Имя
Имя 山姥 Ямауба состоит из двух иероглифов: 山 яма (гора) и 姥 уба (старуха, бабушка). Имя говорит само за себя: Ямауба – это старушка, обитающая в горах. Иногда 山姥 читается как Ямамба. Есть и альтернативное имя – 鬼婆 онибаба, где 鬼 óни – это японские демоны óни, а 婆 баба – старая женщина.
Образ
Образ ведьмы Ямаубы неоднозначен: она представляется пугающей, страшной людоедкой, или загадочным испытанием, милосердной помощницей и даже божеством – есть версии легенд, в которых Ямауба вовсе не монстр. Что касается внешнего вида, здесь тоже всё не так однозначно. Либо это обычная старушка, либо это ужасающее чудовище с острыми зубами, выглядывающими из-под длинных прядей волос. Волосы, в свою очередь, могут превращаться в змей, которыми Ямауба заманивает к себе детей, чтобы их съесть.
Разумеется, образ Ямаубы может отличаться в зависимости от местности. Например, в префектуре Миядзаки горную ведьму зовут Ямахимэ ヤマヒメ «горная девушка». Она сидит у берегов рек, моет свои красивые чёрные волосы и поёт прекрасные песни. В префектуре Ямаока горная ведьма тоже выглядит как прекрасная молодая девушка с изящными чертами лица и длинными чёрными волосами. А в регионе Токайдо, Сикоку и на юге Кюсю Ямауба живёт не одна, а вместе с «горным дедом» 山爺 Ямадзидзии.
Легенда
Ведьма Ямауба живёт в своей небольшой хижине в горах возле дорог. Она заманивает проходящих мимо путешественников, обещая пищу, кров и ночлег. Когда гости засыпают, Ямауба показывает свой истинный облик. Хитростью и колдовством людоедка обеспечивает себе сытный ужин… Со временем истории про Ямаубу стали, эти истории стали страшилками для непослушных детей, наподобие нашей бабайки.
Но есть и другие истории, где Ямауба – скорее нейтральный и даже положительный персонаж. Мужчины, работающие в горах, блуждающие жрецы или побеждённые воины иногда натыкаются на Ямаубу. Она даёт им подержать своего ребёнка и уходит, обещая, что скоро вернётся. Со временем чадо становится всё тяжелее и тяжелее, ноша – всё невыносимее. Тем, кто сможет выдержать такое испытание, ведьма дарует нечеловеческую силу, которая потом передаётся из поколения в поколение. Если же мóлодец провалит испытание, ребёнок превратится в камень, который задавит его ведьмы. Такой вариант истории с испытанием уже больше походит на сказку, чем на страшилку с бабайкой.
Ямауба, кроме своих людоедских замашек, также известна как мать легендарного воина Кинтаро. Прямое родство с сильной ведьмой объясняет его сверхъестественные способности: он обладал невероятной силой и сражался с монстрами, демонами и даже огромным карпом. Однако, есть версия, что Ямауба лишь нашла брошенного матерью ребёнка в лесу. После чего, возможно, она и наделила его нечеловеческой силой.
Существует история, в которой две сводные сестры как-то раз в лесу встретили горную ведьму. Добрую и работящую старшую сестру, над которой постоянно издевалась злая мачеха, Ямауба наградила богатствами и счастливой судьбой. А младшую злобную сестру она покарала, наслав на неё различные несчастья.
Происхождение легенды
Существует несколько версий появления Ямаубы. Иногда женщины, которых обвинили в преступлениях, убегали в горы, становясь отшельницами. Спустя многие годы, проведённые в изгнании, они обретали магическую силу и становились ведьмами. По другой версии, когда в трудное время было невозможно прокормить всех, кем-то из поселения приходилось жертвовать. Часто это были новорождённые или престарелые люди. Старушки, изгнанные из своего дома, то ли от злобы, то ли от отчаяния становились ужасными ведьмами-людоедками. Как раз по одной из легенд Ямауба – это озлобившаяся душа несчастной старушки, которую бросили умирать с голоду в лесу. Как же тут не возненавидеть весь белый свет? Да и, как мы выяснили, она не всегда творит чистое зло. Ямауба может бескорыстно и искренне заботливо приютить заблудившихся в лесу детей, а иногда может одарить ценными дарами людей, которые того заслуживают.
Ямауба – очень неоднозначный персонаж, которого наделяют казалось бы противоположными качествами. Но, как видите, даже она может совершать хорошие поступки.
Источники:
Ashkenazi, Michael. Handbook of Japanese mythology.
Meyer, Matthew. The Night Parade of One Hundred Demons.
Reider, Noriko T. Seven Demon Stories from Medieval Japan.