Matcha Botanicals: уникальные бленды матча специально для России

Основательница Matcha Botanicals Александра

В студенческие годы моя жизнь была плотно связана с Китаем: я училась в МГУ на факультете Мировой политики, и мой язык специализации — китайский. Но потом, лет семь-восемь назад, когда я только закончила университет, я отправилась в туристическую поездку в Японию. К тому моменту я уже прожила год в Китае, и казалось бы, азиатской страной меня не удивить. И всё же Япония произвела на меня впечатление: другой колорит, другие традиции, всё по-другому организовано. Больше всего меня впечатлил уровень сервиса, который разительно отличается от Китая. Во время этой поездки я и попробовала чай матча. Когда мы уезжали, я взяла в подарки родственникам и друзьям этот чай, а также привезла матча и для себя.

До этого я была безумным кофеманом и пила по шесть чашек кофе в день. В Японии с кофе всё не очень хорошо: там более популярны сладкие кофейные напитки. Поездка была продолжительная, около месяца, и в Японии я поняла, что мне не просто нравится кофе, а у меня действительно начинает болеть голова, когда я его не пью. Уже тогда я подумала, что надо бы поменьше пить кофе.

Я вернулась в Москву и стала заваривать чайный порошок, который привезла с собой из Киото. Потихоньку я полюбила этот чай, плюс мне стал нравиться сам процесс заваривания матча: теперь это для меня такая своеобразная медитация с утра. Но самое главное — я стала понимать, что я постепенно стала пить меньше кофе. Сегодня у меня каждый день начинается с этого чая, он мне безумно нравится.

Когда мои чайные запасы, привезённые из Японии, закончились, я начала искать этот чай в Москве. Но в 2014 году здесь такой товар, если честно, даже не появлялся. Мы с моим супругом Чарльзом впоследствии стали одними из первых, кто зашёл на российский рынок с чаем матча.

Во время своей второй поездки в Японию, в которую я отправилась вместе с Чарльзом, я уже хотела больше узнать о чае: где он растет, как его собирают, почему он у него такой яркий зелёный цвет. Мы отправились на чайные плантации под Удзи, которые мне кажутся одним из самых красивых мест в мире. Они находятся в полутора часах езды от Киото, добраться туда можно только на личном транспорте, и поэтому оно труднодоступно для туристов.

Оказалось, что сам сорт чая, который используется для приготовления чая матча, называется «‎китайская камелия». История чая начинается в Китае, но как это случилось со многим, что было привезено в Японию из Китая, производство чая прекратилось на территории Китая, но прижилось и стало активно развиваться в Японии. Слово «матча» сегодня обозначает как технологию производства, так и сорт самого чая.

За два месяца до сбора урожая чайные кусты начинают накрывать тентами, чтобы чайные листья не обжигались. На них всё ещё попадает солнечный свет, необходимый для выработки хлорофилла. От количества солнечного света, который попадает на листья, зависят полезные вещества, которые в них вырабатываются. Если их оставить на солнце, то выработается больше катехина. А за счёт того, что матча покрывается тентом, в листьях вырабатывается больше Л-теанина. Это очень сильный антиоксидант, и в матча уровень его содержания гораздо выше, чем в обычном чае. При производстве чайный лист отделяется от жилок, сушится и хранится в мешках и по мере необходимости перемалывается.

Моему супругу предложили работу в США, и я, оставив свою работу в Москве и отправившись туда за ним, стала думать, чем же мне заняться на новом месте. Мы жили в Лос-Анджелесе, и в то время мода в Калифорнии на чай матча была в самом разгаре. В США я находилась по туристической визе, поэтому при поиске работы меня везде ждал отказ. Увидев, насколько силён тренд на матча-чай в США и понимая, что к нам в Россию всё так или иначе приходит оттуда и через три-четыре года этот тренд дойдет и до нас, я решила начать импортировать чай матча в Россию. К этому моменту у меня уже был поставщик чая, потому что я заказывала матча для себя. Сидя дома в Лос-Анджелесе, я буквально на коленках нарисовала сайт, вложила сто долларов в рекламу и постепенно начала поставлять чай на российский рынок. Увидев, что людям в России это интересно, мы занялись этим проектом всерьёз. Мы заказали множество чайных образцов и вместе вслепую дегустировали сорта, чтобы понимать, какие именно продукты закупать, как отличаются разные сорта чая. С этого всё и началось.

