Что такое токкотай?
Термин 特別攻撃隊 токубэцу ко:гэки-тай, сокращённо 特攻隊 токко:тай, дословно переводится как «особый атакующий отряд». Также такие специальные подразделения назывались 挺身隊 тэйсин-тай – «добровольческие отряды». Цель солдатов-добровольцев состояла в уничтожении превосходящего по силам противника с помощью самопожертвования и взрывчатки.

Отряд лётчиков-токкотай
Молодых мальчиков, вызвавшихся умереть за императора и Родину, после успешного выполнения задания причисляли к богам-защитникам Японии, их почитали в храме Ясукуни, синтоистском святилище в Токио, где с 1869 года и по сей день почитают души молодых воинов, отдавших жизнь в битвах. Семьи добровольцев обретали уважение среди знакомых, как-никак их дети были национальными героями.

Святилище Ясукуни, Токио
Помимо известных лётчиков, среди смертников были и другие разновидности солдат, жертвующих собой ради «благой цели». Рассмотрим их экипировку и попробуем не удивиться разнообразию способов подрыва американского флота.
Лётчики
Начнём с самой известной и популярной разновидности подрывников-самоубийц. Отряды пилотов, управляющих начинёнными взрывчаткой самолётами, назывались 神風特別攻撃隊 симпу: токубэцу ко:гэки-тай, что дословно переводится как «особый атакующий отряд “Божественный ветер”». Название «камикадзе» (кунное чтение иероглифов 神風 симпу:) закрепилось за ними после того, как их стали называть так японские перебежчики на американскую сторону, работавшие переводчиками. Позже термином «камикадзе» обозначали всех смертников, а сейчас это слово используется исключительно как название пилотов-добровольцев. Отличительными знаками пилотов-смертников были повязки с красным солнцем и белые шарфы.

Огава Киёси, пилот, атаковавший крейсер «Банкер-Хилл»
Впервые успешная атака камикадзе произошла в 1944 году: тогда несколько самолётов марки Mitsubishi A6M Zero вывели из строя два американских авианосца.

Палубный истребитель Mitsubishi A6M Zero
В связи с успехом миссии были разработаны наиболее используемые за весь период активности камикадзе самолёты-снаряды, или «крылатые бомбы», под названием Yokosuka MXY7 Ohka. Эти «самолёты» представляли собой деревянные планёры с зарядом взрывчатки в носовой части, одноместной кабиной пилота и ракетным двигателем в хвостовой части корпуса.

Самолёт-снаряд Yokosuka MXY7 Ohka
Неспроста именно лётчики-камикадзе настолько узнаваемы среди остальных, ведь их использовали чаще всего. В результате атак лётчиков был потоплен 81 корабль, 195 повреждены, а на пике использования сил камикадзе, в битве за Окинаву, участвовали приблизительно 1500 самолётов. По статистике ВМС США, 68% случаев боевого травматизма различной степени тяжести среди личного состава флота (не считая погибших) приходилось на последствия атак камикадзе, 32% составляли все остальные причины.
Известны ритуалы лётчиков-камикадзе, например, церемония распития сакэ перед вылетом и повязывание на лоб знаменитой повязки хатимаки с красным кругом и иероглифами 神風.
Были также и смертники-парашютисты и наземные смертники. Парашютисты в основном сбрасывали бомбы на аэродромы и атаковали огнемётами, пытаясь уничтожить технику и горючее. Это оказалось неэффективным, и их быстро перестали использовать. Наземные добровольцы – особенность Квантунской армии (японской армии, размещённой на территории Китая), они были призваны ликвидировать технику и офицеров противника посредством проникновения на вражескую территорию и активации бомб, и наоборот, обезвреживать бомбы противника.

Смертник-парашютист в полном обмундировании
Пилоты катеров
Помимо самолётов, смертники управляли и другими транспортными средствами, перевозившими взрывчатку. Например, лодки 震洋 синъё: «морская дрожь» применялись в боевых действиях на Филиппинах, Окинаве и Формосе. В них было место для одного человека, и они развивали скорость примерно 30 км/ч, тараня вражеские судна. Всего их было произведено примерно 6200 штук.

Лодка синъё
Помимо синъё, лодок для солдат-смертников, был ещё армейский вариант под названием マルレ марурэ, особенностью которого был люк, через который пилот мог сбежать перед столкновением. Тем не менее, люк открывался отнюдь не всегда. Зачастую либо механизм был неисправен, либо солдаты не отказывались от своей судьбы.

Лодка марурэ
Пилоты подлодок
В основном в боевых действиях, пусть и мало, применялись боевые пилотируемые торпеды 回天 кайтэн «изменяющие судьбу». Первые торпеды предусматривали механизм катапультирования пилота, однако не существует сведений о попытках катапультирования, поэтому о его эффективности сложно судить. Из более поздних моделей подлодки эту функцию убрали.

Подлодка кайтэн в музее
Принцип работы был следующий: пилот помещался в торпеду, и её люк задраивали, не оставляя шанса выжить. Торпеда опускалась в воду, где происходил поиск цели. После прицеливания торпеда переводилась в режим атаки. При промахе пилоту было суждено задохнуться, истратив весь кислород, поэтому он старался хорошо прицелиться. Крупнейший корабль, затопленный кайтэном – «Миссисинева».

Танкер USS Mississinewa
Кроме торпед кайтэн, были и карликовые подлодки 海龍 кайрю: «морской дракон». Они были оснащены двумя торпедами и механизмом самоподрыва. В боевых действиях не использовались ни разу, так как их производили для защиты основного японского архипелага в случае нападения.

Карликовая подлодка кайрю
Подрывники-водолазы
Пожалуй, самая необычная категория смертников – 伏龍 фукурю: «Затаившиеся драконы» были дайверами, задачей которых было бить палкой со взрывчаткой на конце по дну проплывающего судна при обороне побережья.

Водолаз фукурю
«Драконы» должны были передвигаться по дну бухты на глубине 10-15 метров, при себе у них были два 35-литровых баллона с кислородом, фонарь, глубиномер, компас и японский флаг «для поднятия боевого духа». Так как мины Типа-5 с 10 кг взрывчатки, имевшиеся в распоряжении водолазов, не всегда срабатывали, фукурю иногда приходилось буквально со всей силы бить по корпусу корабля в надежде на взрыв. Всего известно о двух атаках подрывников-водолазов, проведённых во время боевых действий в Палау. Одна из них была успешной, во время второй бомба не сработала.
Почему же японцы были вынуждены создавать отряды из молодых людей, готовых отдать собственную жизнь ради своей страны? Дело в существенном отставании от американского флота и авиации того времени в плане вооружения, невозможности производить соизмеримые по мощи истребители и авианосцы, отсутствии денег и разработок. Несмотря на это, как было уже упомянуто выше, камикадзе нанесли огромный урон ВМФ США, компенсируя недостаток средств волей и решимостью. До сих пор камикадзе являются собирательным образом в массовой культуре, настолько сильно их боялись американцы, вводящие в японские воды свои корабли.
Источники:
Robin L. Rielly: Kamikaze Attacks of World War II. A Complete History of Japanese Suicide Strikes on American Ships, by Aircraft and Other Means. McFarland, Jefferson NC u. a. 2010
Gauker, Eleanor D. ; Blood, Christopher G. Severity of Battle Injuries Occurring Aboard U.S. Navy Warships. — San Diego, CA: Naval Health Research Center, 1992
Рикихэй Иногути, Тадаси Накадзима. «Божественный ветер». ACT, 2000
Ёкота Ю. «Субмарины-самоубийцы»
US Naval Technical Mission to Japan, Bericht S-91(N): The Fukuryu Special Harbor Defense and Underwater Attack Unit Tokyo Bay