Токайдо: путь в столицу

Дорога вверх

В стране, где большую часть территории занимают горы, важность дорог невозможно переоценить. Самой главной из них была Токайдо — дорога, соединявшая Осаку и Киото с городом Эдо (нынешним Токио). Длина Токайдо составляла около 515 км, и проходила она в основном вдоль тихоокеанского побережья острова Хонсю. С древних времён эта дорога была главным маршрутом из тогда ещё столицы Киото на восток в центральную часть Хонсю.

Одна из статуй льва на мосту Нихонбаси, на которой изображён щит города Токио. Мост является восточной отправной точкой Токайдо.

Важность Токайдо сильно возросла в период Эдо (1603—1868 гг.), поскольку она соединяла Эдо, столицу сёгуната Токугава, с западной частью Хонсю. Использовалась она для транспортировки товаров, а также монахами, идущими в паломничество, и аристократами, шествующими в столицу. Кстати, в японском языке приезд в столицу называется 上京 дзё:кё:, потому что подразумевалось, что человек «поднимается» к столичной аристократии из своей провинции.

Токайдо была не единственной дорогой, существовавшей в период Эдо. Такие пути назывались 街道 кайдо: — уличные или городские дороги, и все они использовались для торговли и передвижения людей из города в город. Самые крупные из них получили название «Пять Путей Эдо», так как они соединяли столицу Эдо с провинциями.

Дорога 東海道 токайдо: «восточный морской путь», была самым важным маршрутом, поскольку она проходила вдоль восточного побережья главного японского острова Хонсю. Аналогичные маршруты были менее удобными, поскольку были проложены в гористых районах острова.

53 станции Токайдо, Утагава Хиросигэ.

На пути находилось более 50 мест, где путник мог остановиться и передохнуть, и на многих из них стояли рёканы — постоялые дворы с разными уровнями доступности.

В некоторых могли остановиться лишь аристократы, а другие были открыты для каждого, кто мог себе позволить заплатить за ночлег. Но, конечно, самым бедным путникам приходилось спать недалеко от дороги на сырой земле. Существовало множество правил и предписаний, как следует останавливаться на ночлег в таких местах. Например, если у путника был меч или другой клинок, его следовало спрятать под то, на чём он спал.

Часть маршрута была вымощена камнем, явно для удобства более высокопоставленных путников.

В период Эдо Токайдо имела ровное ухоженное дорожное полотно шириной примерно в 5,5 метров. Оно состояло из глубокого слоя щебня, покрытого песком, а на горных склонах было вымощено камнем. Телеги или повозки на колёсах на Токайдо встречались редко, по ней передвигались в основном пешеходы, вьючные лошади и паланкины с вельможами, которых несли носильщики. Примечательно, что уже тогда японцы соблюдали правила движения — люди двигались по левой стороне, избегая столкновений и других происшествий.

Гравюра «Гора Уцу в Окабэ», 1833 г.

Дорога была хорошо известна своими живописными видами, которые запечатлел художник Утагава Хиросигэ в серии гравюр под названием «Пятьдесят три станции Токайдо» (1833—1834 гг.).

Путь в искусстве

В 1832 году Утагава вместе со свитой чиновников сёгуна отправился из Эдо в Киото по дороге Токайдо. Это путешествие стало для него событием, которое открыло ему глаза на мир и даже изменило его жизнь. Будучи городским жителем Эдо, он знал только столичную жизнь. Путешествие по Токайдо через сёла, деревни и природные красоты своей страны оказало глубокое влияние на Утагаву.

После поездки он сразу же вернулся в Эдо и начал создавать свою серию гравюр по эскизам, сделанным во время путешествия. Опубликованные в 1833—1834 годах «Пятьдесят три станции Токайдо» принесли Утагаве большое признание критиков и зрителей как при жизни, так и в далёком будущем.

Он мастерски передал угрюмые и атмосферные погодные условия Японии, изображая туман, дождь и снег большим мастерством и красотой. Его поэтические пейзажи имеют ярко выраженный человеческий фактор: на них добавлены фигуры, которые придают рисунку ощущение реальности происходящего.

Рассмотрим поближе некоторые гравюры. Все они находятся в свободном доступе на сайте fujiarts.com с описаниями художника. Советуем ознакомиться!

«Утренний вид на Нихонбаси»

Эта сцена происходит приблизительно в 4 часа утра, когда деревянные ворота района только открыли для утреннего движения. Это первая гравюра из серии «Токайдо», и изображает она свиту даймё, которая отправляется в долгий путь до Киото.

«Гора Фудзи утром, вид из Хары»

Хара считается идеальным местом для любования горой Фудзи. Ниже виднеются предгорья Фудзи и обширные болотистые земли, заросшие тростником. Он является кормом для журавлей.

«Великий мост Сандзё в Киото»

Конечная точка путешествия по Токайдо. Здесь Утагава изобразил прибытие в Киото, переход по великому мосту Сандзё и вид на Киото за рекой. Эта потрясающая гравюра является последней в серии «Пятьдесят три станции Токайдо».

Туризм Восточного побережья

Без сомнений, дорога Токайдо была важнейшим маршрутом в период Эдо. Но даже сегодня она остаётся путём, который соединяет Токио и Киото — два самых популярных среди туристов города Японии.

Если вы впервые посещаете Японию, то вам скорее всего предложат поездку по «Золотому маршруту», где можно осмотреть все основные достопримечательности Токио, Хаконэ, Киото, Нары и Осаки. Существует также «Новый золотой маршрут», который проходит через менее популярные места Токайдо. На этом маршруте вы можете насладиться реальной, не туристической Японией.

В настоящее время по маршруту Токайдо проходят национальное шоссе и две важные железнодорожные линии, одной из которых является линия синкансэна. По ней можно быстро (но не очень дешёво) добраться из Осаки в Токио и насладиться теми самыми видами Фудзи, которые изображал Утагава.

 

Источники:

The Old Tokaido Road | HAKONE JAPAN | Visit to Experience the Beauty of Japan

Fifty-three Stations of the Tokaido, Hoeido Tokaido — Hiroshige (1797 — 1858)

Old Tokaido Road Guide: Hiking from Tokyo to Kyoto | Japan Cheapo

Таня Грошкова
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту