Краткая история японской железной дороги

Наверное, каждый из нас практически ежедневно пользуется различными видами железных дорог: метро, электричками, обычными поездами и многими их разновидностями. Конечно, так было не всегда, ведь когда-то не только в России, но и во всём остальном мире никто даже мечтать не мог о подобном благе цивилизации. О том, как железная дорога появилась в Японии и какое развитие получила мы расскажем в этой статье.

Итак, начнём немного раньше начала самого строительства железной дороги и с того, какие предпосылки привели к её появлению. Самое очевидное – Реставрация Мэйдзи, ведь её экономические преобразования повлекли за собой рост потребности в перевозке грузов, другими словами, развитие инфраструктуры. Ни одно предприятие не сможет работать без постоянных и, что самое главное, стабильных поставок сырья. Без них, в свою очередь, невозможна индустриализация, которая являлась одним из определяющих факторов того, будут ли проводимые реформы успешными или нет.

Ещё поезда, что неудивительно, могут осуществлять пассажирские перевозки, и главным фактором здесь становится не удобство граждан, а усиление централизации в стране, ведь железная дорога значительно облегчает управление провинцией. Кроме того, они делают путешествие не таким затратным по времени и средствам, а потому переезд и естественное перемещение рабочей силы к предприятиям становится простым делом – навестить родственников теперь достаточно просто.

Предположим, такова была аргументация в пользу строительства железной дороги. На неё нашлись средства, и, наконец, в 1872 году было завершено строительство первого участка (Токио-Йокогама). Для сравнения, в Европе первая железная дорога была открыта в Уэльсе уже в 1804 году, так, что Япония могла воспользоваться не только опытом проб и ошибок европейских государств, но и помощью западных инженеров.

Чем они и не преминули воспользоваться: японцы обратились за помощью к Великобритании, которая помогла им в постройке самой железной дороги и локомотивов. Стоит заметить, что именно ими было установлено весьма необычное расстояние между рельсами, 1,067 мм, которое и по сей день используется большинством японских железных дорог. Исключение составляет только скоростной поезд синкансен, перемещающийся по выделенной железнодорожной линии (расстояние на ней соответствует мировым стандартам и составляет 1,435 мм). Максимальная скорость состава на тот момент составляла примерно 32 км/ч (примечательно, что скорость современных синкансенов в среднем ровно в 10 раз больше, 320 км/ч).

Со временем сеть железных дорог охватила всю Японии; всего лишь за 17 лет были соединены основные города по старому тракту Токайдо. Интересно, что в строительстве железнодорожной сети очень явно проявлялась тенденция вторить уже существующим маршрутам, так один из путей движения синкансенов так и называется, «синкансен Токайдо». Окончательно же сеть была достроена только в 1920-х годах; тогда любой японец мог без проблем добраться до любой точки на острове Хонсю. Ко всем остальным островам железнодорожное сообщение было налажено только в 1988 году со строительством подземного тоннеля Сэйкан между Хонсю и Хоккайдо. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что на поезде можно объехать практически всю Японию.

Сегодня нас, пожалуй, удивляет скорость и качество японских поездов, однако до начала XX века в Японии не было собственного производства, все локомотивы закупались в Великобритании, Германии и США. Точная дата запуска первого состава японского производства неизвестна, однако мы точно знаем, что он курсировал между угольной шахтой и одной из японских морских баз. Со временем производство собственных поездов в Японии нарастало, и необходимость в закупке иностранных составов отпала.

Любая крупная инфраструктура требует необходимых органов власти, определяющих её работу и следящих за её состоянием. Изначально в Японии эту роль исполняла JNR (Japanese National Railways), однако в 1987 году железные дороги были приватизированы, и теперь разными регионами страны управляют 6 частных компаний: JR Hokkaido, JR East, JR Central, JR West, JR Shikoku и JR Kyushu.

Суммируя всё сказанное выше, стоит обратить внимание на один важный факт: облик современной Японии в немалой степени обязан именно железным дорогам. Они связали страну воедино и дали ей осуществить экономические реформы в невероятно сжатые сроки. Многие считают, что железная дорога не больше чем средство передвижения, однако на деле её влияние оказалось настолько огромным, что во многом предопределило будущее страны.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту