Прежде чем поговорить о маскоте, углубимся в историю самой компании. Компания начала свою деятельность в 1960 году под названием «Yamanashi Silk Center Company» в Токио. В основном она торговала шёлком, но также создавала такие товары, как резиновые сандалии. Основатель компании, Цудзи Синтаро, был одним из первых людей, кто открыл Японии такой культурный феномен как 可愛い каваии «милый, прелестный». Он заметил, что чем милее были его товары, тем большим спросом они пользовались. Первым, что начал выпускать Цудзи, были резиновые сандалии с напечатанной на них клубникой. Эти сандалии рекламировали как хороший подарок, что в дальнейшем стало важной темой в компании. Так появился девиз Sanrio – «Маленький подарок, большая улыбка».
Цудзи быстро решил воспользоваться желанием японцев приобретать милые вещицы и нанял нескольких художников-мультипликаторов для разработки персонажей. В 1971 году был открыт первый магазин подарков от компании. В 1973 компания Yamanashi Silk Center Company официально изменила своё название на Sanrio Company, а уже в 1974 году были созданы первые персонажи Sanrio – Hello Kitty, Patty и Jimmy.
В конце 1975 года компания создала персонажей Little Twin Stars и My Melody, которые и сегодня пользуются огромной популярностью. С тех пор и до настоящего времени компания Sanrio распространяла влияние по всему миру, открыв штаб-квартиры в Европе и Северной Америке. С 1977 года на лейбле Sanrio films компания начинала создавать полнометражные аниме и сериалы, основанные на своих персонажах.
Также компания открыла два тематических парков: Puroland в городе Тама(префектура Токио) и Harmonyland в городе Оита(префектура Оита).
Кто такая Hello Kitty
Hello Kitty – популярный персонаж, созданный в 1974 году Sanrio. Китти – белый котёнок, живущий в идеальном на первый взгляд мире. Добрая, дружелюбная и невероятно милая, вдохновляющая людей фразой: «Hello Kitty говорит: Будь собой!»
Первая волна популярности Hello Kitty
Hello Kitty была создана японским дизайнером Симидзу Юко в 1974 году. В самом начале у Hello Kitty не было имени. В 1975 году милая кошечка наконец-то получила имя – Hello Kitty. Самым первым предметом, на котором появилась Hello Kitty, был маленький кошелёк.
Компания хотела сделать Hello Kitty уникальной, а поскольку в то время японцы были одержимы западной культурой, кошечке дали имя Китти Уайт. По сюжету аниме-сериала Hello Kitty and Friends(1987 – настоящее время) Китти живёт в Лондоне вместе со своей сестрой-близнецом Мимми и родителями Джорджем и Мэри. Интересно, что у неё есть свой собственный питомец по имени Чарми Китти, поэтому некоторые люди утверждают, что Китти на самом деле девушка, которая только выглядит как кошка.
В 1976 году Hello Kitty появилась в Соединённых Штатах, но, как раз когда популярность кошечки возросла во всём мире, Симидзу решила уйти из Sanrio и сосредоточиться на своей семье. В течение следующих нескольких лет персонажа рисовала бывшая помощница Симидзу, Ёнэкубо Сэцуко, которая придерживалась принципа «если ничего не сломалось, чинить не нужно». Иными словами, она опиралась на шаблоны своей начальницы, сохраняя продукцию Hello Kitty в соответствии с первоначальным замыслом и дизайном.
Вторая волна популярности
Примерно в 1979 году популярность Китти начала ослабевать. Тогда же Ёнэкубо решила, что пора и ей уйти на пенсию. Но, к счастью, компания Sanrio не собиралась позволить Hello Kitty исчезнуть навсегда. Конечно, найти следующего главного дизайнера было непростой задачей – настолько непростой, что Цудзи устроил внутренний конкурс, чтобы узнать, кто сможет возглавить проект. В итоге Ямагути Юко, пришедшая в Sanrio в 1978 году, выиграла конкурс и официально стала главным дизайнером Hello Kitty в 1980 году.
В последующие десятилетия стало совершенно очевидно, что назначение Ямагути ответственной за Hello Kitty было одним из лучших решений Sanrio. Позже Ямагути рассказала, что секрет её успеха заключался в том, что она пришла в проект не как большая поклонница Hello Kitty. Это, в свою очередь, позволило ей объективно взглянуть на персонажа и в конечном итоге направить работу в новое русло, не чувствуя себя слишком привязанной к прошлому.
Для начала Ямагути углубилась в предысторию Китти, которую она хотела сделать как можно более правдоподобной. Чтобы понять, с чем будут ассоциировать себя поклонники, она обратилась к фанбазе Китти за советом. В дополнение к разговорам с фанатами и потребителями она беседовала с коллегами и продавцами, чтобы глубже понять сильные и слабые стороны персонажа.
В 2000 году Ямагути отправилась в США, чтобы изучить международный рынок и повысить известность Китти. Там она познакомилась с Полом Фрэнком, создателем обезьянки Джулиуса. В конечном счёте они создали успешный тандем, который открыл дверь для новых совместных предприятий Sanrio и таких компаний, как Vans, DC Comics, Dr. Martens и других.(О коллаборациях Sanrio с различными брендами можно почитать тут)
Когда Ямагути спросили о её многолетней работе с Китти, она ответила: «В 1980-х годах она была моим другом, в 90-х – моим альтер-эго. А с 2000 года она стала моим деловым партнёром». Вместе восхитительная художница и очаровательный персонаж превратили бренд Hello Kitty во франшизу стоимостью 84,5 миллиарда долларов.
В заключение
Что особенно впечатляет в успехе Hello Kitty? В отличие от большинства других самых кассовых медиа-франшиз (Покемонов, Винни-Пуха, Микки Мауса и Звёздных войн) Hello Kitty завоевала популярность без успешной видеоигры, мультсериала, книги или фильма. Хотя в конечном итоге она появилась в различных анимационных телешоу, манге и других медиа, её успех был основан исключительно на её имидже и товарах.
В Китае есть тематический парк Hello Kitty, в Северной Америке – специальные грузовики Hello Kitty Cafe Trucks,которое представляет собой передвижное кафе с тематической едой и напитками, а в Дубае у сказочной кошки есть свой салон красоты и спа, а также самолёт в стиле Hello Kitty, на котором можно полетать благодаря компании Eva Air. И подумать только: всё это началось с винилового кошелька для монет.
Одним из принципов Sanrio является «социальная коммуникация». При этом, как вы могли заметить, рта у Китти нет.
«Люди, которые смотрят на неё, могут проецировать свои собственные чувства на её лицо, – объяснила Ямагути в интервью Time. – Китти выглядит счастливой, когда люди счастливы. Она выглядит грустной, когда они грустят. По этой психологической причине мы решили, что она не должна быть связана с какими-либо эмоциями — вот почему у неё нет рта». Sanrio также предоставила множество объяснений этого выбора, начиная с того, что Китти «говорит от сердца», и заканчивая тем, что она является символом дружбы прежде всего и надеется, что она будет способствовать этому во всём мире.
Когда Ямагути заняла пост главного дизайнера, она не была уверена, станет ли Hello Kitty популярной во всём мире, и не знала, полюбят ли этого персонажа взрослые. А уже в 2008 году она предсказала, что через десять лет все будут знать Китти и с гордостью носить её образ.
Я хочу, чтобы она была персонажем, который побуждает людей становиться друзьями. Не соперниками, а друзьями, отправной точкой дружбы которых является Hello Kitty.