GHOSTCLUB: японский виртуальный ночной клуб

Что всплывает у вас в воображении, когда вы думаете о ‎ночных клубах? Наверняка образ самого типичного из них обязательно включает в себя толпу подвыпивших людей, танцующих под громкую, бодрую музыку, не так ли? Такой образ отлично описывает, пожалуй, большинство ночных клубов в реальном мире, но едва ли описывает те из них, что существуют в пространстве виртуальном… В этой статье мы окунёмся в атмосферу уникального японского виртуального «клуба-призрака» – GHOSTCLUB!

Нет ничего удивительного, если вы о них не слышали. Виртуальные клубы – это новое явление, которое завоевало относительную популярность в мире только в годы пандемии коронавируса. Однако некоторые виртуальные клубы существовали и до пандемии, и одним из таких клубов как раз и является японский виртуальный клуб GHOSTCLUB, или ゴーストクラブ го:суто курабу «клуб-призрак».

GHOSTCLUB образца 2020 года. Можно заметить другое лого и более простые интерьеры.

Виртуальные клубы представляют собой виртуальные пространства, имитирующие реальные клубы по своему назначению, но в то же время полностью использующие все возможности цифровых пространств. К примеру, множество виртуальных клубов используют интересные интерактивные виртуальные миры вместо обычных интерьеров, присущих реальным клубам. И GHOSTCLUB в этом плане – не исключение. Но об этом далее.  

GHOSTCLUB был создан в 2018 году японским диджеем под псевдонимом 0b4k3. Именно «создан», поскольку сам клуб представляет собой так называемый «‎мир» для VRChat – платформы для создания виртуальных миров (далее будем называть её VRC для краткости, а сам клуб – GC, именно так сокращают название клуба на его сервере на платформе Discord). 

Виртуальный аватар 0b4k3

Сама идея создания клуба пришла к 0b4k3 от японского электронного дуэта DJ SHARPNEL. В 2017 году они уже имели опыт диджеинга в виртуальной реальности, а среди их фанатов уже обсуждались идеи о создании клуба в виртуальном пространстве на базе платформы VRC. Это совпало с уже существовавшим у 0b4k3 желанием создать какой-нибудь виртуальный мир, а также с имевшимся у него опытом написания музыки, что и привело к открытию в январе 2018 года GC – виртуального мира для VRC. 

За время своего существования GC сильно изменился в лучшую сторону. Изначально у 0b4k3 не было достаточно опыта в работе с инструментами 3D-моделирования, а в самом VRC ещё не было какого-либо способа передавать звук в реальном времени в лучшем качестве, кроме как передавать его через микрофон самого диджея. Сперва виртуальный клуб представлял собой всего лишь красиво оформленную «коробку», однако с ростом его популярности клубом начинало интересоваться всё больше людей с опытом в создании виртуальных миров и 3D-моделирования, и с их помощью к версии GC 5.0, увидевшей свет в 2021 году,  мир изменился до неузнаваемости.

Трейлер GHOSTCLUB 5.0

Клуб превратился в нечто большее, чем просто клуб. Теперь путь к основной сцене (собственно, самому зданию, где играют музыку) проходит через одинокую телефонную будку, в которой звонит телефон. Сама будка стоит посреди пустынного пейзажа ночного дождливого города. После того как гость взаимодействует с телефонной трубкой, мир вокруг изгибается и меняется, перенося его к входу в основное здание клуба. Но это ещё не конец пути. 

Отличительной чертой GC и одним из элементов его дизайн-философии является некоторая закрытость. Далее мы ещё поговорим о том, насколько специфичен процесс присоединения к миру клуба, однако закрытость выражается не только в нём. Сам дизайн мира достаточно сильно отличается от привычных людям VRC-миров. 

С самого момента присоединения к миру гостя сопровождает лишь постоянный звук дождя, который становится всё тише после того, как он входит в здание. Но до основного зала гость должен дойти сам, петляя по бетонным коридорам, дышащим подвальной прохладой и освещённым флуоресцентным светом настенных ламп. Никаких инструкций относительно того, как добраться до основного зала, в мире нет. Нет никаких стрелочек, указывающих дорогу, нет и табличек или надписей, которые бы рассказали, куда идти дальше. И это при том, что само здание достаточно большое. Можно добраться хоть до крыши, которая располагается на высоте нескольких этажей. 

Такое отсутствие подсказок приглашает гостей побродить по этому виртуальному миру, уделить больше внимания его деталям, его атмосфере и самому опыту пребывания в нём. А деталей в этом мире много, и внимания к ним у дизайнеров не занимать. Например, можно проследовать за проводами, тянущимися через всё здание, чтобы обнаружить, что они подключаются к солнечным панелям на крыше. А в главном зале проросла трава, поскольку дождь просачивается сквозь разбитое стекло на крыше.

0b4k3 как основной дизайнер мира заявляет, что при создании GC он вдохновлялся не столько реальными зданиями клубов или своим опытом посещения оных, сколько фильмами, аниме и прочими медиа. Например, сцена с телефонной будкой – явный оммаж к «Матрице» Вачовски. Среди прочих источников вдохновения он также называет «Призрака в доспехах» Осии Мамору, «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта, а также фильмы Андрея Тарковского. И мир и вправду словно дышит коллективными чувственными образами, присущими его вдохновителям, – отрешённостью, меланхоличным одиночеством или же спокойствием дождливой ночи, а то и всем вместе. Каждый увидит и почувствует что-то своё, и путь каждого гостя через весь мир от входа и до основного зала будет особенным по-своему.  

