Витрины японских кафе манят аппетитными блюдами. Бульон в рамэне, кажется, ещё не остыл, а клубнику на торте как будто только что сорвали с грядки. Придётся сглотнуть слюну! Вся эта еда – фальшивая. Рассказываем, как в Японии появилась мода на несъедобные блюда и как их «готовят» сейчас.
Называются такие муляжи 食品サンプル сёкухин сампуру «образец еды». Точно сказать, когда именно они впервые появились, нельзя. Считается, что или в конце периода Тайсё (1912—1926 гг.), или в начале эпохи Сёва (1926—1989 гг.). Тогда муляжи делали так: создавали форму будущей «еды» из желе агар-агар, а потом заливали воском. А для того, чтобы желе не расползалось, использовали гипс, что, правда, было сложно и неудобно. К тому же сделанные таким образом фигурки потом начинали выцветать.
Позднее эти муляжи вытеснила «еда» из воска, а само производство в эпоху Сёва (1926—1989 гг.) достигло огромных масштабов – во многом благодаря Ивасаки Такидзо.
Ивасаки ещё ребёнком заметил, что если в расплавленный воск капнуть чуть-чуть воды, он становится похож на цветок сливы. Тогда это вызвало восторг. А спустя годы, когда Ивасаки исполнилось уже 27 лет, детское впечатление очень кстати вспомнилось: на дворе стоял 1931 год, муляжи ещё не использовались повсеместно, да и вообще витрины кафе оформлялись простенько. Тогда Ивасаки сообразил, что, используя воск и воду, сможет привлекательно оформить витрину.
Осталось создать муляжи. Одна неудачная попытка, другая, третья… кто-то другой, может, и сдался бы, но Ивасаки продолжал добиваться сходства с настоящими блюдами, и на свет появился искусственный омлет. Именно его считают первым муляжом, похожим на нынешние.
Уже в 1932 году в Осаке заработала мастерская Ивасаки по производству муляжей. После неё по всей стране начали появляться и другие. А что касается Ивасаки, в 1955 году он развернул производство ещё и в префектуре Гифу, в городке Хатимон, откуда сам был родом. Ивасаки всегда очень любил свою малую родину и начал производить муляжи там главным образом для того, чтобы дать работу местным жителям.
Ивасаки скончался в 1965 году, однако и после его смерти искусственная еда оставалась крайне популярна. Открывалось всё больше мест, где её производили, а во второй половине 1970-х материал сменился с воска на резину. От воска пришлось отказаться по нескольким причинам. Во-первых, находясь на витрине, «продукты» попадали под прямой солнечный свет и подтаивали. Во-вторых, воск неустойчив к высоким температурам. Резиновые изделия оказались куда долговечнее. К тому же вместе с резиной в ход пошли силиконовые формы, которые позволяли передать самые мелкие детали, в буквальном смысле каждую рисинку в карри.
Как же устроено современное производство?
Сперва делаются снимки еды, которую надо изготовить. Если фото нет, профессионалы обходятся грубой зарисовкой с уточняющими подписями. А могут использовать и то, и другое одновременно.
Далее создаются силиконовые формочки. В них заливают вещество поливинилхлорид (также известно как ПВХ) – это прозрачная пластмасса. Потом заполненные формы, совсем как настоящую выпечку, отправляют в печи, где будущие муляжи «выпекаются», пока не затвердеют. Затем «еду» извлекают из форм, красят и при необходимости раскладывают по самым настоящим тарелкам.
Муляжи создают не только на специальных производствах. На одном только YouTube можно найти множество видео-инструкций, как сделать аппетитную, но несъедобную еду в домашних условиях.
https://youtu.be/bo8ArXzxQvg
Сегодня еда-обманка красуется не только на витринах кафе, но и на чехлах телефонов, брелоках и даже на бижутерии. Создание муляжей, несмотря на множество приспособлений, всё ещё остаётся ручной работой, поэтому и резиновую креветку, и пластиковую яичницу по праву можно считать произведением искусства.
Источники: ganso-sample, asoview, tenpo, iwasakimokei