Инари: ваше персональное божество успеха

Появление и распространение культа Инари

Самой ранней формой Инари считается ками (синтоистское божество) сельского хозяйства. Имя Инари происходит от выражения «инэ нари», что означает «нести рис». Это отразилось и в иероглифической записи имени божества 稲荷: 稲 инэ «рис» и 荷 нинау «нести». Очевидно, что божество имело земледельческое значение с самого раннего периода своей истории.

И хотя первое зафиксированное упоминание божества относят к 711 году, когда на горе Инари был основан его храм, большинство историков считают, что божество появилось задолго до этого времени. Вероятно, Инари почиталось как сельскохозяйственное ками уже к концу V века, а до этого существовало и вовсе как местное.

Храм Фусими Инари на горе Инари

Чаще всего Инари представляется в виде женщины, однако в ряде случаев понимается и как мужчина или даже бесполое существо. В зависимости от традиций и верований отдельного региона Инари может принимать облик молодой прекрасной девушки, старика с мешком риса, сильного мастера-кузнеца, андрогинного бодхисаттвы, а также принимать собирательный образ нескольких богов.

Инари в виде старца с колосьями риса

Прежде всего, Инари наиболее тесно связано с основной продовольственной культурой Японии: рисом. Обычно Инари представлялось как благосклонное к крестьянам божество, и считалось, что оно обеспечивает обильный урожай риса. Однако довольно быстро Инари стали ассоциировать и с другими зерновыми культурами, такими как пшеница, чумиза, бобовые и просо. Со временем к этому списку добавили чай и в целом все продукты, которые изготавливаются из зерна, как, например, сакэ. Роль Инари как благодетеля важнейших сельскохозяйственных культур Японии позволила культу этого ками сравнительно быстро распространиться по всей Японии.

Во многом своему широкому распространению культ Инари обязан знаменитому монаху-учёному и основателю буддийской школы Сингон Кукаю, он же Кобо Дайси (774–835 гг.). Он объявил Инари хранителем храма То-дзи в Киото. Кукай утверждал, что встретил на горе Инари старика, несущего рис, и посчитал это встречей с самим богом. В X веке император Судзаку возвысил Инари до высшего разряда божеств, сделав его покровителем и защитником нации.

Изображение Инари, сидящей на лисе

К периоду Эдо (1603–1868 гг.) ремесленники всех видов стали считать Инари своим божеством-покровителем. Особенно эта традиция распространилась среди кузнецов и мастеров по изготовлению мечей и обработке металла. Всё дело в том, что в период Эдо произошло множество экономических, политических и социальных реформ, которые в значительной степени повлияли на расширение культа Инари. При сёгунате Токугава система сбора налогов и ведения учёта была полностью переписана – богатство страны стали оценивать на основе золотого стандарта, а не традиционных мер зерна. Это означало, что процветание и достаток измерялись уже не урожаем, а металлом. И если раньше сельскохозяйственное божество ассоциировалось со всеми продуктами, произведёнными из зерна, то теперь новая мера успеха связывала его со всеми изделиями из металла. Оружие, инструменты и предметы домашнего обихода стали символами процветания, которые принесло Инари. Как божество металла Инари обычно изображалось в мужском образе, однако среди фермерских общин популярностью продолжал пользоваться именно женский образ Инари.

Поскольку Инари ассоциировали с металлообработкой и изготовлением мечей, а следовательно, и с самурайской культурой, многие феодалы строили святилища Инари в своих владениях. Божество считали покровителем каждого даймё и его семьи, а когда члены семьи переезжали, они забирали с собой любовь к своему покровителю, таким образом ещё больше распространяя культ Инари.

Огата Гэкко, «Кузнец Сандзё Мунэтика с помощью кицунэ куёт клинок Когицунэ-Мару», 1887 г.

И по мере такого распространения Инари стало символизировать процветание и удачу в любой форме, которую определяла местная культура. Оно было покровителем рыбаков на побережье, надеющихся на хороший улов. Так как святилища Инари стали появляться в бедных районах растущих городов Японии, они привлекали живущих там актёров и куртизанок. В городе Эдо считалось, что Инари предотвращает возникновение пожаров. В сельской местности, где Инари по-прежнему ассоциировалось с сельским хозяйством и плодородием, женщины молились о лёгких родах и здоровых детях.

Во время и после периода Мэйдзи (1868–1912 гг.) рост индустриализации и развитие бизнеса превратили Инари в «корпоративное божество». Многие компании включили имя и изображение Инари в свою символику и установили святилища в своих офисах и штаб-квартирах. С тех пор современные компании чтят Инари как ками успеха и удачи.

В современной Японии Инари воспринимается как божество финансов и промышленности в той же степени, в какой оно связано с рисовыми полями и производством сакэ. По мере того как в Японии менялось определение богатства и процветания, Инари выполняло роль его покровителя.

Утагава Куниёси, «Инари, являющаяся воину», XIX в.

Личное Инари

Инари выполняло так много ролей на протяжении всей истории Японии, что его часто считают одним из самых «личных» божеств этой культуры. Многие историки объясняют это тем, что поклонение Инари появилось до того, как японская религия стала единой. И когда культ Инари распространился по всей стране, в каждом регионе этому божеству уже поклонялись в разных образах.

В то время как многие боги были объединены в единый образ через письменные легенды, Инари оставалось более независимым. Ему поклоняются уже не менее 1500 лет, но практически не существует широко распространённых мифов, в которых Инари изображалось бы в какой-либо определённой форме. Кроме того, Инари вообще не появляется в классической мифологии Японии. И в то время как образ других богов сложился с конкретными характеристиками и атрибутами, в изображении Инари японцы сохраняли большую свободу. По словам одного синтоистского священника, сто разных людей имели бы сто разных мнений о внешности, поведении и силе Инари. Эту идею назвали «Личное Инари» (私のお稲荷様 ватаси-но о-инари-сама). Это объясняет, почему Инари может принимать столь разные образы, быть как женским, так и мужским божеством, и иметь множество различных атрибутов и символов.

Одно из изображений Инари с кицунэ

Пушистые божественные посланники

Но есть одна деталь, которая встречается в большинстве образов Инари – его посланники лисы кицунэ. Эти сверхъестественные существа-ёкаи могут быть как доброжелательными, так и хитрыми. В Японии лисы издавна считались исключительно умными животными, за что им часто приписывали магические силы. Связь между Инари и этими лисьими духами укрепилась после того, как в его культ были привнесены буддийские традиции.

В японском буддизме божественный женский дух часто представлен лисой. Буддийская богиня Дакинитэн, которая считается олицетворением женской энергии, изображается летящей на белой лисе. Это усилило ассоциацию между кицунэ и Инари, как из-за того, что Инари изображается как сильное женское существо, так и потому, что Дакинитэн часто отождествляется с Инари. Существует также теория, согласно которой лиса сама по себе является божеством злаковых культур – её хвост похож на пучок рисовых колосьев.

Кицунэ можно отличить от обычных лисиц по их белому или серебристому окрасу и нескольким хвостам, но так как их было нелегко увидеть, в древности японцы рассматривали всех лис как возможных посланников Инари – так, на всякий случай. Но далеко не все кицунэ считаются посланниками Инари. Поскольку Инари – доброжелательное ками, с ним ассоциировались только те кицунэ, которые были такими же добрыми и благожелательными. Эти божественные кицунэ (мёбу) противопоставлялись диким, полевым лисицам (ногицунэ), которые обманывали людей и творили злые вещи.

Фигурки кицунэ в храме Фусими Инари

Статуи кицунэ обязательно размещают в святилищах Инари с двух сторон от входа на храмовую территорию. Часто эти лисы представляются самкой и самцом, как напоминание о том, что и само Инари может быть божеством как в женском, так и в мужском обличии. В знак уважения их украшают красным нагрудником, а сами лисы часто держат в зубах или у лапы ключ от амбара с зерном, драгоценный камень или сноп риса.

