Детство
Канэко Фумико родилась в 1903 году в Котобуки, Иокогама, в семье выходца из самурайского рода и крестьянки. Родители Канэко не состояли в официальном браке, поэтому девочка являлась 無籍者 мусэкися, или незарегистрированным ребёнком. Фумико официально зарегистрировали только в возрасте 8 лет.
В детстве Фумико преследовали бедность, алкоголизм родителей и постоянные скандалы. В какой-то момент отец ушёл из семьи и женился на другой женщине. Однако Фумико сталкивалась и с другими проблемами: так как она не была зарегистрирована, государство не знало о существовании девочки, и соответственно школу она не должна была посещать. В итоге, всеми правдами и неправдами, её семья добилась того, чтобы ей разрешили посещать школу, но без ведения каких-либо документов об обучении и без аттестата.
После разрыва мать Фумико пыталась отдать девочку в бордель, думая, что так будет лучше для неё, но в итоге передумала. Она смогла выйти замуж снова, а Фумико оставалась на попечение у бабушки с дедушкой. В 1912 году её бабушка по отцовской линии увезла девочку с собой в Корею. Перед отъездом Фумико окончательно зарегистрировали как дочь её бабушки и дедушки по материнской линии.
Проживание в Корее
В Корее она с бабушкой проживала в доме её тёти по отцовской линии. Семья была достаточно обеспеченной, и Фумико надеялась, что её жизнь изменится к лучшему. Но не тут-то было: девочка получала только самый необходимый минимум еды и одежды. В довесок к этому в доме к ней относились как к слуге, били и унижали. Жестокое обращение привело девочку к суицидальным мыслям. Фумико собиралась утопиться в реке, но в последний момент передумала, решив отомстить всем, кто издевается над слабыми.
В Корее она продолжала получать образование, но смогла доучиться только до конца средней школы. В этот период жизни Фумико наблюдала презрительное отношение японских оккупантов к корейским местным жителям. Позже она напишет об этом в своих мемуарах.
Возвращение в Японию
В 1919 году в возрасте 16 лет Фумико вернулась в Японию. Семья пыталась выдать её замуж за родного дядю, но помолвка сорвалась, и отношения с отцом окончательно испортились. В 1920 году Фумико решила идти своей дорогой уехала в Токио, чтобы продолжить образование.
В Токио девушка поступила в школу, а свободное время тратила на подработку (продажу газет и мыла). Платили мало, но работать приходилось много. В столице она встретила христиан и социалистов, которых ранее не встречала в Иокогаме и Корее. Фумико даже заинтересовалась их идеями, но вскоре разочаровалась в последователях, поскольку они исповедовали высокие идеалы, но сами им не соответствовали.
Тем не менее именно социалистические идеи сильно повлияли на сознание Фумико. Благодаря им она получила средства, чтобы выразить весь свой негативный жизненный опыт в японском обществе и правильно выразить свои идеи.
«Социализм не дал мне ничего нового. Но при этом я получила теорию для анализа всей моей жизни и обоснование моей обиды. Меня использовали, мучали, эксплуатировали, надо мной издевались и забирали мою свободу. Я всегда испытывала антипатию к людям, находящимся у власти. А с другой стороны, искренне сострадала тем, кто оказался в схожей со мной ситуации. Учение социализма разожгло эти чувства во мне. И я хочу бороться за нас, за несчастный класс, даже если мне придётся пожертвовать своей жизнью», – писала Фумико в мемуарах.
Общественная деятельность
В школе Фумико подружилась с Нииямой Хацуё, чей сильный и независимый характер впечатлил девушку. Ниияма познакомила Канэко с идеями Макса Штирнера, Фридриха Ницше и Михаила Арцыбашева. Так Фумико познакомилась с идеями нигилизма, и, будучи разочарованной в массовых движениях и людях в принципе, сделала их основой своей философии.
Тогда же она познакомилась с местными корейскими студентами, и стала считать себя близкой к этой нации. Время, проведённое в оккупированной Корее, оставило большой отпечаток в сердце Фумико. Она сочувствовала корейцам и испытывала стыд за своих соотечественников, ведь именно они колонизировали некогда независимую страну и пытались уничтожить национальное самосознание жителей Чосона (старое название Кореи). Друг познакомил Фумико со стихотворением корейского активиста Пак Ёля, после чего она захотела лично встретиться с автором. Так и началась их дружба.
В 1922 году Фумико и Пак Ёль решили жить вместе. Историки писали о возможных романтических отношениях между ними. Вместе они организовали множество публикаций и встреч обществе корейского сопротивления. Пак привёл Фумиков в «Общество чёрной волны» (黒濤会 кокуто:кай) — корейское социалистическое сообщество, члены которого писали газеты и устраивали лекции.
Совместно Фумико и Ёль опубликовали два журнала, в которых осветили проблемы, с которыми сталкивались корейцы под гнётом японского империализма. Также в период с 1922 – 1923 годы они создали радикальную группу, чья деятельность была направлена на сопротивление правительству.
Великое землетрясение Канто
В 1923 году 1 сентября произошло сильное землетрясение, практически полностью разрушившее Токио и Иокогаму. Паника привела к массовым беспорядкам среди населения, многие были обеспокоены тем, что корейцы воспользуются ситуацией и поднимут восстание за независимость. После землетрясения произошло множество пожаров, в чём обвиняли корейских рабочих. Народ возмущался и устраивал кровавую расправу над по большей части невинными и без того запуганными корейцами. Правительство, в свою очередь, чтобы оправдать жестокость людей и как-то их успокоить, решило выставить козлом отпущения радикальные студенческие сообщества. Тогда Пак, Канэко и другие студенты были арестованы.
Арестованы они были не просто так. Радикальная деятельность их сообщества не могла не привлечь внимания правительства. Фумико и Ёль планировали убийство наследного принца Хирохито.
После долго суда Пак Ёль и Канэко Фумико были признаны виновными в государственной измене. Оба признались в содеянном, но Фумико взяла на себя основную часть вины. Изначально правительство приговорило обоих к смертной казни, но позже император помиловал молодых людей и изменил наказание на пожизненное заключение. Фумико была не согласна с приговором и повесилась, используя верёвку, которую сама сплела в тюрьме в 1926 году. Она не смогла принять тот факт, что её жизнь будет контролировать правительство, которое она так ненавидит. Пак в свою очередь пережил заключение и вышел на свободу досрочно спустя 22 года заключения.
Современные корейцы называют её борцом с японским империализмом и за независимость Кореи и до сих пор уважают.
Источники:
Desire Versus Ego: On How Kaneko Fumiko Transcended Stirnean Egoism