Всё началось в 1889 году, когда Ямаути Фусадзиро основал небольшую компанию для производства карточной игры ханафуда. Карточный бизнес процветал на протяжении многих десятилетий, но когда в 1956 году к руководству компанией приступил внук Ямаути, Хироси, он начал искать способы разнообразить потоки доходов компании.
Младший Ямаути, перепробовав свои силы в разных сферах, наконец нашёл новую нишу Нинтендо, закрепившись на японском рынке электронных игрушек. Когда в 1970-х годах Хироси увидел невероятный успех компании Atari по производству домашних компьютеров и аркадных автоматов, он нацелился на рынок видеоигр, и в 1977 году Нинтендо представила домашнюю игровую консоль Color TV-Game.
В консоль было предварительно загружено несколько версий одной и той же игры (изначально это была версия Нинтендо аркадной видеоигры Pong, разработанной Atari в 1972 году), и в следующие три года было продано около трёх миллионов приставок – для компании успех весьма скромный.
Желая большего, Ямаути обратил своё внимание на другую процветающую отрасль – аркадные автоматы. Вдохновлённая успехом в Японии таких аркадных игр, как EVR Race и Radar Scope (шутер с космической тематикой), Нинтендо произвела 3000 игровых автоматов Radar Scope для распространения в США. К сожалению, американские производители аркадных игр посчитали игру слишком похожей на Space Invaders, и их раздражали громкие звуки и шумы, исходящие из динамиков автомата во время игры. Ямаути остался с почти двумя тысячами непроданных автоматов, и его надежды выйти на североамериканский рынок, казалось, были разрушены.
Donkey Kong представляет икону будущего
Но Ямаути не опустил руки. Он поручил разработчику и художнику Миямото Сигэру создать игру, которая сможет привлечь американцев и достичь тех высот, которых Radar Scope достичь не смогла.
У Миямото было одно преимущество, которого не было у других разработчиков видеоигр: он не был программистом. Вместо того, чтобы приступить к проекту с точки зрения того, на что способна техника, как это делало большинство разработчиков в то время, он сначала сосредоточился на сюжете игры. Обдумав несколько вариантов, он остановился на идее, вдохновлённой персонажем американских мультфильмов и комиксов Моряком Попаем. Но вместо Блуто и Попая, борющихся за любовь Олив Ойл, в игре Миямото главным героем был плотник по прозвищу Прыгун, который должен был спасти свою девушку Паулину от гигантского похитителя-гориллы по имени Донки Конг.
Перед выпуском Donkey Kong в 1981 году филиал Нинтендо в США под названием Nintendo of America арендовал склад в Сиэтле у человека по имени Марио Сегали. Из-за того, что многие ресурсы компании были направлены на разработку Donkey Kong, у компании возникли проблемы со своевременной оплаты аренды. Сегали нанёс гневный визит президенту филиала Аракаве Минору, требуя денег. Аракава смог убедить домовладельца, что арендная плата будет выплачена в ближайшее время. Когда Сегали наконец ушёл, Аракава и его команда начали в шутку называть своё пиксельное творение в его честь – Марио.
Прыгун становится Марио – и рождается легенда
Donkey Kong имела огромный успех, но компания не стала расслабляться и праздновать победу. Нинтендо быстро разработала и выпустила продолжение игры под названием Donkey Kong Jr., в котором сын Донки Конга пытается спасти своего отца из злых лап персонажа, ранее известного как Jumpman, но теперь называемого Марио. Несмотря на то, что Марио изначально был «плохишом», игра стала ещё одним большим успехом для Нинтендо.
В 1983 году Марио наконец-то получил шанс стать звездой, когда в аркадной игре Mario Bros., которая тут же стала успешной, ему и его брату Луиджи (теперь они водопроводчики из Нью-Йорка) было поручено одолеть множество существ, пытающихся подняться из канализации их любимого города.
15 июля 1983 года Нинтендо (и Марио) впервые выскочили из аркад в миллионы гостиных, выпустив в Японии домашнюю консоль Family Computer (сокращённо Famicom). Продажи на внутреннем рынке резко возросли, и после года рыночных испытаний в некоторых регионах США, Nintendo Entertainment System – переименованная и обновлённая для американского рынка – была выпущена по всей стране в сентябре 1986 года.
Главной игрой для консоли стала Super Mario Bros. Консоль запускалась с большим пакетом игр, включая новую игру с участием всеми любимого водопроводчика: Super Mario Bros. После успешного выпуска игры Нинтендо начала добавлять Super Mario Bros. во все свои дальнейшие игровые приставки – другими словами, если вы купили приставку, вы получили и игру. Предустановленная игра не только стала самой продаваемой игрой в истории, но и также помогла ещё больше увеличить продажи самой консоли, которая стала самой продаваемой игровой консолью своего поколения.
Но почему Марио стал феноменом? По словам Джеффа Райана, автора книги «Супер Марио: Как Нинтендо завоевала Америку», это произошло потому, что Нинтендо вынудила его стать звездой. «Они целенаправленно поместили Марио в целую кучу видеоигр и продолжали перебрасывать его из жанра в жанр», – сказал Райан.
В одних только 80-х годах Марио появился в 12 играх для NES. Во многих случаях он даже не участвовал в сюжете игр. Марио появился как судья в Tennis (1985), гольфист в Golf (1985), рефери в Punch-Out!! (1987), а также в других неожиданных ролях в Tetris (1988) и Pinball (1985). Иными словами, Нинтендо сделала Марио своим знаком качества. Если Марио «ставил свою печать одобрения» на игру, то каждый знал, что эта игра будет хорошей.
За десятилетия, прошедшие с тех пор, как он выбрался из-под тени огромной обезьяны по имени Донки Конг, Марио появился более чем в 200 играх. Одна только серия Mario Bros. была продана в размере более 240 миллионов единиц. С каждой недавно выпущенной системой приходит новая игра Марио, и каждая будто превосходит предыдущую в выручке. И по сей день Марио остаётся самым знаменитым персонажем видеоигр.
Источники: History, CNBC Make it