Накано Сан Плаза: не просто здание, но архитектурная и музыкальная веха

Последние полвека всё, что происходило в токийском районе Накано, происходило в тени «Токийской пирамиды», также известной как Накано Сан Плаза. С момента открытия в 1973 году превосходная геометрия и дружелюбная, но функциональная планировка треугольного здания Накано Сан Плазы не просто обеспечивала всему району запоминающийся образ, но также привносила в него архитектурную пикантность эпохи Сёва (1926—1989 годы), которая помогла поднять имидж Накано.

Стремительно развивающаяся столица

В 1967 году в Токио, переживающий подъём после Олимпийских игр, съезжались рабочие со всех уголков Японии, стремясь внести свою лепту в экономическое чудо и воспользоваться его плодами. Тогда министерство труда приступило к разработке плана создания Национального центра рабочей молодёжи. Намереваясь создать социальное учреждение, которое позволило бы дать ориентиры молодым людям, находившимся посреди промышленного и культурного хаоса незнакомой и быстро растущей столицы, министерство обратилось к строительному гиганту Nikken Sekkei, создавшему Токийскую телебашню. После возведения Накано Сан Плазы в ней были открыты консультационный центр по вопросом трудоустройства молодёжи, общественная библиотека и концертный зал, ставший легендарным. 

В руках менее умелого архитектора здание, возвышающееся на 21 этаж и 92 метра над красочной и оживлённой, но относительно малоэтажной улицей Накано-дори, могло бы получиться пугающим или угнетающим. Однако Хаяси Сёдзи, чьё другое творение, также ставшее достопримечательностью Токио, Центр мечты Сан-Ай в Гиндзе было снесено в этом году, знал толк в стильном воплощении простой идеи и наделил Накано Сан Плаза «демократичной монументальностью», сделав из этого здания настоящую точку притяжения.

Строительство Накано Сан Плазы, 1972 год

Звёздная музыка в стенах Сан Плазы

Помимо роли мгновенно узнаваемой детали пейзажа Накано, Накано Сан Плаза получила высокий статус в культурной жизни столицы. Этот статус прочно закрепился в общественном сознании благодаря выдающемуся успеху полуподземного концертного зала Накано Сан Плазы на 2222 места, который на протяжении нескольких десятилетий собирал в себе всех любителей музыки. Грамотно просчитанная политика бронирования, нацеленная на звёзд, достигла невероятных результатов и обеспечила то, что с самого начала своего существования зал соперничал с более крупными и авторитетными площадками как по значимости, так и по кассовости.

В списке выступающих в концертном зале Накано Сан Плазы с поразительной частотой оказывались имена живых легенд и пионеров современной поп-музыки, которые играли в головокружительно разнообразных жанрах: от фанка и соула Джеймса Брауна, Барри Уайта и Рэя Чарльза до пост-панка Talking Heads и Public Image Ltd. Сан Плаза начертила району Накано выдающуюся «музыкальную карту», где могли соседствовать Black Sabbath и Марлен Дитрих. А всего в двух шагах находилось неограниченное количество дешёвых баров.

Public Image Ltd на сцене Накано Сан Плаза в июле 1983 года
Выступление J-pop группы FRUITS ZIPPER в рамках музыкального фестиваля «Прощай, Накано Сан Плаза» (26 июня 2023 года)

Судьба «Токийской пирамиды»

Летом 2023 года, когда мир сотрясается от жары, вызванной приближающимся климатическим кризисом, а население Японии сокращается, Токио переживает необъяснимый строительный бум. В то время как объекты культурного значения XX века сносят, а их место занимают однотипные офисные здания, обращения граждан, обеспокоенных экологической ситуацией в крупнейшем мегаполисе мира, упорно игнорируются, как это уже было во время протестов против проведения в Токио Олимпийских игр в 2020 году. 

Несмотря на возмущение общественности, радикальная перестройка любимого горожанами Внешнего Сад Храма Мэйдзи почти наверняка продолжится. Планы застройки этого района, с 1926 года являющегося «живописной зоной», предусматривают возведение небоскрёба высотой около 200 метров и вырубку почти 1000 деревьев. Если учитывать, что Токио и без того может похвастаться одним из самых низких уровней озеленения в мире, такие планы не могут не вызывать по меньшей мере непонимание. 

В 2022 году Капсульная башня «Накагин» архитектора Курокавы Кисё, которая считалась неповторимым и всемирно признанным архитектурным шедевром японского движения метаболистов, была снесена после десятилетий заброшенности. Долгая и ожесточённая  общественная кампания по сохранению этого здания для будущих поколений не имела никакого результата, и это некогда футуристическое здание, служившее напоминанием об уникальном видении и изобретательности японских архитекторов, было отправлено на постоянно растущую свалку культурного наследия XX века.

К сожалению, амбициозные и дорогостоящие планы развития города ведут к тому, что до сих пор безмятежно ветхие улицы Накано, нравится им это или нет, будут вынуждены принять свою дозу сверкающей стали, стекла и бетона. Накано Сан Плаза, какой мы её знаем, скоро уйдёт в прошлое, и её место займёт новая 262-метровая башня, которая станет одной из самых высоких в Токио.

Проект обновлённого здания Накано Сан Плаза, который планируют завершить в 2028 году

Хотя в обновлённом здании также собираются открыть концертный зал, даже больше прежнего, позволит ли это не потерять значимость, которую «Токийская пирамида» добивалась долгие годы, покажет только время. Одно можно сказать точно: Накано Сан Плаза уже оставила яркий след в истории города, который не потускнеет, несмотря ни на какие изменения в будущем.

 

Источник: A Casualty of Capitalism: Nakano Sun Plaza

Егор Задорожный
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту