Экибэн, или бэнто для путешествия на японском поезде

Первые вокзальные вкусные коробочки

В 1872 году открылась первая железная дорога в Японии. Она соединяла токийскую станцию Симбаси и город Иокогама. Считается, что первый экибэн был продан на станции Уцуномия префектуры Тотиги, и состоял он из двух рисовых шариков, обернутых в лист бамбука, и солёного огурца. Продали его за пять сэн (1 сэн = 1/100 иены). И произошло это 16 июля 1885 года в день открытия железной дороги в Тохоку. Однако японцы отмечают день экибэна 10 апреля из-за игры слов, а точнее, иероглифов. 駅弁の日 (экибэн-но хи) отмечается именно 10.04, потому что кандзи 弁 напоминает японцам сочетание кандзи 十 дзю: «десять» и арабской цифры 4.

Развитие экибэн

В 1888 году на станции Химэдзи был продан первый экибэн, который близок к современному варианту: рис с гарнирами. Некоторые источники говорят, что первыми экибэнами, в которых были представлены местные деликатесы, являлись суши-экибэны со станций Итиносэки и Куросавадзи в префектуре Иватэ в 1890-х годах. А к 1905 году появились журналы, где описывали экибэны, которые можно было бы приобрести на разных станциях, а в некоторых расписаниях поездов указывали знаменитые экибэны данного региона.

Раньше продавцы экибэн несли их на подносе, который вешали на ремень, обмотанный вокруг шеи. Они привлекали к себе внимание выкриками и ходили вдоль перрона, продавая вкусные коробочки пассажирам в окна поезда.

Однако, когда в поездах появился климат-контроль и окна перестали открываться, продавцы переехали в киоски на станции и в сам поезд.

Наряду с региональными деликатесами, в экибэны зачастую входят сезонные продукты, которые доступны только в определённое время. И для экибэна очень важна красивая подача, так как традиционные вкусные коробочки конкурируют с магазинными готовыми обедами. И тут фантазия продавцов безгранична, поэтому многие упаковки экибэн похожи на сувенирные шкатулки и баночки.

Взлёты и падения

Вторая мировая война повлияла на внешний облик экибэна того времени: недостаток риса компенсировался сладким картофелем или лапшой, а красивые обёртки заменялись простой бумагой с патриотическими лозунгами. Из того периода осталось блюдо 烏賊飯 (икамэси) — кальмар, фаршированный рисом и тушёный на слабом огне. Это блюдо придумал продавец экибэн на Хоккайдо.

После войны, в 1950-х годах японцы начали активно путешествовать, а с развитием телевидения интерес к вкусным коробочкам вырос. Продажи экибэн с двух миллионов коробочек в неделю в 1970-х выросли до двенадцати миллионов коробочек в сутки к 1980 году.

К в 1990-х продажи экибэн снова упали, и связано это было с распространением частных автомобилей и повсеместное их использование для путешествий. В период с 1987 по 2008 годы продажи экибэн снизились на 50%. Компаниям нужны были новые идеи, чтобы спасти экибэн. И в 1996 году в универмагах прошёл первый фестиваль экибэн, то есть, чтобы поесть поездную еду было, необязательно ехать в путешествие на поезде. В тот самый первый фестиваль продали около 400 тысяч коробочек разных видов за две недели. Теперь не поезд вёз японцев к региональным деликатесам, а вкусные коробочки сами приходили к японцам на пару недель в году.

Экибэн сегодня

Сейчас производители экибэн стараются идти в ногу со временем, меняя дизайн обеда и упаковок. В последнее время стали популярны экибэн с изображением аниме. Наруто-экибэн стал визитной карточкой префектуры Окаяма — родины мангак Масаси Кисимото. Фестивали экибэн в универмагах уже стали традицией и проводятся даже за границей. Экибэн стал одной из множества причин посетить Японию и прокатиться по ней на поезде.

Источники: TofuguWeb-JapanKikkomanJapantimes 

Полина Кисленко
Необычный редактор
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту