Музыка в аниме играет важную роль в общем впечатлении, которое оно оставляет на зрителе. Просто вспомните опенинг любимого сериала, и связанные с ним воспоминания и эмоции сразу же наполнят вас. А если соединить свой любимый аниме-сериал с любимой песней, то вы получите AMV (Anime Music Video) – любительские музыкальные видео ранних дней культуры отаку.
Хотя некоторые элементы AMV могут сильно зависеть от предпочтений автора, в своей простейшей форме они определяются как сделанные фанатами музыкальные видео, в которых музыку или песни соединяют со сценами из аниме. В некоторых случаях отрывки из мультфильмов или сцены из видеоигр также можно отнести к AMV. То есть любое видео, созданное «официальными» художниками, например, Interstella 5555 от Daft Punk и Extra ди-джея Исии Кена и Моримото Кодзи (аниматора «Акиры»), нельзя считать AMV. То же самое относится и к видео с лицензионными материалами, например, King of my Castle и You’re the Reason группы Wamdue Project, которые используют в качестве визуальной основы классические фильмы Осии Мамору Ghost in the Shell и Patlabor 2.
Поскольку AMV создают фанаты, качество каждого видео, конечно, сильно варьируется, но именно это делает их настолько интересными для просмотра. Можно с иронией смотреть ужасные клипы с плохо отредактированными кадрами в плохом качестве, уродливыми субтитрами и водяными знаками программ-видеоредакторов. Но также можно восхититься искусно созданным видеорядом, который вместе со специально подобранной музыкой переосмысляет исходный материал и представляет его в совершенно ином виде. Допускается использование любого жанра музыки или аниме, поэтому единственными ограничениемя являются навыки и воображение каждого автора. Если вы начнёте искать комбинации аниме и музыкальных исполнителей, то велика вероятность того, что вы проведёте весь вечер за просмотром AMV, ведь их количество и разнообразие невероятно.
Подобное самовыражение фанатов аниме было очень важно на ранних этапах становления западного аниме-сообщества, потому что эти проекты стали простой формой рекламы и проводником к новой музыке и сериалам, ведь с 80-х до начала 00-х годов большая часть аниме контента была платной и распространялась на физических носителях вроде журналов, VHS-кассет, DVD или CD. Поэтому AMV стали источником нового контента во времена до распространения интернета.
Поскольку технологический процесс создания и обмена AMV является ключевым фактором в их подъёме и конечном упадке, история AMV также переплетается с историей интернета и тем, как зрители и фанаты аниме получали доступ к нему и делились своим восхищением.
Самое первое AMV (по крайней мере, о котором можно что-то узнать сейчас в интернете) было создано в 1982 году, когда пионер отаку на Западе, Джим Капоштас, решил в шутку наложить случайные жестокие сцены из «Космического линкора “Ямато”» на песню All You Need is Love группы Beatles. Он создал это видео при помощи всего двух видеомагнитофонов, без какого-либо монтажа. Это была очень кропотливая работа. К сожалению, оригинальное видео было повреждено, поэтому в 1984 году Капоштас сделал повторную запись, которая сейчас доступна на YouTube. Звук в нём отключили из-за проблем с авторскими правами, поэтому вот вам совет: откройте песню в другой вкладке браузера и воспроизведите оба видео одновременно. Но до появления Интернета единственным способом поделиться своим творчеством были показы, либо частные, либо на фестивалях. Именно поэтому конкурсы фан-видео до сих пор пользуются огромной популярностью на некоторых выставках.
Неслучайно создание и распространение AMV стремительно росло с наступлением цифровой эры, огромным прогрессом в монтажном программном обеспечении, более широким доступом к интернету и общей популярностью персональных компьютеров в частных домах. Внезапно пиратские версии любых цифровых медиафайлов можно было получить, отредактировать и распространить при наличии навыков, времени и скорости интернета. По словам Капоштаса, ключ к хорошему AMV – подбор песни, которая сочетается с видеорядом и рассказывает историю. Даже если технологии шагнули далеко вперед, эта основная идея сохраняет свою ценность и по сей день. Это особенно заметно на примере некоторых самых эмоционально насыщенных клипов. Некоторые фанаты неоднократно отмечали в разделах комментариев на YouTube, что конкретные видео помогли им справиться с депрессией или горем, потому что эмоциональная реакция на грустную песню в сочетании с соответствующими изображениями аниме с похожей тематикой оказывает ещё более сильное воздействие.
С 00-х годов своего рода мемом стало мнение, что типичный AMV – это сочетание напряжённых боевых сцен, синхронизированных с душераздирающей музыкой в стиле ню-метал, что было очень популярно среди подростков 90-х и 00-х годов. Самой популярной музыкальной группой для AMV, несомненно, является Linkin Park, которая бесчисленное количество раз накладывается на клипы из Dragon Ball Z или Naruto, некоторые из них набирали десятки миллионов просмотров. Трудно отрицать, что темп и эстетика таких песен, как Crawling, In the End, Faint или Numb просто идеально подходят для такого рода визуального ремикса. Ещё одним важным фактором является то, что сами Linkin Park являются большими поклонниками аниме. В клипе на песню Somewhere I Belong модели Гандамов показываются в центре кадра, а для Breaking the Habit диджей и арт-директор Джо Хан работал вместе с анимационной студией Gonzo (ответственными за аниме «Хеллсинг», Gantz, «Последняя субмарина») и режиссёром Накадзавой Кадзуто («Убить Билла», «Самурай Чамплу») над созданием оригинального аниме-видео.
В конце концов сайты-файлообменники, на которых размещалось множество фан-контента, были вытеснены пиратскими сайтами, и загружать видео стали на такие платформы, как animemusic.org и YouTube. На смену популярным в своё время аниме вроде Hellsing, Elfen Lied, Trigun, Fruits Basket, Serial Experiment LAIN или Yotsuba пришли новые сериалы. Культура мемов, которая всё ещё находилась в зачаточном состоянии, вызвала заразительный энтузиазм у пользователей сети и стала новым единым языком интернета, который действовал схожим образом с AMV – присваивал различный контент, чтобы превратить его в нечто новое. Хотя некоторые ранние AMV можно считать предшественниками мемов по аниме, существовал один жанр AMV, ставший культовым среди фанатов – AMV Hell. Это серия юмористических роликов, в которых тексты разных песен и голосовых нарезок сопоставлялись с видеорядом. Со временем стандарты AMV также развивались и становились всё более технически амбициозными, задавая тенденции и создавая поджанры в сообществе. Например, появился вид AMV с синхронизацией губ персонажей под слова песни.
Другие создатели сосредоточились на монтаже видео «под бит» плотного потока музыки, который был усилен активным использованием спецэффектов. Перенасыщенные яркие цвета смешивались с самыми популярными песнями, а добавление эффекта 60 FPS (60 кадров в секунду) давало плавный видеоряд и великолепное качество изображения. В определённый момент из этого подвида AMV появилась серия «Анимеграфия», в которой освещаются новые аниме за определённый год.
И, конечно, в этой сфере также была своя доля вирусных хитов, которые сломали представление о том, какого рода AMV можно создавать. Это проекты, на создание которых, должно быть, ушло непостижимое количество времени. В то время как большинство других AMV использовали готовые сцены и иногда дополняли их спецэффектами, некоторые создатели решили практически «вырезать» каждую анимацию персонажей из исходного аниме кадр за кадром, чтобы использовать её в совершенно новом контексте. К наиболее впечатляющим работам относятся такие видео, как Anime 404 и Anime’s got Talent, которые мгновенно стали классикой для фанатов.
Другие работы пошли ещё дальше, смешивая аниме с другими видами анимации или объединяя их с собственными нарисованными от руки или CG-анимационными творениями, оставляя людей в недоумении, можно ли считать эту смесь движущихся картинок AMV или даже чем-то большим.
Сегодня AMV по-прежнему являются частью аниме-сообщества, но играют значительно меньшую роль, чем несколько лет назад. Другой, менее времязатратный и интерактивный контент взял верх, например, стримы реальных и виртуальных ютуберов. Вложение бесчисленных часов в короткий трёхминутный ролик, в котором используется материал, защищённый авторским правом, теперь не поощряется алгоритмами YouTube. Ещё одной проблемой является ужесточение авторских прав: японские владельцы лицензий начинают предпринимать активные действия против иностранных каналов, заставляя YouTube удалять почти весь каталог с многолетним контентом от известных каналов AMV. И это несмотря на то, что они должны быть защищены западными правилами добросовестного использования редактируемого контента.
Но какое бы будущее ни ждало AMV, их влияние и новаторский дух в интернет-культуре будут ощущаться десятилетиями. Люди всегда будут стремиться выразить свою любовь к любимому исполнителю, сериалу, игре, фильму или любому другому фэндому, к которому они принадлежат. Уже заметно, как другие фан-базы пересекаются с AMV и используют схожие механики. Например, короткие видео-эдиты по играм, аниме и сериалам не совсем подходят под традиционное определение AMV, поэтому их можно выделить в отдельную категорию. Также, если вы вспомните известный канал YouTube LoFi Girl с его вечной трансляцией lofi hip hop radio — beats to relax/study to, то, возможно, заметите, что визуальный ряд здесь частично копирует сцены фильма студии Гибли «Шёпот сердца». Такой проект вряд ли можно отнести к категории AMV из-за отсутствия отредактированного видеоряда под одну конкретную песню, но он явно вдохновлён ими.
В конечном счёте, не имеет значения, как классифицировать AMV и как они создаются. Главное, чтобы творения были сделаны с хорошими намерениями. Для большинства людей AMV будут выражением любви к дорогим аниме, а для других они могут стать началом большой карьеры. Только взгляните на эти ставшие легендарными видео для Daicon Expo, сделанные молодым Анно Хидэаки и другими будущими сотрудниками Studio Gainax в далёком 1981 году.
А если вам интересно посмотреть на более современные AMV, можем порекомендовать посетить два сайта энтузиастов – англоязычный AnimeMusicVideos.org и русскоязычный AMV News!