Что же до музыки, в GC играют всё. От живых, инструментальных выступлений, до различнейших жанров электроники наподобие техно, эмбиента (в том числе японского эмбиента), хардкора и других. Сам 0b4k3 множество раз играл сеты (определённый замиксованный список песен) различных жанров в своём клубе, однако главным образом в клубе играют различные гости-диджеи.

И в этом плане географию посетителей GC нельзя назвать чисто японской. Клуб посещает множество гостей «из-за океана». В клубе можно часто заметить за пультом диджеев-гостей из Америки и Австралии, и это уже не говоря об индивидуальных гостях, которые приходят туда послушать музыку, пообщаться, активно подвигаться или же просто расслабиться. Но японских диджеев и гостей в GC бывает, пожалуй, всё же больше, чем иностранцев. 

Один из сетов, отыгранных в GHOSTCLUB диджеем из Портленда, штат Орегон, под псевдонимом Lamp DX.

Кроме того, GC отличается от других виртуальных клубов своей атмосферой не только в визуальном плане, но и в том какие чувства вызывает нахождение в нём. Например, люди в клубе не разговаривают в самом зале где играют музыку. Там её в основном только слушают – большинство посетителей отключают микрофоны как только начинается выступление. Те же из посетителей кто хочет поговорить с друзьями обычно находят более уединённое место, благо, места в клубе действительно много. 

В целом создаётся ощущение, что посетители в клубе больше сконцентрированы на самом опыте пребывания в GC, на музыке, световом шоу, которое её сопровождает, и том, как всё это сливается воедино. На том, как и ты как посетитель сливаешься воедино с этой толпой виртуальных репрезентаций людей. Конечно, большинство из них выглядят как персонажи аниме, но множество аватаров посетителей клуба создаётся ими сами. Люди сами проектируют дизайн, сами думают над тем, как им хочется представить себя, и это в каком-то смысле не позволяет забыть о том, что за каждым из этих аватаров, за каждым из этих подчас сливающихся воедино персонажей стоит отдельный человек. Благодаря этому ты чувствуешь единение с ними, чувствуешь, что ты не один, что ты часть чего-то большего.  Это больше похоже на состояние транса или медитации, и если обычно клубы ассоциируются с беспорядком, то GC больше подходит описание «упорядоченного беспорядка». 

Интересен этот клуб ещё и тем, что он уже успел поучаствовать в коллаборации с японским брендом одежды chloma, который занимается производством одежды с виртуальной и технологической тематикой в реальном мире. Каким же образом реальная одежда имеет отношение к виртуальному клубу? Реальные модели одежды в дизайнерской линейке были воссозданы в виртуальном пространстве и были выставлены на цифровых просторах GC! Бренд также запустил линейку как виртуальных, так и реальных вещей, вдохновлённых дизайном и атмосферой клуба.

Иллюстрация к новой коллекции одежды бренда chloma, вдохновлённой GHOSTCLUB
Реальная версия вещи из посвящённой GHOSTCLUB коллекции chloma
А это виртуальная версия той же вещи, продающаяся в виде 3D-модели

А теперь поговорим о том, как же получить доступ к самому клубу. Сперва стоит заметить, что для использования VRC и присоединения к мирам необязательно иметь шлем виртуальной реальности. На данный момент доступ в клуб открыт любому человеку, который проследует инструкциям на официальном сайте клуба. 

Но это не всегда было так. На ранних этапах существования GC любому человеку, желающему присоединиться к миру, было необходимо отправить стихотворение лично 0b4k3, и лишь после того, как он его одобрит, гость мог присоединиться к миру. Увы, конкретные требования к стихотворениям, по всей видимости, уже невозможно узнать из открытых источников.

Итак, для начала необходимо присоединится к серверу клуба на платформе Discord и согласиться с правилами поведения в клубе. Некоторые из правил достаточно типичны: например, организаторы просят посетителей уважать друг друга, а также предупреждают об оставлении за собой права исключать посетителей с оскорбительными или же нарушающими интеллектуальные права аватарами. Инетересно, что одно из правил  запрещает посетителям загружать или транслировать всё, что происходит в клубе, в соцсети или на стриминговые платформы, такие как Twitter, Twitch, YouTube и другие. Кроме того, слушать музыку – это тоже одно из правил клуба. 

Далее нужно следить за объявлениями об открытии клуба, поскольку доступ к нему открывается только в определённое время и только когда там кто-то играет. Расписание публикуется в текстовом канале timetable. После этого нужно проследовать инструкциям в текстовом канале how to join, а именно удостовериться, что вы послали запрос на добавление в друзья определённому аккаунту в VRC и что вас затем добавили в друзья (не обязательно делать это прямо перед объявленным событием, можно и заранее). После этого вы сможете присоединиться к событию через этот аккаунт в социальном меню VRC. Но и это ещё не всё. После того как вы попадёте в мир, вам ещё раз нужно будет согласиться с правилами поведения, и только после этого вы сможете продолжить ваше путешествие, попав к той самой телефонной будке.

Определённо, такой долгий и тернистый путь добавляет клубу некоторой загадочности, но она является частью цельного опыта пребывания в клубе, делает его особенным. К счастью, большую часть действий придётся совершить всего лишь раз. 

Так или иначе, вне зависимости от того, посещали ли вы ночные клубы в реальности ранее, опыт посещения виртуального клуба несомненно будет для вас чем-то абсолютно новым!

Источники:

なぜVRChatのクラブワールド「GHOSTCLUB」は世界中のユーザーを引きつけるのか?

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту