5 малоизвестных фактов о Японии

1. В Японии существовал запрет на поедание мяса

В VII веке страна находилась под влиянием буддизма и его трактатов. Именно поэтому в 675 году император Тэмму издал указ, запрещающий в период с апреля по сентябрь употребление говядины, мяса обезьян, собак и других животных, живших неподалёку от человека, так как это противоречило буддийским законам. Нарушение этого указа каралось смертной казнью. Стоит отметить, что олени и кабаны не входили в этот список, а, следовательно, пользовались популярностью у населения.

Спустя три столетия, в начале X века, этот указ был смягчён: смертная казнь была замещена постом. Мясо стало «грязной пищей». Человек, съевший хотя бы кусочек, не мог посещать синтоистские храмы в течение трех дней, так как должен был очиститься от скверны.

Ветер перемен подул спустя ещё 8 столетий. В середине XVIII века голландцы попытались донести до японцев, что мясо вовсе не «грязная пища» и что оно очень полезно для здоровья. Так или иначе, большого спроса на мясо у консервативных японцев не появилось.

И лишь в конце XIX века, то есть в правление Мэйдзи, сам император публично съел кусок мяса, что означало отмену табу.

2. Самураи иногда испытывали свои мечи, нападая на случайных прохожих

Такая практика называется Цудзигири (辻斬り, дословно: убийство на перекрестке), и она была довольна распространена в период Сэнгоку (1467–1600). Когда самурай получал новую катану или хотел разработать новый вид боя, то чаще всего он проверял эффективность своего оружия на случайных и беззащитных прохожих, которым не повезло оказаться в это время на улице. Такой обычай перерос в обычные убийства без разбора, что допускалось неограниченной властью «бусё», то есть самурайского сословия. Вскоре после того, как порядок в стране был восстановлен, в 1602 году сёгунат Эдо запретил эту практику. Нарушители карались смертной казнью. Единственное крупное нарушение в тот период произошло в 1696 в Йосивара (один из старых районов в Токио, который был по сути улицей красных фонарей того времени), когда состоятельный господин в припадке убил катаной десятки проституток. Он рассматривался властью как серийный убийца и был приговорён к смерти. Позже был поставлен спектакль кабуки об этом инциденте.

3. В Японии было и остаётся достаточно распространено христианство

Христианство появилось в Японии в середине XVI века. Первым миссионером, который проповедовал японцам Евангелие был баск – иезуит Франциск Ксаверий. Но миссионерство христиан длилось не долго. Вскоре сёгуны стали видеть в христианстве (как вере иностранцев) угрозу.

В 1587 году объединитель Японии Тоётоми Хидэёси запретил пребывание миссионеров в стране и начал притеснения верующих. В качестве оправданий своих действий он указывал на то, что некоторые новообращенные японцы оскверняли и разрушали буддийские и синтоистские святилища. Репрессивную политику продолжил и политический преемник Хидэёси Токугава Иэясу. В 1612 году он запретил исповедание христианства в своих владениях, а в 1614 году распространил этот запрет на всю Японию. В эпоху Токугава было замучено около 3000 японских христиан, остальные претерпевали заключение в тюрьмах или ссылках. Политика Токугавы обязывала все японские семьи регистрироваться в местном буддийском храме и получать свидетельство, что они не являются христианами. Существовала даже специальная табличка Фуми-э с изображением Иисуса Христа и Девы Марии, которая использовалась для проверки предполагаемых христиан. Подозреваемому предлагалось наступить на такое изображение, чтобы доказать, что он не является христианином. Использование фуми-э началось во время преследования христиан в Нагасаки в 1629 году.

В 1859 году, после заключения Японией Ансэйских договоров, христианские миссионеры вновь получили право посещать страну как иностранные граждане. Однако запрет на исповедание христианства японцами не был снят. Так, в 1865 году в районе Оура города Нагасаки французская католическая миссия построила церковь, которой тайком ведало несколько подпольных христиан. Контакт с верующими был восстановлен, однако местные власти обнаружили их и казнили. Репрессии продолжались даже после реставрации Мэйдзи в 1868 году, когда Япония вступила на путь модернизации и вестернизации. В 1868 и 1870 годах правительство провело показательные казни японских христиан в Нагасаки, что вызвало осуждение европейских государств и США. И только лишь в 1873 году, под давлением извне, японские власти сняли запрет на христианство, позволив свободно проповедовать и исповедовать его.

4. В древней Японии была особая форма брака – цумадои

Полноценная малая семья – в виде совместного проживания – в Древней Японии не была типичной формой брака. Основу семейных отношений составлял особый японский брак – цумадои, при котором муж свободно посещал жену, по сути, проживая отдельно. Основная масса населения вступала в брак по достижении совершеннолетия: в 15 лет для юношей и в 13 – для девушек. Заключение брака предполагало согласие многочисленной родни, вплоть до дедов и бабок со стороны жены. Брак цумадои не предполагал моногамности, и мужчине не возбранялось иметь нескольких жен, а также наложниц. Однако так или иначе, вольное отношение со своими жёнами, оставление их без причины, чтобы жениться на новой жене – всё это законами не допускалось.

5. В древней Японии была распространена торговля «ночным золотом»

Ночное золото – эвфемизм, которым обозначается продукт жизнедеятельности человека, его фекалии, используемые в качестве ценного и сбалансированного удобрения, содержащего азот, фосфор и калий и не содержащего опасных веществ, которые могли бы извлечь корни растений. Недостатком, несколько ограничивающим его использование в сельском хозяйстве, было значительное содержание в нём хлорида натрия (поваренной соли).

Использование фекалий в качестве удобрения в Японии в прошлом было широко распространено. Отходы богатых людей продавались по более высокой цене, потому что их питание было обильным и разнообразным, поэтому в кале оставалось больше питательных веществ. Различные исторические документы начиная с IX столетия подробно описывают процедуру сбора туалетных отходов.

Продажа человеческих фекалий в качестве удобрения стала практиковаться гораздо реже после Второй мировой войны, и по санитарным соображениям, и в связи с распространением химических удобрений. В настоящее время применение «ночного золота» среди прочих удобрений составляет менее 1%. Присутствие оккупационных сил Соединённых Штатов Америки, которыми использование человеческих отходов в качестве удобрения рассматривалось как негигиеничное и сомнительное действо, также явилось важным фактором в сокращении удобрений на основе «ночного золота», поскольку американцы брезговали употреблять в пищу овощи и фрукты с местных рынков.

В современной Японии всё ещё имеются районы, практикующие компостирование «ночного золота». Японское название для туалета, где фекалии собирают для компостирования, – «кумитори бэндзё» (яп.汲み取り便所, дословно «вычерпываемая уборная»).

Вот такие необычные, но совершенно правдивые факты о Японии. Если вы знакомы с другими неординарными фактами об её истории — делитесь ими в комментариях!

 

Источник: http://sci-hit.com/

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту