Clubhouse впервые запустили на айфонах в апреле 2020 года — в самый разгар пандемии коронавируса, когда люди сидели по домам и уже не знали, чем себя развлечь. Основное отличие приложения — создание комнат для живого общения, где есть слушатели, докладчики и модераторы (создатели комнат). Также любой слушатель может быть вызван «к микрофону» модераторами. Такой формат общения очень быстро набрал аудиторию на фоне популярности аудио-подкастов, потому что, в отличие от заранее записанных и смонтированных подкастов, пользователям предлагалось подслушать живой разговор в настоящем времени.
Одной из особенностей приложения является то, что в нём не так-то просто зарегистрироваться — необходимо получить приглашение от действующего пользователя, что выделило людей, имеющих доступ в некое элитарное сообщество. В Японии пользователи даже продают свои нерастраченные приглашения за неплохие деньги.
В Японии приложение стало популярно, когда им начал пользоваться генеральный директор SpaceX Илон Макс. Однако ещё за неделю до появления Илона Маска в Клабхаусе, там зарегистрировался финансовый директор приложения для бизнеса Yappli, Цунода Койти. Он был часть первой волны японских предпринимателей, пришедших в Клабхаус. По его словам, большинству известных технических специалистов Японии потребовалось всего три дня, чтобы получить приглашения в приложение. Цунода присоединился к Клабхаусу в надежде найти иностранных инвесторов и привлечь больше внимания в японских стартапам. Но приложение вышло за пределы технической сферы когда в конце января там зарегистрировался известный комик Тамура Ацуси. Уже после него туда хлынули другие селебрити: комедиантка Ватанабэ Наоми, актриса Сумирэ, блогер Фува-тян, музыкант Ёнэдзу Кэнси, актёр театра кабуки Итикава Эбидзо, предприниматель Маэдзава Юсаку и даже члены правительства. Политик Миядзи Такума из правящей либерально-демократической партии вместе с Накатани Кадзумой из конституционно-демократической партии общались с избирателями в своей комнате в Клабхаусе.
Уже в первую неделю февраля Клабхаус скачали 440 тысяч человек в Японии. Приложение наделало шуму во всём мире, а в Китае его даже запретили, потому что жители начали высказывать недовольство правящей партией в своих комнатах.
Один из последних сбоев приложения японцы связывают с тем, что бывшие участники реалити-шоу Terrace House (то самое шоу, после которого забуллили Кимура Хану отчего она покончила с собой) устроили представление в своей комнате и туда побежали люди, из-за чего сервера не выдержали.
В приватных комнатах японцы могли высказывать своё мнение о любых вопросах, не боясь осуждений. Самыми горячими темами в японских комнатах стали: предпринимательство, традиционная кухня, культура, «двуязычные» кафе и недвижимость в деревне. В одних комнатах исполнители ракуго проводят ночные комедийные выступления, а в других диджеи устраивают виртуальные клубы.
Ещё одной возможной причиной популярности приложения является то, что разговоры невозможно записывать, что создаёт некую эксклюзивность. Ведь человек может случайно пропустить интересный разговор предпринимателей о бизнесе и не узнать чего-то важного для себя. Да и когда ещё у простого пользователя появится шанс задать вопрос известному человеку? Правда, иногда этим пользуются плохие люди. Так, секреты японской модели и тарэнто Николь Фудзиты уплыли из Клабхауса прямо журналистам в руки и на следующий день оказались в СМИ.
Несмотря на огромные темпы развития Клабхауса, многие сомневаются в том, что популярность приложения переживёт введение вакцины против коронавируса в повсеместный оборот. Людям больше не придётся сидеть дома, отказываться от посиделок с друзьями, походов в бары и клубы, концертов и других массовых мероприятий. Возможно, когда люди вернутся к живому общению друг с другом, приложение-посредник уже не понадобится.
Источники: Tokyo Weekender; Japan Times; Japan Today; Nikkei Asia; Rest of World