В святилищах Инари принято оставлять вкусные подношения для того, чтобы ублажить кицунэ и привлечь их на свою сторону перед Инари. Любимой едой кицунэ считается жареный тофу, поэтому многие блюда, в состав которых он входит, сегодня носят имя Инари или кицунэ. Например, инари-дзуси – суши с начинкой из жареного тофу, а также кицунэ-удон – удон с добавлением жареного тофу. Кицунэ не прочь получить в качестве подношения рис, сакэ и прочие продукты, изготавливаемые из зерновых культур.

Один из трейлеров игры Genshin Impact, где персонажа Яэ Мико (потомок рода Кицунэ) угощают жареным тофу

Со временем связь между Инари и его посланниками стала настолько выраженной, что в некоторых современных представлениях Инари часто изображается в виде лисы или кицунэ в человеческом облике. Причём в таком виде Инари непременно принимает женский облик.

Где попросить благословения Инари

Популярность и повсеместное распространение культа Инари хорошо заметны по огромному количеству его святилищ. Ни одно другое божество не имеет столько священных мест в Японии. Согласно исследованию, проведённому в 1985 году Национальной ассоциацией синтоистских храмов, в Японии Инари посвящено 32 000 святилищ, что составляет более трети всех синтоистских святилищ! Что ещё более примечательно, в это исследование вошли только те храмы, в которых есть хотя бы один действующий священник. Десятки тысяч других святилищ Инари разбросаны вдоль обочин дорог, в полях и лесах, в домах и офисах и даже в буддийских храмах.

Тории и храм Анамори Инари в Токио

Обычно ко входу в святилища Инари ведут красные тории – красный цвет издавна почитается в Японии как отгоняющий болезни и несчастья. Именно красные тории настолько часто встречаются по всей Японии, что их цвет стал ассоциироваться с Инари. Как было упомянуто выше, по бокам от тории стоит пара каменных лисиц, а даже в самых маленьких придорожных святилищах есть хотя бы одна небольшая статуя кицунэ. У больших храмов торговцы частенько продают еду для подношения кицунэ.

Одна из статуй кицунэ Фусими Инари. Лиса держит в зубах ключ от амбара с зерном

Святилища Инари принимают различные формы: некоторые из них представляют собой небольшие алтари в уединённых местах или в частных домах, другие – разросшиеся храмовые комплексы. Самым старым, наиболее развитым, а поэтому и самым главным святилищем Инари является Фусими Инари в префектуре Киото. За свою долгую историю, которая насчитывает тринадцать веков, комплекс неоднократно переносился и переосвящался. Самая известная составляющая святилища Фусими – это знаменитые длинные ряды тории, которые тянутся вверх по извилистой горной тропе. В период Эдо среди богатых меценатов стало популярным дарить святилищу ряд ворот, чтобы завоевать благосклонность Инари. В результате только вдоль главной тропы появилось более тысячи тории, а всего на пути к храму их расположено около десяти тысяч. В общей сложности комплекс занимает площадь более четырёх километров.

Тории, ведущие к главному храму Фусими Инари

Храм является одним из самых популярных религиозных мест в Японии. За три дня празднования Нового года в храм приходит более двух миллионов посетителей. Одна из причин такой популярности святилища Фусими заключается в том, что оно является единственным официальным местом паломничества почитателей Инари во всей Японии. Хотя существуют десятки тысяч святилищ, Фусими – единственное место с традицией паломничества. Вероятно, это объясняется идей «Личного Инари» – каждое святилище почитает свою версию Инари, поэтому у паломников нет причин посещать другое место.

Имея десятки тысяч святых мест, Инари является одним из самых популярных и выдающихся божеств Японии. Благодаря его изменчивому образу, личному для каждого, Инари может поклоняться любой человек по любой причине. Инари непременно поможет даже в самых простых делах и одарит своих почитателем счастьем и благополучием.

Источники: World History EncyclopediaMythology Source伏見稲荷大社神社専門メディアJapanese Buddhist Statuary, Садокова А.Р. Символика счастья в японской народной культуре и фольклоре.

Полька Лебедева
Милый редактор ( ´ ▽ ` ).。o♡
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту