Русский музыкальный инструмент, на котором играют одними лишь движениями рук в воздухе, был изобретён Львом Сергеевичем Терменом в 1919 году. С тех пор случилось многое, в том числе и началась крепкая дружба между русскими и японскими терменвоксистами. В статье вы сможете посмотреть фото и видео с несколькими отрывками выступлений с юбилейного концерта, прошедшего 19 января 2019 года в Шереметьевском дворце Санкт-Петербурга.
За целый век в истории первого в мире электронного музыкального инструмента произошло немало событий.
На нём пробовали играть такие люди, как Владимир Ильич Ленин, Альберт Эйнштейн, группа «Led Zeppelin» и Пол Маккартни. До 70-х годов «голос Термена» (именно так переводится название инструмента) часто использовали в фильмах, причём не только советских, но даже голливудских. Его можно услышать и в современных сериалах, например, «Теория большого взрыва» (4 сезон, 12 серия), Симпсоны (27 сезон, 22 серия), Футурама (6 сезон, 16 серия).
Со временем появлялись новые модели терменвоксов и профессиональные исполнители. В XX веке самой яркой исполнительницей была американка Клара Рокмор.
Сейчас существует две школы терменвокса: российская (возглавляет Пётр Термен, правнук изобретателя) и японская (возглавляет Масами Такеучи). В честь 100-летия инструмента их представители выступили в Санкт-Петербурге с совместным концертом.
Открыли концерт лучшие ученицы Масами Такеучи из ансамбля «Japan Theremin Old School».
К сожалению, сам руководитель японской школы не сыграл на терменвоксе. В 2018 году у Масами Такеучи случился инсульт, и правая сторона его тела была парализована.
Однако сэнсэй не мог не выступить на таком важном мероприятии, и вместе с ученицами из ансамбля «Mable and Da» он играл на матрёмине — маленьком варианте терменвокса в виде матрёшки, изобретённом им в 2003 году.
Японские матрёминисты устроили настоящее шоу, показав залу красивое и оригинальное исполнение.
В конце выступления Масами Такеучи подарили хризантемы, и он рассказал, что когда он жил в России, у него была кошка, которую звали «Хризантема» (яп. 菊千代 кикутиё, где кику — «хризантема»).
Японец поблагодарил всех присутствующих. Отдельную благодарность он выразил и самому изобретателю, Льву Сергеевичу Термену (1896—1993).
Спасибо за то, что подарили мне смысл моей жизни.
Завершили концерт Наталья Термен и Пётр Термен — дочь и правнук изобретателя.
Однако за 100 лет существования терменвокса есть и то, что осталось неизменным.
Терменвокс до сих пор является единственным в мире инструментом, к которому музыкант не прикасается во время исполнения. Поэтому Масами Такеучи называет его «интерфейсом для души». Ведь когда человек играет на терменвоксе, между ним и инструментом нет никаких преград в виде клавиш или струн, и взаимодействие со звуком происходит напрямую.
Пётр Термен рассказал, что несмотря на всю необычность терменвокса, для игры на нём используются традиционные ноты. И в этом нет ничего удивительного.
Ведь когда вы поёте, вы тоже не можете сказать, где именно у вас внутри находится какая нота.
Сфера терменвокса продолжает развиваться. В настоящее время в России началось обучение игре на матрёминах (помимо терменвоксов). А 3 сентября 2019 года Масами Такеучи планирует обновить свой рекорд Гиннеса «самый большой в мире ансамбль терменвоксистов», поставленный в 2013 году (участвовало 272 исполнителя).
Мы желаем русским и японским терменвоксистам вдохновения и дальнейших творческих успехов. Пускай отношения между двумя школами становятся ещё крепче и всё больше людей узнаёт о таком замечательном инструменте, как терменвокс.
Подробнее о терменвоксе и Масами Такеучи читайте в другой нашей статье.