением романтического мифа о якудза и разрастающейся коррупцией.
«Убить Билла», 2003–2004 годы
В первом фильме некоторые основные события связаны с якудза. Персонажем, который главным образом показывает зрителю криминальный мир Японии, является О-Рен – глава преступного Токио. В детстве её родителей жестоко убили якудза. Важная особенность этого персонажа как якудза, которая часто находит отражение в массовой культуре, – жажда мести. История становления О-Рен основана на мести за её убитых родителей.
«Путь домохозяина» (極主夫道), 2018 год
«Путь домохозяина» – манга, которая рассказывает о бывшем боссе якудза, который ушёл из преступного мира, чтобы стать домохозяином. Тацу, главный герой, известен по прозвищу «Бессмертный дракон». Он занимается повседневными делами: убирается, стирает, ходит в магазин, но из-за сурового внешнего вида и необычного способа ведения дел вечно попадает в комичные ситуации. Он изображён как суровый и жёсткий бандит, однако внутри он добрый и душевный человек.
Серия игр Yakuza (龍が如く), 2006-2018 годы
Практически во всех частях данной серии игр одним из центральных персонажей является Кадзума Кирю. В целом, несмотря на то, что ему присущи жестокость и желание решить проблемы насильственным способом, у героя есть и положительные черты – верность, справедливость. В одном из интервью реальный якудза отозвался о персонаже таким образом: «Кирю – такой, какими якудза были раньше. Мы следили за чистотой улиц. Мы нравились людям. Мы не беспокоили простых граждан. Мы уважали своих боссов. Теперь такие парни существуют только в видеоиграх».
Из всех представленных произведений массовой культуры можно сделать вывод о том, что образ сложился достаточно противоречивый. Казалось бы: общественность проявила интерес к якудза, когда они были не в лучшей форме в 1980-х годах. Тогда от былого величия мафии с их кодексом правил и защитой простых граждан мало что осталось. Однако это не помешало образу якудза с чувством справедливости и долга закрепиться в массовой культуре, полюбившись многим за свою неоднозначность.
Источники:
Peter B. E. Hill «The Japanese Mafia: Yakuza, Law, and the State»











