Превосходное качество звука
Одна из главных особенностей японских виниловых пластинок – это превосходное качество звука. Главная причина этого заключается в способе их производства. В Европе и США пластинки обычно изготавливались быстро и в большом количестве, чтобы удовлетворить спрос на внутреннем рынке. Печатание пластинок такими большими партиями означало, что их производство также должно быть экономически эффективным. Одним из способов снижения затрат западных звукозаписывающих лейблов была печать новых альбомов популярных исполнителей на старом виниле, который перерабатывали в новые пластинки.
Однако в Японии рынок пластинок западных исполнителей намного меньше, поэтому и печатались они меньшими партиями. А если альбомы иностранных музыкантов не продавались, то их даже возвращали изготовителю на утилизацию. В результате в Японии к производству пластинок подходили гораздо тщательнее, а очень высокие стандарты были нормой. Одним из важнейших отличий в способе производства пластинок в стране было использование совершенно нового винила для каждого тиража, что придавало музыке более чистый звук и высокое качество. Из-за этого японские пластинки стали известны как «девственный винил».
Существует заметная разница в качестве звука между японскими и западными изданиями одной и той же пластинки. Аналогичные издания, сделанные на переработанном виниле более низкого качества в Европе и США, часто содержат больше шумов, щелчков и треска, чего нет на более качественном японском виниле, хоть и многие коллекционеры ценят винил именно за эти несовершенства.
Не только материал, из которого производили пластинки, повлиял на качество звука. Японские издатели самостоятельно обрабатывали звучание мелодии, например, за счёт понижения басов или, наоборот, повышения частот.
«Поясок» оби
Вообще, пояс оби – это традиционный японский пояс, который надевают поверх кимоно. Именно так назвали тонкий бумажный поясок, которым оборачивают края обложки пластинки. «Виниловый» оби содержит всю информацию о пластинке, текст написан на японском языке. Это связано с тем, что многие японские коллекционеры не умели читать по-английски.
На полоске оби даётся полный перевод названия группы, названия альбома и часто также трек-лист альбома. Несмотря на то, что оби был лишь небольшим дополнением, помогающим японцам узнать название пластинки и имя исполнителя, сегодня порванный оби и тем более его отсутствие могут серьёзно снизить стоимость даже оригинальной японской виниловой пластинки.
Оби изготавливали из тонкой бумаги и их нужно было выбрасывать после распаковки альбома. Поэтому альбомы с неповреждёнными оби ценятся буквально на вес золота. Что уж там, иногда оби стоят гораздо дороже самой пластинки – настолько редкой диковинкой они стали.
Упаковка и приятные бонусы
Подобно тому, как сейчас японские оригинальные компакт-диски стоят целое состояние, японские виниловые пластинки тоже весьма дорогие, вот только они всегда были удовольствием для самых искушённых. Не только использование «девственного винила» создавало такую стоимость. Также на цену пластинки влиял качественный (а то есть дорогой) материал её обложки и дополнительных вставок вроде брошюр с текстами песен или постеров. Эти бонусы добавляли исключительно для японского рынка, чтобы мотивировать японских меломанов покупать дорогой винил.
В такие бонусы часто входили глянцевые постеры и буклеты, которые были исключительно в японских версиях пластинок. Другими дополнительные материалам могли быть разные комментарии и примечания к композициям и тексты песен на японском языке. Поскольку этих бонусов не было в оригинальных западных изданиях тех же альбомов, это делает японские версии даже более желанными для самоотверженных коллекционеров.
Красный винил
Сегодня печать альбомов на виниле ярких цветов, – это обычная тактика звукозаписывающих компаний, пытающихся извлечь максимальную выгоду из недавно возродившейся популярности пластинок. Но особенность процесса производства пластинок в период с 1950-х по 1970-е годы привела к тому, что многие пластинки в Японии печатались на красном, а не на чёрном виниле.
Движимые жёсткой конкуренцией и стремление к инновациям, японские звукозаписывающие компании и заводы по производству пластинок пытались найти новые способы добиться лучшего, качественного, живого звучания их пластинок, чем у конкурентов. Одной из таких инноваций стало изобретение винила под названием EverClean. Винил EverClean впервые использовала компания Toshiba, которая печатала пластинки для ряда лейблов в Японии.
Как следует из названия, винил EverClean, дословно «всегда чистый», был изготовлен из такого типа винила, который не притягивал к пластинке пыль и статическое электричество. Это придавало пластинкам, изготовленным из такого винила, ещё более чистое звучание. В процессе производства винил EverClean получался тёмно-красного цвета. Не все, но многие пластинки были изготовлены из красного винила, а не обычного чёрного. Несколько экземпляров даже были отпечатаны одновременно и на красном, и на чёрном виниле EverClean. Хотя разница в качестве звучания между красным и чёрным винилом очень незначительна, именно красная виниловая версия альбомов всегда будет более ценной из этих двух.
Сегодня Япония является вторым по величине музыкальным рынком в мире. Японский винил, несомненно, оставил неизгладимый след в истории музыки и стал желанным предметом как для начинающих коллекционеров пластинок, так и для матёрых ценителей винила.
Источники: Tokyo Weekender, On the jungle floor, Ecostore Records