Като родилась в богатой семье бывшего самурая 2 марта 1897 года. Она училась в школе для девочек Гакусюин, где её учили быть «хорошей женой и мудрой матерью».
В 17 лет она вышла замуж за Исимото Кэйкити, сына бывшего военного министра. Он был прогрессивным христианином-гуманистом и горным инженером. Однажды он взял Като с собой на угольное месторождение Миикэ на острове Кюсю. Там она увидела полную антисанитарию и тяжёлые условия труда рабочих. В особенности Като удивило количество женщин и детей в шахте. Им платили меньше, чем мужчинам, а некоторые женщины работали даже беременными, чтобы заработать хотя бы крохи для детей, на питание которых у них не было денег.
Встреча с Маргарет Сэнгер
Като с мужем ещё некоторое время прожили в Миикэ на угольном месторождении, однако потом здоровье пары начало ухудшаться и им пришлось уехать. Тогда-то и произошло путешествие, которые изменило жизнь Като, – они поехали в США.
Там Като познакомилась со многими феминистками, в том числе с Агнес Смедли, которая, в свою очередь, представила её Маргарет Сэнгер – женщине, открывшей в 1916 году первую в Америке клинику по контролю за рождаемостью.
Като вернулась в Японию в 1921 году и начала работу по пропаганде контроля за рождаемостью. Она работала с иностранцами, которые посещали Японию, и руководила своим магазинчиком импортных шерстяных изделий Minerva Yam Store.
В это время Като начала свою просветительскую деятельность и опубликовала множество работ на тему контроля рождаемости. Она утверждала, что если женщинам разрешить контролировать деторождение, то они смогут обрести независимость и добиться лучшего положения в обществе. Также это поможет японцам лучше воспитывать детей, ведь чем меньше детей, тем больше внимания и средств им можно уделить. Также Като поддерживала евгенику, считая, что дети, рождённые от здоровых родителей в любви и достатке, будут лучше детей, рождённых от слабых и голодных родителей.
В 1934 году Като, взяв пример с Маргарет Сэнгер, открыла первую в Японии некоммерческую клинику по контролю за рождаемостью в Японии. А через три года Като посадили в тюрьму за пропаганду её «опасных» идей о контроле за рождаемостью и правах на аборт. Тогда Като просидела в тюрьме две недели, но это остановило движение вплоть до конца Второй Мировой войны.
Новый муж и новое положение в обществе
В 1923 году Сидзуэ познакомилась с Като Кандзю, который позже стал её вторым мужем. С бароном Исимото Като развелась из-за того, что он изменил своей позиции интеллектуального гуманиста и пацифиста и поддержал империалистические идеи японского правительства.
В 1944 году Сидзуэ вышла замуж за Като Кандзю, а через год у них родилась дочь.
А в 1946 году прошли всеобщие выборы в Парламент Японии,и это был первый год, когда женщинам дали право баллотироваться в парламент. Като была одной из 39 женщин, участвовавших в выборах. Так и началась её политическая карьера. Сидзуэ упорно поддерживала свои идеи о контроле за рождаемостью и отмене феодального семейного кодекса. Также она сыграла огромную роль в организации первого женского митинга в Токио.
В 1950 году Като избрали в Верхнюю палату, где она и проработала вплоть до выхода на пенсию в 1974 году. Она продолжала продвигать реформы, которые затрагивали права женщин и планирование семьи. Она выступала за создание комитета по делам женщин и несовершеннолетних девушек при Министерстве труда, а также она приняла участие в создании Центра планирования семьи Японии и активно выступала за легализацию оральных контрацептивов.
В 1960-х годах Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения начало рассматривать возможную легализацию противозачаточных препаратов. Однако к 1989 году это решение так и не было принято. Высказывались опасения, что легализация оральных контрацептивов вызовет снижение популярности презервативов и рост заболеваний, передающихся половым путём (так как противозачаточные не могут уберечь от ЗППП).
Только в 1999 году противозачаточные таблетки стали доступны жительницам Японии. Като на тот момент было 102 года.
Она умерла в 2001 году в возрасте 104 лет, а её усилия продолжают приносить пользу японскому обществу, снижая количество абортов, младенческую и материнскую смертность, и увеличивая использование противозачаточных средств до 80%.
Источник: Tokyo Weekender