В партнёрстве с одним из местных поставщиков чая мы создали небольшое чайное ателье в Японии, где наши партнёры перемалывают чай, который приходит от других фермеров. Мы делаем свой чайный бленд, поэтому уверены в том, что чай, который мы ввозим, действительно уникален.

Вести бизнес с японцами действительно сложнее, чем с китайцами. Для китайцев самое важное — материальная выгода. Они заинтересованы в прибыли, поэтому с ними легко найти компромиссное решение, комфортное для всех. В Японии же важнее традиции, условности, с которыми я, как иностранка, не знакома, из-за чего первое время вести бизнес было очень тяжело. Прежде чем ты приступаешь к разговору о бизнесе, происходят некие ритуалы, которые могут длиться несколько часов. Это, безусловно, безумно интересно, но когда ты посещаешь десятки ферм за несколько дней, чтобы узнать разницу в культивации и сортах, ситуации случаются разные, и не всегда понимаешь, как себя вести. Однажды со мной произошел такой конфуз: во время одного из визитов мы спросили, можно ли попробовать матча в формате латте, и получив разрешение фермеров, мы налили соевое молоко в одну из чаш. Внезапно лицо фермера резко изменилось. Оказалось, что именно эта чаша была передана фермеру по наследству и в нее строго настрого запрещалось наливать что-то кроме матча, культивированного именно на их ферме. В общем, при ведении бизнеса с японцами без помощи местных, знающих традиции и особенности японского бизнес-этикета, никак не обойтись.

Мы начинали с очень узкой продуктовой линейки: у нас было всего три сорта чая. Мы продавали премиальные сорта чая, а также один, который нельзя отнести к премиальным, так как он собирается на месяц позже. Но он гораздо более высокой категории чем то, что некоторые компании называют церемониальным.

Сегодня у нас в линейке товаров представлена не только классическая матча, но и голубая, розовая. Япония, действительно, страна глубоко традиционная, но одновременно с этим и современная. Этот микс традиций и инноваций ты встречаешь в Японии каждый день. Когда мы предложили нашим партнерам ввести не японские виды матча на основе фруктов и цветов, они с энтузиазмом поддержали эту идею. Мы также уточнили, можем ли мы назвать эти чаи словом «‎матча», и японцы согласились. Мы сами обрабатываем эти чаи. Например, тайские цветы мы привозим в Японию и обрабатываем на гранитных жерновах. Конечно, использование термина «‎матча» в данном случае — это больше маркетинг. Розовый и голубой чай остаются одними из самых продаваемых, причём не только за счёт цвета. Голубой чай действительно обладает расслабляющим эффектом, спасает от бессонницы. Розовая матча стимулирует работу ЖКТ, поэтому многие, кто хочет похудеть, употребляют именно его.

Шоколад мы производим с нашими отечественными партнёрами — российским производителем Mojo. Они производят веганский шоколад без лактозы на основе кешью. Там нет сухого молока. Наша продукция рассчитана на людей, которым важно, что они едят, которые смотрят на этикетку, проверяют состав, осознанно подходят к своему организму. Также у нас в продаже аксессуары для приготовления чая и предметы посуды. А два года назад мы ещё и открыли собственный Matcha Bar на Даниловском рынке.

Наш основной план на будущее — это продолжать радовать таких же ценителей качественного и произведенного в соответствии с древними японскими традициями матча, как и мы сами, не только в России, но и по всему миру!

Другие интересные интервью, анонсы мероприятий и обзоры заведений вы также можете найти в моём Инстаграм-блоге.

Наталья Белая
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту